Под влиянием новых условий происходили определенные изменения в народном жилище. Наряду с традиционным двух-и трехкомнатные планированием появились жилья, где в сенях начали отгораживать места для кухонь. В промышленных поселках строили длинные бараки. В них для семейных рабочих выделяли отдельные комнаты с окном и печкой. Однако в большинстве случаев барак не имел никаких внутренних перегородок. Помещение обогревались большими печами. Вдоль стен стояли двух-или даже трехъярусные нары. Для семей ограждали уголки. В бараках не соблюдали никаких норм санитарии. Они не проветривались, наполняясь испарениями человеческих тел, одежды и обуви.
Отдельные рабочие, по возможности, строили полуземлянки-напивмазанкы, обрабатывали небольшие огороды и сады. Значительные изменения происходили в семейном быту. Патриархальные
семьи сохранялись лишь на Полесье и в горных селах Закарпатья. В других регионах старшие сыновья отделялись и, образовав семью, жили самостоятельно. Родители оставались в основном с младшим сыном, который, взяв на себя все обязанности в хозяйстве, становился главой семьи.
Повседневная жизнь крестьян больше соответствовало традициям. Младшее поколение проявляло уважение к старшим. Традиционные этические нормы не позволяли образ и ссор в общественных местах. Крестьяне продолжали собираться на толоки, помогая друг другу. Села отмечали религиозные праздники, четко придерживались обычаев и традиций, сопровождавшие их от рождения и до смерти. Площадь у церкви был главным центром общественной жизни. Другим центром оставалась корчма, которая в непогоду играла роль сельского клуба. Здесь обменивались информацией, слушали кобзарей и бандуристов, собирались на вечерницы.
Кроме вечеринок, устраивались и коллективные встречи – беседы – представителей разных поколений: взрослых, молодежи, подростков. Обычно они проводились по приглашению кого-то из хозяев. Сначала собирались мужчины, затем присоединялись женщины и молодежь. Начинались беседы на хозяйственные темы (прогнозы на урожай, ход сенокоса, качество приобретенного сельскохозяйственных орудий и т.д.). Эти разговоры продолжаться шутками, анекдотами, песнями. В непринужденной форме беседы молодежь получала жизненный опыт, усваивала этнокультурную информацию.
Всего повседневную жизнь украинской была полна напряженного труда, домашних забот, религиозных чувств, общественного объединения и содержательного досуга.