Для многих жителей Украины (если не для большинства) главным мотивом голосования на референдуме за независимость была надежда, что избавившись экономической эксплуатации Москвы, республика обеспечит своим гражданам высокий уровень материального благосостояния. Но первые годы независимости принесли разочарование. Уровень жизни продолжал падать еще более быстрыми темпами. Экономический кризис перерос в настоящую катастрофу.
Социально – экономическая и политическая ситуация в Украине значительно обострилась после того, как Россия ввела и навязала Украине либерализацию (фактически – административное повышение) цен с 2 января 1992 Правительство не защитил республику от экспансии денежной массы из России и других государств бывшего СССР. Введение с 10 января 1992 купонов многоразового использования лишь незначительно смягчило ситуацию. Рост “либерализованных»цен колебалось в пределах от С до 50 раз. Повышение заработной платы, стипендий га пенсий не компенсировало значительному снижению жизненного уровня населения. Особенно пострадали от “либерализации»малообеспеченные слои. Правительство ввело индексации зарплаты и других выплат.
В таких условиях Украина пришлось делать первые реальные шаги к рыночной экономике. Центральная проблема рынка – это проблема отношений собственности. В Украине на 1 января 1990 98% основных производственных фондов принадлежали государству. Чтобы сломать неэффективной командно – административную систему хозяйствования, необходимо было разгосударствление экономику, сделать ее многоукладной.
Основанием для формирования частного сектора экономики стали принятые Верховной Радой законы “О приватизации манная государственных предприятий»(4 марта 1992), “О приватизации небольших государственных предприятий (малой приватизации)»от 6 марта 1992 г. и принят в тот же день законом Украины “О приватизационных бумагах”.
Осуществляемая в республике приватизация имела следующие основные формы: акционирование предприятий, в том числе крупных; выкуп имущества сданных в аренду государственных предприятий за счет доходов арендаторов; прямой выкуп имущества государственного предприятия без предварительной аренды членами трудового коллектива; продажа предприятий по конкурсу или на аукционе отдельным гражданам. Происходила она и в других формах.
Наряду с акционированием, арендой, развитием кооперации, фермерства, малого предпринимательства быстрыми темпами происходила “дикая»приватизация, открывшая путь первоначальном накоплению капитала. Новоявленные предприниматели помогли “теневикам»отмыть неправедно нажитые миллиарды, в том числе и скрытые капиталы бывшей КПСС – КПУ. Затем они на “законных»основаниях начали переводить государственные (народные) ресурсы в структуры частного сектора.
Практиковалась и “внешняя»приватизация – продажа государственной собственности иностранному капиталу. Реализации этого права способствовал Закон Украины “Об иностранных инвестициях”, принятый С марта 1992 Он устанавливал необходимые гарантии, отсутствие которых сдерживала приток зарубежного капитала в экономику республики.
С целью нейтрализации диктата монопольных производителей товаров и услуг Верховная Рада приняла Закон “Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности»(18 февраля 1992).
Несмотря на то что законодательная база для приватизации была в основном сформирована, разгосударствления происходило крайне медленными темпами. И через три года после провозглашения независимости в украинской экономике доминировал государственный сектор.
Получение политической независимости Украины создало условия для достижения им экономического суверенитета, перехода к рыночным отношениям, а следовательно, высвобождение продуктивного и творческого потенциала народа. Но отсутствие концепции экономического развития страны невозможным быстрый выход из кризиса. Попыткой разработать такую концепцию стали “Основы национальной экономической политики Украины”, предложенные Президентом и одобрены Верховной Радой 24 марта 1992 Среди главных принципов этого документа заметим следующие: развитие рыночных отношений, введение собственной денежной системы и выход из рублевого пространства (вышли 16 ноября 1992 г.), приватизация и демонополизация, либерализация внешнеэкономической деятельности. Поручение Президента Украины Кабинета Министров по разработке до середины мая того же года законодательных и нормативных актов для реализации выбранного курса не было выполнено. Зато в сентябре правительство Фокина обнародовал план действий, который фактически предусматривал отход от рыночных реформ и возвращение к командно – административной системы управления экономикой. К этому шагу правительство тщательно подготовился, увеличив лишь 1991 аппарат управления на 13,2%.
Антирыночная политика исполнительной власти вызвала решительное сопротивление демократических сил и обусловила падение Кабинета Фокина.
Правительство первого Премьер – министра независимой Украины (ноябрь 1990 – октябрь 1992 г.) допустил ряд серьезных просчетов. Именно Витольд Фокин без консультаций с правительством и парламентом согласился с навязанной российской стороной оценкой доли взноса Украины в экономику СССР – 16,37%, тогда как большинство экономистов оценивают ее не менее чем в 21 – 22%. Однако республика так и не получила даже той заниженной части золотого и алмазного фондов, кораблей всех флотов СССР, недвижимого имущества за пределами бывшего Союза, помещений посольств и представительств и многое другое общего блага, единолично присвоенного Россией.
Правительство Фокина позволил двухнедельное (с 2 по 16 января 1992 г.) массовое и бесконтрольное ограбление Украины зашли российскими покупателями после либерализации цен, когда получая втрое более высокую зарплату, соседи опустошили ничем не защищен украинский рынок, воспользовавшись запоздалым введением купоно – карбованцев и “прозрачными»границами. Отсутствие предоплаты продукции вызвала массовый вывоз товаров и многомиллиардную задолженность российских предприятий партнерам в Украине. А переход России на мировые цены за энергоносители привел к большому государственного долга и вынужденной торговли Черноморским флотом и Севастополем. Эту ситуацию в значительной степени спровоцировал правительство Фокина саботированием строительства нефтяного терминала под Одессой, который позволил бы ослабить зависимость Украины от поставок топлива из России.
Спад производства и уровня жизни в 1991 – 1992 гг приобрел угрожающие масштабы. Так, национальный доход 1991 снизился на 10, а в следующем году – на 14%. Если до 1985 г. уровень производительности труда в Украине был самым высоким в СССР, то в 1992 г. он только в промышленности был на 25% ниже, чем в России. Валовая продукция промышленности за два упомянутых года сократилась на 13,4, а сельского хозяйства – на 18%. Производство товаров народного потребления составил 84,3% уровня 1990 г., в том числе продовольственных – лишь 73. Розничный товарооборот достиг еще ниже отметки – 69,9%.
Обвально уменьшились транспортные перевозки. В течение 1992 оптовые цены промышленности выросли в 42 раза, а топливной, в частности, – в 237. Уже в первом полугодии среднедушевой доход 87% жителей Украины стал ниже минимального потребительского бюджета. В конце 1992 г. экономика из состояния глубокого кризиса вступила в этап неуправляемой разрушения.
Месячная инфляция в ноябре 1992 г. перешла рубеж 50%, то есть вышла на уровень гиперинфляции. В семьях среднего достатка почти все денежные доходы тратились на питание, а малообеспеченные оказались за чертой бедности. В 1992 г. зарегистрировалось 352 тыс. безработных.
Несмотря на чрезвычайные полномочия правительства Леонида Кучмы (ноябрь 1992 – октябрь 1993 г.), экономика Украины продолжала разваливаться. Стремительно сокращался выпуск товаров народного потребления, например, только в июле 1993 г. – на 21,3%. За 9 месяцев упомянутого года производство промышленной продукции снизилось на 20,9%. При повсеместной нехватки энергоносителей возросла энергоемкость продукции. 1993 на 1000. валового общественного продукта Украины потребляла 1840 кг нефтяного эквивалента всех энергоносителей, тогда как Франция – 182, Германия – 145, Дания – 141 кг. Осенью месячная инфляция превысила 75%. Если в начале 1992 г. доля сырья и материалов в экспорте составляла 80%, то в 1993 г. достигла 88%, быстро приближало Украину к превращению в неоколониальной периферию развитых государств.
Темпы и качество рыночных преобразований были крайне неудовлетворительными. Правительство Кучмы пытался стабилизировать положение путем восстановления командно – административной системы управления государственными предприятиями, введение директивных цен, ограничение доходов. Но эти шаги лишь отдалили Украину от цивилизованной экономики. Не удалось развернуть и широко рекламируемую борьбу с коррупцией и взяточничеством. Мафиозные структуры, окрепнув, начали ставить перед собой не только экономические, но и политические цели.
Среди причин экономической катастрофы назовем следующие. Структура производства в Украине была подчинена имперским интересам, типичном разделения труда между метрополией и колонией. Лишь треть производственно – технологических циклов промышленности брала начало и завершалась в республике. Доля промежуточного продукта в 1,5 раза превосходила долю конечного. Всего коэффициент зависимости Украины от импорта составил 41%, тогда как Японии – 14, США – 9,5%. Независимая Украина унаследовала обломок экономики бывшего СССР, не способен самостоятельно функционировать – Поэтому разрыв экономических, а следовательно, и технологических связей, в частности с Россией при сохранении зависимой структуры производства больно ударил по молодой Украинском государстве. Научно – техническая и технологическая отсталость украинской индустрии, низкая конкурентоспособность ее продукции не позволили быстро интегрироваться в международное разделение труда. 50 – 60% основных фондов промышленности, строительства и транспорта были устаревшими, физически и морально изношенными. Ресурсы нефти, газа и леса в результате интенсивной эксплуатации почти полностью иссякли. Негативно сказались на экономике Украины ее полная зависимость от кредитно – финансовой политики России и поздний выход из единого рублевого пространства. Повредила и далека от экономической целесообразности политически конъюнктурная практика сохранения “прозрачных»границ. Искусственно заниженный курс рубля к рублю и доллару позволил за бесценок вывозить огромные богатства за пределы Украины. Прокоммунистическая Верховная Рада и зависимый от нее нерешительный правительство умело тормозили демонополизацию производства и приватизации государственной собственности. В частности, даже на середину 1993 75 – 80% валовой продукции производили предприятия – монополисты, исключало создание конкурентной среды и позволяло устанавливать монопольно высокие цены. В 1992 г. была полностью провалена Государственная программа приватизации. Через выкуп трудовым коллективам было передано лишь 22 государственных предприятия с 1005 по программе (приватизации еще 46 было оформлено в течение первого квартала 1993 г.), а 98% их и в дальнейшем оставались собственностью государства. Прямо заинтересованными в инфляционном состоянии экономики оказались украинские банки, доходы которых резко возросли и достигли в первые месяцы 1993 54% прибыли промышленности.
Некоторое оживление экспорта в первой половине 1993 г., когда Украина имела положительное сальдо платежного баланса с Западом (480 млн. долл.)., Было заторможено введением фиксированного (официального) курса рубля относительно доллара (5970 руб за 1 доллар в условиях постоянного роста курса на черном рынке и валютных торгах) и обязательной продажи государству 50% полученной валюты. Кстати, приобрести валюту экспортеры могли лишь за четыре, пятикратным биржевому курсу. Эта критическая для внешней торговли ситуация была переведена в разряд катастрофических ноябрьским (1993 г.) решением возглавленного в октябре Президентом Украины Кабинета Министров (исполняющий обязанности Премьер – министра Ефим Звягильский) по стопроцентной продажи иностранных валют, в том числе 50% – по фиксированному курсу, предприятиями – экспортерами. Очередное раскулачивания экспортеров имело следствием дальнейшее спад производства »резкое уменьшение валютных поступлений, их сокрытия за пределами Украины. Если до введения фиксированного курса рубля на Украинской межбанковской валютной бирже (УМВБ) продавалось 90% всей валюты, то после его введения – 20%. По Указу Президента Украины с 6 ноября торги на УМВБ приостановили полностью.
Не удалось стабилизировать экономику ии правительственные Кравчука – Звягильского. В декабре 1993 г. инфляция превысила 90%. Правда, в последующие месяцы она снизилась и составила в январе 1994 г. – 19,2, в феврале – 12,6, а в марте – 5,7%. Но достигнуто это было мероприятиями, которые повлекли резкий спад производства. В первом квартале 1994 национальный доход сократился против соответствующего периода 1993 г. На 36%, объем производства промышленной продукции – на 38,4%. До парламентских выборов 1994 г. Украина подошла в состоянии глубокой хозяйственной руины.
Ссылки на то, что хозяйственный хаос возник вследствие излома командно – административной системы управления и внедрение новой, рыночной, не выдерживает критики. Напротив, собственно сохранение устаревших производственных отношений обусловило экономический кризис. Консервативная правительственная политика дискредитировала в глазах обедневшего народа идею украинской государственности и рыночной экономики. Попытки осуществить радикальные политические и экономические реформы руками бюрократически – административных структур, против которых эта реформа направлена, были обречены на неудачу.
Обострение экономической ситуации стимулировало сепаратистские тенденции, которые на короткое время угомонились после першогрудневого референдума.
Опять зазвучали требования автономии, а то и полной самостоятельности Донбасса, Закарпатья, “Новороссии”. Наибольшей силы сепаратизм набрал в Крыму.
Тяжелое социально – экономическое положение на полуострове, две трети населения которого составляли русские, осложнялось еще и национальными проблемами. Несмотря на признание незаконности выселения крымских татар (ноябрь 1989 г.) и постановление Кабинета министров СССР от 24 июля 1991 г. “О организованное возвращение крымских татар и гарантии по их устройству”, путь к реализации этих документов оказался тернистым. После развала СССР прекратилось финансирование из союзного бюджета программы возвращения татар, а вся тяжесть проблемы достался в наследство Украине. Не дождавшись государственной помощи, крымские татары самостоятельно начали возвращаться на историческую родину и самовольно строить на новых местах свои поселки. Это привело к конфликтам с крымскими властями и столкновений с милицией и местным русским населением.
Борьбу за права коренного населения полуострова возглавили Организация крымскотатарского национального движения (председатель – Рефат Чубаров) и представительный орган – Меджлис крымскотатарского народа (председатель – Мустафа Джемилев). Крымские татары добивались особого статуса Крыма в составе Украины, который обеспечил бы их право на собственную государственность.
Непростым было положение и 700 тыс. украинском Крыму. Почти полное отсутствие национальных школ, прессы, эфирного времени на телевидении, учреждений культуры способствовала их русификации. Усиление сепаратистских тенденций в Крыму, игнорирование местной властью потребностей украинского побудили последних к консолидации. 9 – 11 октября 1992 г. в Симферополе состоялся первый Всекрымский конгресс украинской под девизом “Крым – Украина – Европа”, главной задачей которого была выработка стратегии борьбы за сохранение статуса Крыма как неотъемлемой части Украины и обеспечения его демократического развития. Конгресс поддержал справедливые притязания крымскотатарского народа, осудил действия сепаратистов, выбрал Всекрымского координационный совет национально – демократических сил, председателем которой стал предприниматель и общественный деятель Юрий Колесников. Учитывая, что законодательство Крыму запрещало регистрацию партий, руководящие центры которых находились за пределами полуострова, местные организации нескольких украинских партий 1993 объединились в украинском гражданский конгресс Крыму. Однако украинское национальное движение в Крыму было еще слишком слабым, чтобы реально влиять на политику.
Более мощными оказались пророссийские сепаратистские силы, которые сразу после провала августовского путча сплотились в Республиканском движении Крыма. РРК получил немалую финансовую поддержку от коммерческих структур и сумел объединить вокруг себя значительную часть населения полуострова. Председателем движения стал народный депутат Крымской АССР Юрий Мешков.
24 октября 1992 третья конференция РРК трансформировалась в учредительный съезд Республиканской партии Крыма, которая стала ядром движения. Председателем движения и партии избрали Ю.Мешкова. Задачей РПК провозглашались защиту политических, экономических и социальных интересов народа Крыма, включая его право на самоопределение, установление двойного (российского и украинского) гражданства. Съезд принял обращение к Верховному Совету Российской Федерации и граждан России с просьбой “вернуть город русской славы Севастополь в состав России, поставить вопрос о возвращении Республики Крым к России”. РПК наладила тесные контакты с парламентом и некоторыми политическими партиями России с целью совместного давления на руководство Украины.
Более умеренную позицию занимал парламент Крыма, возглавляемый Николаем Багровым. Последний проводил политику, направленную на расширение самостоятельности Крыма, пытаясь, однако, не подвергаться открытый конфликт с Киевом.
26 февраля 1992 Верховный Совет Крымской АССР проголосовала за новое официальное название – Республика Крым и с первой обсуждаемого проекта Конституции, которая звучала так: “Республика Крым является демократическим государством в составе Украины”, изъяла слова “в составе Украины”. Следующим шагом было провозглашение 5 мая того же года Акта о государственной самостоятельности Республики Крым. На второй день была принята Конституция, в которой говорилось, что взаимоотношения между Республикой Крым и Украины регулируются на основе договора и соглашений. То же время парламент назначил общекрымский референдум о независимости. С мая Верховная Рада Украины признала, что эти решения противоречат Конституции Украины и отменила их. После переговоров Багрова с украинским руководством удалось достичь компромисса, результатом которого стали мораторий на референдум и принятие Закона Украины “О разграничении полномочий между органами государственной власти Украины и Республики Крым”. Согласно этому Закону 25 сентября 1992 были внесены изменения в Конституцию Крыма. Правда, и после этого целый ряд ЕЕ положений противоречила Конституции Украины.
Течение 1993 г. политическая ситуация оставалась относительно стабильной, несмотря на претензии российского парламента на Севастополь. Положение начало усложняться после победы Ю.Мешкова на выборах Президента Крыма в январе 1994 г. Став Президентом, Мешков сразу же взял курс на постепенное отделение Крыма от Украины и воссоединения с Россией. Он наладил связи с Москвой, пригласил на должность вице – премьера бывшего министра экономики России Евгения Сабурова. Последний, приняв приглашение, заявил, что стремится не к отделению Крыма от Украины, а к отделению от коммунизма.
Вскоре Мешков начал издавать указы, откровенно направленные на конфронтацию с Киевом нарушение законы Украины и Крыма, он самовольно освобождал должностных лиц – председатель телерадиокомпании, председателя СБУ, министра внутренних дел – и назначал на эти должности своих людей. 15 марта Президент Крыма издал указ о направлении призывников – граждан Республики Крым только в военных частей, дислоцированных на территории Крыма. Реализация этого указа могла бы стать первым шагом к созданию собственной крымской армии. Президент Кравчук вынужден был отменить незаконные распоряжения Мешкова. Между Киевом и Симферополем началась “война указов”.
В марте – апреле 1994 г. состоялись выборы в Верховный Совет Крыма, состоявшихся по смешанной мажоритарно – пропорциональной системе. Полную победу на них одержал возглавляемый Мешковым блок “Россия”, в который входили РПК – РРК, Народная партия Крыма и некоторые другие организации. Согласно избирательному закону, часть мест в парламенте была зарезервирована для национальных меньшинств. Крымские татары получили 14 мандатов, греки, немцы, болгары и армяне – по одному. В целом же новоизбранный парламент с первых дней работы продемонстрировал полную поддержку Мешкову и его курса на постепенное слияние с Россией. Председателем Верховного Совета Крыма стал преемник Мешкова на посту главы РПК Сергей Цеков.
20 мая сессия крымского парламента приняла Закон “О восстановлении конституционных основ государственности Республики Крым”, что почти полностью восстановила Конституцию от 6 мая 1992 г. В тот же день Верховная Рада Украины приняла постановление о приостановлении действия этого Закона. Крымскому парламенту было предложено в десятидневный срок привести Конституцию Республики Крым в соответствии с Конституцией Украины и законом “О разграничении полномочий между органами государственной власти Украины и Республики Крым”. Однако и это постановление было проигнорировано крымской властью.
После провозглашения независимости Украины в течение нескольких месяцев наблюдалось значительное снижение забастовочного движения, связанное с надеждами рабочих на улучшение своего положения. Однако падение жизненного уровня побудило их пойти на уже испытанных форм социального протеста.
В феврале – марте И992 г. состоялась забастовка горняков Криворожского бассейна с политическими и экономическими требованиями (отставка исполкомов некоторых местных Советов, снижение цен в регионе, повышение зарплаты). Забастовка поддержали шахтеры Донбасса. Правительство и местные власти вынуждены были удовлетворить большую часть требований. В отставку ушли Криворожский горисполком, председатель Днепропетровского областного Совета.
1 – С сентября того же года одновременно бастовали горняки некоторых шахт Донбасса, Кривбасса и Львовско – Волынского бассейна, авиадиспетчеры и машинисты поездов. В аэропортах и на вокзалах собрались десятки тысяч возмущенных пассажиров. Власть и общественность отнеслись к забастовке крайне негативно, осудили его и национально – демократические организации, считая, что забастовщики стали орудием антигосударственных сил, в том числе за пределами Украины. Усилиями в совет и Президента большинство требований было выполнено и забастовка прекращена. Иск в Верховный Суд на забастовщиков было отозвано. Сентябрьские события показали, что единый фронт национально – демократических сил и рабочего движения, который начал формироваться в 1990 – 1991 гг, оказался расколотым.
Гораздо мощнее забастовку всколыхнул Украину в июне – июле 1993 г. Он начался 7 июня остановкой нескольких шахт в Донецке. Вскоре к ним присоединились рабочие других шахт и производств в Донбассе и за его пределами. Особенностью этой забастовки было то, что его организаторами выступали не только страйккоме и рабочие комитеты, но и директора заводов, областные, районные и городские Советы. Активное участие в организации рабочих выступлений принимал, в частности, председатель Донецкого горсовета Ефим Звягильский. Левые партии – СПУ и КПУ – пытались использовать забастовку для укрепления евого воздействия. Поэтому уже с первых дней среди требований доминировали политические: предоставлении Донецкой области региональной самостоятельности (автономии), проведение референдума о недоверии Верховной Раде, Президенту, местным Советам, вступление в Энергетическое союза стран СНГ.
Наибольшего размаха забастовки достиг в середине июня. Прекратили работу 228 шахт, 36 шахтостроительных объединений, 16 обогатительных фабрик и более ста других крупных предприятий. 17 июня Верховная Рада приняла постановление “О проведении всеукраинского референдума по доверие (недоверие) Президенту, Верховной Раде Украины”. Референдум был назначен на 26 сентября. Только после этого координационный комитет участников забастовки согласился на переговоры с правительственной комиссией, которые завершились подписанием соглашения, удовлетворяла большую часть требований забастовщиков. Одним из последствий забастовки стало назначение Е.Звягильского первым вице – премьером правительства. До конца июня забастовка в основном прекратился, только горняки Краснодона бастовали до июля.
Июньские события 1993 обострили кризис власти в Украине. Верховная Рада и Президент в значительной мере утратили авторитет. Высший рейтинг имел правительство Кучмы, но и он постепенно исчерпывал кредит доверия. После того как 10 июля Кучма совместно с премьер – министрами России и Беларуси подписал заявление о создании Экономического союза стран СНГ, премьер стал объектом атаки национально – демократических сил. В августе подал в отставку вице – премьер по вопросам экономической реформы Виктор Пинзеник, который не соглашался с некоторыми антирыночными решениями Кабинета Министров.
Часть национал – демократов была недовольна Массандровским соглашением, восприняв ее как измен> национальных интересов. По западным областям Украины прокатилась волна митингов и забастовок с требованиями немедленной отставки Верховной Рады, правительства Кучмы, референдума о доверии Президенту Кравчуку. 4 сентября в Львове был создан Комитет спасения нации и государства под руководством С. Облака, объединивший правые националистические организации – УКРП, ВНРУ, Социал – национальную партию Украины, Объединение воинов УПА, общество “Наследие”. Комитет приступил к формированию военизированных народных отрядов. Эти события совпали с забастовкой железнодорожников Кременчуга, Николаева и Полтавы, которому угрожали присоединиться и львовские железнодорожники. 9 сентября па предприятиях Львовщины прошел одночасовую забастовку протеста против действий правительства и Президента. В этих условиях Л. Кучма сделал заявление о своей отставке, которая несколько разрядило ситуацию.
21 сентября, в день открытия очередной сессии Верховной Рады, на площади перед ее домом собрались несколько тысяч пикетчиков, преимущественно с западных областей, которые требовали отставки правительства и досрочных выборов парламента. Организаторами пиеи акции были Движение, УРП, а также националистические организации. Одновременно на шахтах Донбасса была объявлена предзабастовочная готовность. Под угрозой забастовки и под давлением митингов и пикетов парламент пошел на уступки: удовлетворил просьбу Кучмы об отставке, выразил недоверие правительству, поручил Президенту сформировать новый Кабинет. 24 сентября Верховная Рада отменила свое постановление от 17 июня о всеукраинском референдуме и назначила досрочные выборы парламента на 24 марта, а Президента – на 26 июня 1994 Правда, назначив досрочные президентские выборы, парламент превысил свои полномочия, но Кравчук согласился с этим решением, придав ему силу закона.
27 сентября своим указом Президент взял на себя непосредственное руководство Кабинетом Министров. Однако надежды на обновление правительства не сбылись – его состав остался почти неизменным. Существенной кадровой перестановкой стала отставка популярного среди национал – демократов министра обороны Константина Морозова. На эту должность Президент назначил командующего Одесским военным округом генерал – полковника Виталия Радецкого. Исполняющим обязанности премьера остался Ефим Звягильский, который фактически и руководил Кабинетом.
Вскоре в Верховной Раде развернулись дебаты вокруг нового избирательного закона. Демократическая оппозиция настаивала на смешанной мажоритарно – о – порционной системе, по которой часть депутатов избиралась бы по партийным спискам. Но большинство депутатов проголосовало за сохранение мажоритарной системы. Принят 13 ноября закон о выборах, по оценкам демократов, оказался еще более консервативным, чем предыдущий. Однако были и положительные изменения, в частности, было решено, что новый парламент будет работать на постоянной основе – совмещение депутатского мандата с другой работой запрещалось.
Сразу же начали формироваться избирательные блоки и объединения. В декабре Л. Кучма и В. Гринев инициировали и возглавили Межрегиональный блок реформ. Инициаторы блока сошлись на трех принципиальных позициях: 1) необходимость глубоких реформ в политике и экономике: 2) увеличение прав регионов с последующим переходом к федерально – земельного устройства Украины, 3) тесный союз с Россией. Блок левых сил объединил КПУ, СПУ и СелПУ. После нескольких неудачных попыток создать широкий блок демократических сил национал – демократические организации сформировали достаточно аморфное Демократическое объединение «Украина»под председательством Льва Лукьяненко. Возникали и беспартийные блоки демократически рыночной ориентации на региональном уровне, такие, как “Новая волна»на Львовщине, “Мы” в Запорожской области и др..
На 450 мест в Верховной Раде претендовали 5833 кандидатов. Из них коммунистов – 383, членов НРУ – 241, социалистов – 180, членов СРП – 137 и еще 622 кандидата от других 25 партий. Остальные были беспартийными.
На выборах, проходивших в два тура с 27 марта до 10 апреля И994 г., был избран 338 народных депутатов, половина из них – члены политических партий. Более всего мест получила КПУ – 96 (к ним следует добавить еще 5 членов Компартии Крыма). Союзники коммунистов – СПУ и СелПУ – получили соответственно 14 и 18 мандатов. Движение послал в парламент 20 своих членов. Остальные партии смогли провести в Верховную Раду от одного до девяти своих представителей.
Итак, наибольшего успеха добились левые партии, которые контролировали более трети мандатов. Выборы зафиксировали глубокие разногласия в политических предпочтениях между регионами: если большинство левых победила в восточных и южных областях, на Западе определенный успех имели радикальные националисты из УНА – УНСО и КУН. Успех коммунистов на Востоке, а национал – радикалов на Западе отражал глубокое недовольство избирателей политикой правящей элиты и кризис демократического лагеря, который не сумел предложить реальной альтернативы. Часть граждан, доведенных до отчаяния тяжелым экономическим положением, проголосовала за возвращение к прошлому, другая часть возлагала надежды на сильную националистическую власть.
Успех левых был закреплен в первые дни работы парламента. 18 мая Председателем Верховной Рады был избран лидер СПУ Александра Мороза. 16 июня в результате компромисса между левыми и Президентом Кравчуком на предложение последнего Верховная Рада утвердила премьер – министром Виталия Масола. Бывший Председатель Совета Министров УССР, вынужден уйти в отставку под давлением студенческой голодовки в октябре 1990 г., вновь возглавил правительство. Возвращение Масола было воспринято многими как символ реванша старой номенклатуры.
Процесс смены политической власти в Украине завершили президентские выборы, которые состоялись в июне – июле 1994 г. На должность Президента было зарегистрировано семь кандидатов: Валерий Бабич, Леонид Кравчук, Леонид Кучма, Владимир Лановой, Александр Мороз, Иван Плющ и Петр Таланчук. В первом туре выборов 27 июня больше голосов собрали Кравчук (37,68%) и Кучма (31,25%), которые вышли во второй тур.
Леонид Кучма вел предвыборную борьбу под лозунгами восстановления связей с Россией и другими странами СНГ, придание русскому языку статуса официального, борьбы с коррупцией и организованной преступностью. Он опирался на поддержку промышленного директората, части государственной номенклатуры и левых политических сил. Пленум ЦК КПУ принял решение не поддерживать Кравчука, в отношении Кучмы было решено, что каждый коммунист вправе действовать по своему усмотрению. Национально – демократические силы поддержали Кравчука.
Во втором туре 10 июля Кучма набрал 52,14% голосов, Кравчук – 45,06%. Поражение Леонида Кравчука была обусловлена тем, что возглавляемая им администрация так и не сумела найти выход из глубокого экономического кризиса, предотвратить обнищанию населения. Таким образом, Леонид Кучма стал вторым всенародно избранным Президентом Украины.
Леонид Данилович Кучма родился в 1938 г. на Черниговщине. После окончания Днепропетровского университета (1960) в течение 26 лет работал в конструкторском бюро “Южное”, пройдя путь от старшего инженера до первого заместителя генерального конструктора ракетных систем. Долгое время был техническим руководителем космодрома Байконур. В 1986 – 1992 гг – генеральный директор концерна “Южный машиностроительный завод”.