Появление казацких чаек на море не была случайной. Удивить она могла разве что только Турцию, которая считала Черное море своими внутренними водами. Под конец XV века. его волны разрезал только один военный флот – турецкий. Полностью контролируя Босфорский пролив, которая вела в Мраморного и Средиземного морей, Османская империя рассматривала Черное море, как чистую и непорочную девицу”, куда “не только кому там плавать, но и прикоснуться никому и никогда не позволит”. И для такой напыщенности у турок действительно тогда существовали основания, ибо ни одно из окружающих государств не осмеливалась бросить вызов Турции. Поэтому как гром среди ясного неба, были для Стамбула известия о том, что какие-то там казаки, не имея не только государственной поддержки, а иногда и гроша за душой, без лишней скромности позарились на эту “непорочную девицу” и быстренько развеяли миф о ее неприступности.
Поезд украинских казаков до моря на самом деле имел глубокий и разветвленный корень. От самого начала в их морских походах переплетались и чисто казацкие потребности, и мотивы высокой политики, и глубинные интересы украинства.
С давних времен море занимало и занимает сейчас особое место в душе украинцев, что обусловлено географическим расположением украинских земель. Черное и Азовское моря были и остаются естественной южной границей украинского мира как неотъемлемой части европейской цивилизации. Кроме того, они соединяют Украину со средиземноморским регионом и Ближним Востоком, что имело огромное значение для ее полнокровного развития. Однако между морем и лесистыми украинскими территориями лежит широкая полоса открытого всем ветрам степи, которому выпала роковая роль в нашей истории. В это подбрюшье У страны одна за другой накатывались волны азиатских кочевых орд, отрезая ее от моря. Степь надолго стал Великим Границей между Европой и Азией. Более тысячелетия (вплоть до конца XVIII века.) украинцы вынуждены отвлекать огромные силы на борьбу за Степь, вместо того, чтобы тратить их на свое развитие. Этим не замедлили воспользоваться соседи. И хотя Великий Границу был не только регионом жесткой конфронтации, но и зоной взаимовлияний между различными культурами (что хорошо видно, например, по обычаям, быту, языку, строению тела украинцев), но в целом его появление стало для нас настоящей ахиллесовой пятой.
Казацкий морской флаг XVIII века. Копия начала XX века.
Поэтому утвердиться на берегах Черного и Азовского морей, предварительно погамувавши разрушительную кочевую стихию, издавна было над украинской идеей. Над решением этой проблемы всю жизнь дрались знаменитые киевские князья Олег, Игорь, Святослав, Владимир и др. Иногда везло: определенный времени Северном Приазовье существовало Тмутараканское княжество, а Северное Причерноморье входило в состав Галицко-Волынского княжества. Незадолго до появления украинского казачества на берегах Черного моря основывал поселение великий литовский князь Витовт, чьи намерения активно поддерживала украинская элита – князья и бояре-шляхта.
Переправа татар через реку
Следовательно морские войны казаков были органическим проявлением давнего стремления украинцев к морю. Фактически казачество подхватило знамя борьбы за северное побережье Черного и Азовского морей, который выскользнул из княжеских рук. Хотя долгое время казаки и не осознавали этого. Поначалу ими двигали сугубо личные интересы, которые вытекали из самого стиля казацкой жизни. Тот сочетал в себе хозяйственные промыслы, прежде всего, рыболовство и охота, с военным делом. Иначе в казачьих краях нельзя было не то что нормально существовать, – выжить. Так же казачество возникло на Южной Киевщине и Восточном Подолье, где постоянная опасность татарских набегов требовала быть с оружием на ты, чтобы достойно отвечать незваным гостям из степи – татарам, ногайцям, туркам – и наносить удары на опережение. Поэтому казаки быстро привыкли, как они писали, “саблей себе кусок хлеба добывать” . А нападения на татарские, молдавские, московские земли или на послов или купцов “на большой дороге” превратились в обыденное занятие казаков и рассматривались как вполне естественный способ заработать “казацкий хлеб”.
Запорожцы готовятся к морскому походу. Худ. И. Ижакевич. Гравер И. Рашевский
Отсюда был один шаг к расширению возможностей для здобичництва за счет морских походов. Ведь перед казачеством открывались неплохие перспективы поправлять свои состояния за счет захвата торговых и военных судов, а также городов-крепостей и прибрежных сел. И казаки совсем не лукавили, когда как-то писали польскому королю: “Откуда бы Войско наше живность мало, если бы туда, куда мы всегда лодками ходили, ходить не могли”.
Однако очень быстро этот здобичницький мотив был опутан другими, поскольку своими морскими походами казаки затрагивали интересы всех окрестных государств – Речи Посполитой, Крымского ханства, Молдавии, Московии. Это сразу дало казацким действиям внятного международного окраски, хотели того казаки или нет. Как только они “засветились” на море, их начали привлекать к военным операциям в низовьях Днепра в составе так называемой Днепровской флотилии. Ее создала официальная власть украинского пограничья – черкасский, каневский и другие старосты. С 1550-х pp. на казацкие лодки рассчитывала и Московия. А с конца 1570-х pp. в Европе уже не представляли уважительной антитурецької коалиции без казаков. Их милостиво приглашали, обещали щедрую плату, как это, к примеру, делали правители Молдовы, позже Ватикан, Габсбургская империя, польские короли. Накануне Хотинской войны 1621 г. король Зигмунт III умолял, чтобы казаки “в большем счете лодок на море пошли и государства султана турецкого мечом и огнем воевали”. На казацкие морские походы очень рассчитывал отчаянный борец за самостоятельность Крыма калга Шагин-Гирей, когда в 1624 г. заключал военно-политический союз с Войском Запорожским.
Так с самого начала внешние обстоятельства настойчиво подталкивали казаков посмотреть на свои морские походы шире. Довершили же дело те глубокие внутренние преобразования, которых казачество претерпело на протяжении XVI века. В начале следующего, XVII века. это уже была мощная военная сила, способная выставить 40 тыс. воинов. Это был отдельный субъект международных отношений, с которым должны были считаться близкие и дальние соседи. В 1620-е pp. казачество интеллектуально доросла до того, что не только боролось за свои права и привилегии, но и стало на страже общероссийских национально-религиозных интересов, преданных верхушкой старой украинской элиты.
Теперь казачество трактовало морские походы как священную борьбу с “басурманами”. От начала XVII века. казацкие флотилии из года в год угрожали столице Османской империи Стамбул, что было бы совершенно излишним, если бы казакам речь шла исключительно о грабеж. Казаки часто освобождали невольников-христиан, что ярко отразилось в украинских думах и исторических песнях, где казак изображен благородным спасителем украинских душ. Казацкие действия на море, как и на суше, оповивав ореол защитников европейского мира от турецкого порабощения, что придавало образу казака героического окраски, подпитывало казацкие претензии занять почетное место в обществе. И казаки старались в полной мере использовать этот фактор.
Со времен гетмана П. Сагайдачного свои морские походы они задействовали как мощный рычаг влияния на Варшаву. их активность на море постоянно раздражала султана, время от времени провоцируя польско-турецкую войну. Подливали масла в огонь и казацкие нападения на Крым. Польша имела вечные проблемы с формированием войска и никак не могла обойтись без казаков. И те становились просто незаменимыми для нее.
В таких случаях казаки пытались выжать из него уступки в свою пользу, а впоследствии и на пользу всего украинского мира. Главная цель казаков заключалась в том, чтобы их официально признали особой общественной группой (по состоянию) с такими правами и привилегиями, которые приравнивали казачество к шляхте. Казаки считали себя “людьми рыцарскими”, то есть состоянию, чьим занятием было военное дело. Как образно писали сами казаки в одном из писем, они с давних времен воюют на суше и на море, “не. почитая здоровья своего и своих маетностей и часто кровь свою проливая, как и сабли свои в крови неприятельській обмакивая, окроплюючи стены замков неприятельських кровью своей”.
Дополнительных аргументов добавлял казакам тот факт, что в жилах многих из них текла благородная кровь. Достаточно сказать, что казачили и были казацкими предводителями знаменитый князь Дмитрий Вишневецкий, воспетый в украинской народной “Думе о Байду”, князья Михаил Вишневецкий, Кирик и Богдан Ружинские. Под руководством этих и других поводырей из элиты казаки совершили много славных военных операций против различных противников. Богдану же Ружинском напівлегендарні известия украинских летописей приписывают организацию в 1576 или 1577 pp. одного из мощнейших морских походов казаков, во время которого они не то разорили турецкие крепости в Крыму, не то наведались “в гости” до Стамбула, а потом опустошили Трапезунд и Синоп.
Именно выходцы из украинской элиты занесли в казацкое среду идею утверждения казачества в самом выгодном, как на те времена, статусе “людей войны”. Ведь в тогдашнем мире военное дело как самое почетное занятие считалось исключительно “профессии” верхушки общества. Воюя против врагов и платя этим “налог кровью”, элита в такой способ морально обосновывала свое право пользоваться взамен кучей разных социальных, правовых, экономических, политических привилегий, которые в итоге резко возвышали ее над остальными людьми.