Самым трудным было положение русинов Закарпатья. Невысокая урожайность земли, медленное развитие промышленности и высокий прирост населения привели к крайне тяжелых условий жизни. Единственным спасением из этого положения стала массовая миграция. Что касается культурно-национальной жизни, то скромные успехи, полученные в 50-х годах, в течение 60-х свелись на нет. После преобразования Австрии в дуалистическую монархию все национальные меньшинства Венгрии были отданы на милость венгров.
Под давлением этой власти греко-католическая церковь Закарпатья стала средством мадьяризации. На рубеже ХIХ-ХХ вв. здесь было закрыто те последние приходские начальные школы с украинским языком обучения, которые работали еще с начала XIX в.
Как и в Галичине, усиление национального гнета на Закарпатье привело к утверждению москвофильства. Интеллигенция Закарпатье помнила победе русских войск над революционными венгерскими частями в 1849 г. и не могла себе представить другой опоры национальной жизни, кроме Петербурга. Влиянию москвофильства попало первое национальное общество Закарпатья «06-щество св. Василия Великого»(1866).
Только в конце века – в 1897 на Закарпатье начал выходить еженедельник украинского направления «Наука». Лишь отдельные интеллигенты поддерживали связи с Галицией. В конце XIX в. Закарпатья, по выражению Михаила Драгоманова, оставалось «раненым братом» украинства.