Земли, отделенные Саном на западе и Днепром на востоке, Припятью на севере и Карпатами на юге, имеют исключительное значение в древней истории Украины. Лингвистические и археологические исследования утверждают, что именно здесь находилась прародина славян. Как же формировался праславянский этнос, где находились источники его культуры.
К середине II тыс. до н.э. завершилось передвижения и расселения большинства индоевропейских племен. Пора спокойных и стабильных отношений, начали складываться новые этнические сообщества. Примерно с XVI в. до н.э., именно
во времена расцвета бронзового века, земли, расположенные к северу от Карпат, были заселены родственными между собой племенами, которых, по мнению многих ученых, уже можно считать праславянами, – предками восточных и западных славян, их происхождение связывают с консолидацией части племен, которые еще в начале П тыс. до н.э. отделились от большого индоевропейского массива. Праславяне говорили на одном или несколькими близкими языками, их материальная культура и верования имели много общих черт. Но новообразованная сообщество, которое археологи назвали тшинецкая – Комаровский культурой, не была однородной. Занимая большое пространство между реками Одером и Днепром, Припятью и Карпатами, она вобрала в себя различные этнические и культурные элементы других индоевропейских и неиндоевропейских племен. Так, в северной и северо – восточной частях ареала своего распространения, в бассейнах Припяти, Верхнего Днепра и Десны праславяне контактировали с прабалтов и праугро – финнами. Более юге, на Западном Подолье, Приднестровье и Углу была сильное взаимодействие с прафракийцямы, праиллирийцямы и индоиранцы. Часть этих племен, влившись в основной праславянский массив, была ассимилирована последние, но предоставила своеобразного окраску отдельным районам огромной праславянского сообщества. Историю праслевьян можно условно разделить на два периода : ранний и поздний.
Ранний период праславянского истории был временем первоначальной консолидации протословьянських, в основном индоевропейских племен. Этот довольно спокойный, без больших войн и вражеских вторжений период праславянского истории длился примерно 500 лет и занимал всю вторую половину II тыс. до н.э. ( с XV ] по X в. до н.э.). Его археологическими соответствиями в Украине были тшинецкая, Комаровский и белогрудовской культуры.
Племена тшинецкая и комаровской культур жили тшинецкая в неукрепленных поселках, расположенных на высоких берегах рек и озер. Для строительства наземных и полуземляночного жилья широко использовали дерево. Деревянный каркас служил основой для стен из бревен или плота и двускатной крыши, крытого камышом. Земляной пол излагалась глиняными вальками и обмазывалась глиной. В жилищах проживало 10-15 человек, то есть одна большая семья. Такие жилища обнаружены на хорошо исследованном поселении восточнотшинецкой культуры вблизи с. Пустынка над Днепром на Черниговщине. Все поселение состояло из 35 жилых, хозяйственных и культовых зданий, которые были размещены вдоль берега двумя рядами, образуя улицу. На этом поселении проживало примерно 300 человек. Несколько иной тип жилья существовал на юге – на Поднестровье и Прикарпатье, где жили носители комаровской культуры. В с. Комаров вблизи Галича, над г. Луквой исследовано поселение, состоявшее из 20 наземных жилищ. Это были большие прямоугольной формы однокамерные помещения, основа которых излагалась из камня, а стены – из дерева. В одном из таких жилищ пол был покрыт плотным слоем глины, в углу находилась печь, а вдоль стен стояли большие сосуды, до половины вкопанные в землю. Вспомним теперь поселения и жилища первых земледельцев – трипольцев, и увидим много общего и в планировании и расположении поселков, и в конструкции жилищ, хотя эти две великие культуры отделены время в одну тысячу лет.
Праславяне были земледельцами и скотоводами. Эти две отрасли хозяйства были сбалансированными, что присуще украинской деревни и более позднего времени. Этому способствовали и природные условия. Климат был близок к современному – на смену холодному и сыром периода во второй половине III тыс. до н.э. и в начале II тыс. до н.э. в Европе наступил относительно сухой и теплый период, который длился в течение II тыс. до н.э. Край, где жили праславяне, был богат плодородные почвы и пышные луга, с севера подступали густые леса.
Земледелие было пахотным, с применением тягловой силы, очевидно, быков. Остатки деревянных рал пизньобронзовои суток найдены в торфовишах на Черниговщине и Сумщине. Выращивали пшеницу двух сортов, ячмень, просо. О занятиях земледелием свидетельствует большое количество земледельческих орудий: кремневых и бронзовых серпов, каменных и костяных мотыг, зернотерок, розтирачив, посуды для хранения зерна – зерновиков, многочисленные отпечатки зерен в глиняной обмазке, ярко выраженные земледельческие культы и верования.
Скотоводство было приселищним. Выращивали крупный рогатый скот, лошадей, свиней, коз. Домашние животные обеспечивали вспашку полей и перевозки грузов, давали кожу, мех и шерсть для одежды, молоко, сыр, масло и мясо для стола, рога и кости для орудий. Развитыми были прядение и ткачество – это подтверждено находками большого количества прясел и костяных гребней для расчесывания пряжи.
Существовало и общинное ремесло. Изготовлением каменных и кремневых орудий – серпов, топоров, тесла, наконечников стрел – занимались мастера -профессионалы. Часто их мастерские были узкоспециализированными – в них производили орудия только одного типа. Значительное место в хозяйстве занимало гончарство. Посуда, как и в прошлые эпохи, лепился вручную, без ротационного гончарного круга, но на твердой деревянной основе. Применялись особые технологические приемы : для увеличения температуры обжига примешивали в керамическое тесто толченый пережженный кремень или гранит, покрывали поверхность посуды тонким слоем особой глины, которая после обжига делала посуду водонепроницаемым. Обжигали посуду на открытом огне, хотя с доказательства существования простых гончарных печей. Керамика тшинецкая – комаровской культуры поражает богатством форм и орнаментации. Гончары изготовляли различного размера тюльпаноподибной горшки, миски, двуручные вазы, дзбанки, кружки, кубки. В эпоху бронзы уже исчезло замечательное искусство керамического росписи, которое существовало в энеолите. Появились новые способы орнаментации. Посуда теперь чаще украшают вытесненными в еще сырой поверхности горизонтальными и вертикальными полосами и насечками, заштрихованными треугольниками, косыми и волнистыми линиями, каннелюрами, изображениями круга и креста. Как и в предыдущие сутки, много орнаментальных мотивов мало магическое значение.
Хотя праславяне и пользовались бронзовыми орудиями и украшали себя бронзовыми и даже золотыми украшениями, местная металлообрабатывающая дело не получило е достаточного развития. А, может, и не было необходимости в этом – ведь недалеко, за Карпатами, существовал мощный карпато – дунайский металлургический центр, и большинство металлических изделий поступала путем обмена именно оттуда, от племен, которые были лучшими металлургами в эпоху бронзы во всей Европе.
Погребальные обряды в тшинецкая – Комаровский племен были разнообразными. Такое разнообразие вызвано тем, что праславяне как историческая общность сформировались из разных племен, среди которых были и потомки трипольцев, и племена культур шнуровой керамики, и прафракийци и неиндоевропейских племена. Над умершими насыпали курганы или прятали их на грунтовых могильниках, ничем на поверхности не обозначенных. Одновременно с захоронением умерших в скорченном или вытянутом положении существовала – и кремация ( трупосожжения ) – обряд, который был известен в нашей стране уже племенам трипольской культуры. Иногда покойников окружали своеобразной оградой из камней или толстых дубовых бревен. Советов с захоронением или над ним разжигали большие костры и насыпали могилу. Такие курганные могильники, которые были, очевидно, родовыми кладбищами, исследованы на Поднестровье ( в селах Комаров, Вихторив, Буковна ), в холме Карпат ( в селах Стопчатов и Кульчицы ), на Волыни ( в селах Иванья, Дитиничи, Скирче ). На грунтовых могильниках умерших хоронили в гробницах, сложенных из каменных плит. Праславяне верили в потусторонний мир и клали в могилу оружие и орудия, украшения и посуду с едой. Некоторые захоронения достаточно богатыми, возможно, ЦС захоронения родовой знати, например в Комарове, где в одном из курганов обнаружены остатки дубовой ящика, в которой лежали бронзовые шпилька, браслет и ожерелье с золотыми подвесками, или курганы с Иванья, где найдено парадное оружие : кинжалы, топоры, которые были отличия знатности и власти. Встречаются и гораздо скромнее захоронения, без украшений, оружия или орудий, даже без посуды. Например, в одном из курганов Комаровского могильника рядом со скелетом найдено только каменную зернотерку.
” Княжеский ” захоронения открыто археологами на могильнике близ села Иванья на Волыни. Ученым удалось примерно реконструировать погребальный обряд. Сначала в большой могильной яме похоронили остатки кремации человека с посудой, бронзовыми и золотыми украшениями и прекрасным бронзовым кинжалом. В этой же яме, сбоку, захоронили останки кремации женщины, тоже с бронзовыми браслетами и посудой. Над ямой было разложено большой костер и осуществлено еще одно тилоспалсння – здесь найден обгоревший скелет взрослой женщины с бронзовыми браслетами на руках и ногах, булавкой на груди и миской у колен. А уже на пепелище похоронен скрюченными две молодые женщины с бронзовыми украшениями. Возможно, здесь был похоронен вождя рода или даже племени вместе с двумя женами и двумя рабынями. Описанное и другие подобные захоронения комаровской и тшинецкая культур является свидетельством ритуального убийства женщин на могиле мужа – патриарха.
Погребальные памятники тшинецкая и комаровской культур свидетельствуют о существовании у праславян одного из древнейших культов, возникший еще во времена родового строя – культа умерших, культа предков. Культ предков у праславян конце бронзового века становится насыщенным богатой обрядностью и продолжает существовать независимо от способа захоронения – то были обычные грунтовые могилы, или захоронения под курганами, или кремация. У праславян в тшинецкая и Комаривский культурах вновь возрождается тилоспалювальний погребальный обряд ( кремация ), который в III тыс. до н.э. был уступил ингумацийним ( тилопокладним ) погребением. Кремация как способ погребения человека имеет глубокие корни.
Одни ученые считают, что местом зарождения ритуала трупосожжения были Месопотамия и Палестина V – III тыс. до н.э., однако новые археологические исследования свидетельствуют, шо сожжение умерших практиковалось в Центральной Европе уже в VIII – VI тыс. до н.э., конце мезолитической и в начале неолита. Не исключено, что центра происхождения этого обычая не было, и он возник конвергентно в разных районах. Важно то, что формировался обряд кремации все же в среде земледельцев и уже существовал среди неолитического земледельческого населения на западе Украины в V тыс. до н.э. Именно в этом регионе, на Поднестровье, Закарпатье, Западной Волыни и Полесье, кремация последовательно практиковалась на протяжении всех эпох вплоть до раннего средневековья включительно. Возникновение обряда сожжения покойников, очевидно, связано с земледельческими культами солнца как основной життетворчои силы, огня – стихии, которая очищает и обеспечивает от зла , и неба, где хранятся запасы еще одной жизненной стихии – воды и куда вместе с освобожденной от тела душой поднимается дым погребального костра. Но одновременно кремация могла иметь и другие основания – страх перед мертвыми и возможность того, что они будут вредить живым.
Кроме культа предков, который был частью религиозных представлений, в ранних праславян огромное значение имели земледельческие культы и верования. Это был целый комплекс обрядов, связанных с аграрной магией, культом огня, домашнего очага и домашних животных. Существовал летний, календарный цикл праздников. Действа происходили в особых, предназначенных для этого местах и зданиях. Такие здания -святилища обнаружены археологами на многих праславянских поселках Украины. Они отличались от остальных жилых и хозяйственных построек своей архитектурой. Внутри находились вещи, связанные с земледелием : серпы, зернотерки, обгоревшее зерно, глиняные модельки буханки хлеба, посуда особых форм, вылепленный из глины с примесью зерен и украшен растительным орнаментом. В других подобных культовых сооружениях находили человеческие кости, ямки с остатками кремации, кострища. Возможно, это были специальные храмы, ” дома мертвых “, где над умершими совершали обряды, хранили их кремированы остатки, проводили поминальные пиры.
Обрядовые действа происходили в поселках не только в святилищах, но и на открытых больших жертвенниках на высоких берегах рек. Жертвенники выглядели круга, выложенного из каменных плит, что могло символизировать солнце. Внутри круга в углублении горели священные костры. Сюда приносили различные пожертвования, в том числе и животных.
У праславян, как и во многих других раннеземледельческих культур, существовал обычай совершать определенные культовые церемонии при закладке жилья, а также и всего поселения. Чаще всего это были жертвоприношения – археологами найдены горшки с пережженными костями, черепа, кости и скелеты животных, спрятанные под полом жилища. Осуществлялись и человеческие жертвоприношения, о чем также свидетельствуют археологические материалы, исторические письменные источники, а также легенды и сказки. Отголоски этого обряда, должен был обеспечить счастливую судьбу жилья и людей, которые будут жить в нем, существовали еще до недавнего времени в Украине, в частности на Гуцульщине.
Культы и верования ранних праславян, которые вобрали в себя основные земледельческие аграрно – магические представления трипольских племен и их потомков, в конце эпохи бронзы уже начали формироваться в сложную мировоззренческую систему – славянское язычество.
В конце II тыс. до н.э. в эпоху поздней бронзы праславяне уже полностью разделились на две части: западную – предков западных славян и восточную – предков восточных славян. Большая тщы донецком -Комаровский культура в Украине в XIII -XII вв. до н.э. перерождается в несколько отдельных новых культур. Одной из них была праславянский белогрудовской культура ( название происходит от названия Билогрудивськош леса возле Умани ). Носители этой культуры в XI – IX сг. до н.э. занимали лесостепную полосу Правобережной Украины от Збруча до Днепра, концентрируясь на Восточном Подолье в районе современного города Умани. Очевидно, здесь был центр племенного объединения. Так же, как и их предки, ” билогрудивци ” были земледельцами и скотоводами, имели подобное хозяйство и быт. Но больше стали использоваться бронзовые орудия, не только завезенные, но и изготовленные в местных мастерских. Исторически важное значение имеют обнаруженные на белогрудовской поселках следы железоделательного производства. Это уже свидетельствует о начале новой, железного века в Украине.
У племен белогрудовской культуры существовали выразительные культы солнца и огня, которые возникли в среде оседлых земледельческих племен еще со времен трипольской культуры. С этими культами связаны особые культовые сооружения – пепелища. Это большие, искусственно насыпаны холмы из пепла, расположенные неподалеку древних поселков на высоких, заметных местах, иногда на водоразделах. Здесь несколько раз в год при собрании всей общины разжигали огромные ритуальные костры в честь солнца ( или персонифицированного бога солнца, аналогичного позднем Дажбогу ). Праздники проходили в определенные дни – возможно, во время весеннего и летнего солнцестояния – на Ивана Купала. Зажигали костры от ” живого огня”, добытого трением, приносили жертвоприношения – в пепелищах найдено особый вотивные посуда с изображениями креста в круге – древнего символа солнца и огня, ритуальные глиняные предметы: модельки буханок хлеба, зерен, фигурки животных. В жертву приносили животных и даже иногда людей – в пепелищах обнаружены человеческие кости и целые скелеты. Пережитки именно этих жертвоприношений до сих пор существуют в Украине в виде сжигания соломенных чучел на Купала.
Обычай устраивать пепелища был известен и южным соседям праславян – пивничнофракийським племенам, которые жили за Днестром и Прутом.
Праславянские пепелища были проявлением древнего, общего для индо – европейцев культа священного очага и солнца, отголоски которого сохранился во многих европейских народов до сих пор.