Более шести лет непрерывных войн и революций дорого стоили Украине. Вследствие вооруженной борьбы, террора, эпидемий и вынужденной эмиграции она потеряла 3-4 млн человек. Промышленность была разрушена, производство сократилось примерно в девять раз. Валовой сбор зерновых составил лишь 25 % довоенного. Стоимость рубля по сравнению с 1913 г. уменьшилась в 13 тыс. раз.
Причины катастрофического состояния экономики заключались не только в военной разрухе. В значительной степени это было результатом политики ” военного коммунизма ” – системы политических и экономических мер, которую большевики применяли в 1918-1921 гг (в Украине – с 1919 г.). В эти годы вся промышленность и торговля были национализированы, частная торговля запрещена. Конфискованную у помещиков землю передали крестьянам, но одновременно ввели продразверстку, по которой из урожая каждому члену крестьянской семьи оставляли небольшую норму, а остальные отбирали в государственные фонды с помощью ” продотрядов “, комитетов бедноты (комбедов). ” Военный коммунизм” был попыткой непосредственного перехода к производству и распределению на коммунистических началах – без частной собственности, рынка и товарно -денежных отношений. Конечно, эта попытка полностью провалилась, вызвав полную руину промышленности и сельского хозяйства и подорвав материальную заинтересованность производителей в результатах своего труда. Украина особенно пострадала от этой политики: ее богатые природные и продовольственные ресурсы нещадно эксплуатировались большевиками. Как признавала резолюция V конференции КП (б) У (ноябрь 1921 г.), ” хозяйственный распад нигде не достигал такого огромного размера, как на Украине “.
Формально вся власть в Украинской Социалистической Советской Республике принадлежала Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Однако реальная роль Советов неуклонно снижалась и в итоге свелась к декоративным функциям. Вся полнота власти сосредоточилась в руках ЦК Коммунистической партии (большевиков) Украины и Совета Народных Комиссаров УССР, состав которых преимущественно определялся ЦК Российской коммунистической партии (большевиков). Первым секретарем ЦК КП (б) У в начале 1921 г. был россиянин Вячеслав Молотов, председателем Совнаркома Украины – болгарин Христиан Раковский.
Последней легальной оппозицией в Украине была Украинская коммунистическая партия (УКП, укаписты), просуществовавшая до 1925 г. Укаписты стояли на коммунистической платформе, но считали, что Украина должна быть самостоятельным государством. Лидерами УКП были Андрей Речицкий, Юрий Латинский, Михаил Авдиенко. Однако эта партия не имела заметного влияния на политическую жизнь.
” Военный коммунизм” и экономическая разруха вызвали массовое недовольство большевиками, особенно в среде крестьянства. В Украине действовали крестьянские повстанческие отряды Мордалевича, Орлика, Левченко, Маруси, Каленика и др.. Некоторыми из них руководил из-за границы повстанческий штаб генерал – хорунжего Юрия Тютюнника. Наибольшей была повстанческая армия Нестора Махно. После победы над Врангелем в ноябре 1920 г. командование Красной Армии решило ликвидировать своего вчерашнего союзника и неожиданно ударило по махновцам. Однако несмотря на то, что против повстанцев было брошено около 60 тыс. бойцов во главе с большевистским полководцем М.В. Фрунзе, отряд Махно в августе 1921 ускользал от преследований, нанося ощутимые удары красноармейцам. Аналогичные процессы в это время происходили и в России (” Антоновщина “, Кронштадтское восстание и др.).. Большевики оказались перед перспективой новой гражданской войны – на этот раз с российским и украинским крестьянством.
В начале 1921 г. большевистское руководство не собиралось отказываться от ” военного коммунизма”. Пленум ЦК КП (б) У в феврале 1921 г. признал нецелесообразным и непригодной для Украины замене продразверстки продналогом.
Однако Ленин понимал, что дальнейшее проведение политики ” военного коммунизма” может привести к крестьянской войне. Поэтому на X съезде РКП (б) (март 1921 г.) он убедил делегатов принять решение о замене разверстки натуральным налогом, что положило начало системе мер, которую по тогдашней страстью к сокращениям назвали сначала ” не по “, а впоследствии – ” нэп “(новая экономическая политика).
Это была политика компромисса, вынужденного отступления от немедленного строительства коммунизма ” по Марксу “. Кроме замены продразверстки натуральным, а впоследствии и денежным налогом, что давало возможность крестьянам продавать излишки своей продукции на рынке, нэп допускал свободную внутреннюю торговлю, передачу мелких предприятий в аренду и частную собственность, иностранные концессии. Вводился хозрасчет на уровне трестов. Практически прекратилось основания новых колхозов и совхозов. Однако Ленин не собирался отказываться от строительства социализма, ” командные высоты ” в экономике, такие, как тяжелая промышленность, банки, транспорт и внешняя торговля оставались под контролем государства. Ленин надеялся, что при сохранении диктатуры пролетариата нэп обеспечит победу социалистических элементов над капиталистическими.
Решения, принятые большевистской партией в Москве, были обязательны и для Украины. Поэтому 27 марта 1921 Всеукраинский Центральный Исполнительный Комитет принял закон о замене продразверстки продналогом. Размер продналога составил 117 млн пудов зерна вместо запланированных ранее продразверсткой 160 млн пудов. Но и это было много для обнищавшего украинского села.
Введение нэпа совпало со страшным бедствием. Засуха, сокращение производства продовольствия вследствие хозяйственной руины и непомерные реквизиции привели к голоду 1921 -1923 гг В отличие от аналогичной ситуации в 30 – х годах, правительство РСФСР не скрывал голода и мобилизовал внутренние и международные усилия для его преодоления. Однако помощь предоставлялась только голодающим Поволжья. Голод в Украине в течение долгого времени замалчивался, а вагоны с продовольствием из Киевщины и Полтавщины присылали за тысячи километров в Россию, вместо того, чтобы отправить их в южные губернии Украины, где тоже свирепствовал голод. Только весной 1922 г., когда люди умирали уже целыми селами, начали помогать и украинскому голодающим, но несколько сотен тысяч жизней спасти уже не удалось.
Несмотря на все трудности, новая экономическая политика имела успех. В 1923 г. удалось покончить с голодом. Нэп позволил осуществить то, чего раньше не удалось достичь силой оружия – ликвидировать повстанческое движение. Крестьяне смирились с новой властью и начали отворачиваться от повстанцев. Нестор Махно, потеряв социальную опору, в августе 1921 г. с несколькими десятками верных соратников с боями прорвался в Румынию. Последняя попытка сторонников С. Петлюры поднять антибольшевистское восстание в Украине – рейд Тютюнника из Польши в ноябре 1921 г. – закончилась крахом: отряд Тютюнника был полностью разгромлен конницей Григория Котовского под городком Базар на Житомирщине. Расстреляны 359 пленных бойцов отряда, которые отказались пойти на службу в Красную Армию.
Хотя земля оставалась государственной собственностью, в соответствии с земельным законом УССР от 22 ноября 1922 г., она передавалась в частное пользование или в аренду крестьянам. Освободившись от страха реквизиции, крестьянские хозяйства быстро восстановили свою производительность. В 1925-1926 гг производство зерна в Украине почти достигло довоенного уровня. Тогда же был в основном восстановлен объем промышленного производства.
Нэп вызвал определенные сдвиги и во внутренней политике. Прекратились массовые расстрелы. Было провозглашено амнистии остаткам повстанцев и членам неко- мунистичних партий. Украинской политической эмиграции гарантировалось свободное возвращение в Украину.
Однако не следует идеализировать нэп и преувеличивать его значение. Он не означал полного возврата к рыночной экономике. Уже на XI съезде РКП (б) в 1922 г. Ленин заявил, что отступление закончено. Несмотря на ослабление партийно -государственного контроля, система управления экономикой оставалась, по сути, командно – административной. Продолжались, хотя и в меньших масштабах, политические репрессии. Ограниченность и непоследовательность нэпа впоследствии облегчили Сталину возвращение к “военно – коммунистических ” методов.
По Конституции 1919 г., УССР считалась независимым государством. Провозглашения было уступкой большевиков украинскому национальному движению. Без украинской революции и национальных государств 1917-1919 гг не было бы советской украинского государства. Но большинство руководителей РКП (б) рассматривали ее создания как средство решения сиюминутных политических задач. В перспективе предполагалось слияние всех советских республик в одну. Поэтому суверенитет Украины был очень ограничен. ” Считается, что УССР – самостоятельная, независимая рабоче – крестьянское государство, – писал Владимир Винниченко в письме в ЦК РКП (б) осенью 1920 г. – Но это только в декларациях. На самом же деле политика абсолютного централизма вождей революции свела на нет не только государственную самостоятельность Украины, а также ее самодеятельность “.
Контроль центра над национальными республиками обеспечивался тремя централизованными силами: РКП (б), составной частью которой была КП (б) У, Красной армией и карательными органами – ЧК (чрезвычайными комиссиями). В годы гражданской войны необходимость централизации объяснялась потребностями совместной борьбы против ” внутренней контрреволюции и международного империализма “.
Между РСФСР и УССР 28 декабря 1920 заключен Союзный рабоче – крестьянский договор, по которому две республики вступали в военный и хозяйственный союз и объединяли комиссариаты военных и морских сил, внешней торговли, финансов, труда, путей, почт и телеграфа и вузы совета народного хозяйства. Объединенные наркоматы входили в состав Совнаркома РСФСР, а при украинском правительстве имели своих уполномоченных.
На V Всеукраинском съезде Советов (февраль- март 1921 г.) против договора выступили укаписты и украинские левые эсеры. Один из руководителей УКП М. Авдиенко выступил с требованием полного отделения Украины от РСФСР. Но съезд подавляющим большинством голосов ратифицировал договор.
Подобные соглашения были заключены советской Россией и другими республиками. Такая система отношений получила название ” договорной федерации “. Итак, советская федерация начала формироваться еще задолго до официального создания СССР.
И все же украинское советское правительство во главе с X. Раковским сохранял определенную самостоятельность. Он заключал международные договоры, вел внешнюю торговлю, рассматривалась даже перспектива создания отдельной украинской советской армии.
В 1922 г. развернулась дискуссия относительно тесного объединения республик. Генеральный секретарь ЦК РКП (б), нарком по делам национальностей Сталин выдвинул проект ” О взаимоотношениях РСФСР с независимыми республиками “, предусматривавший их включения в Российской Федерации на правах автономных. Это вызвало сопротивление в республиках. В октябре 1922 г. Политбюро ЦК КП (б) У, заслушав доклад председателя ВУЦИК Григория Петровского, приняло резолюцию, в которой настаивало на сохранении независимости УССР и осуществлении взаимоотношений между советскими государствами на основе ранее достигнутых соглашений.
В это время к дискуссии вмешался Ленин, ранее из-за болезни не принимал в ней участия. Он послал члену Политбюро ЦК РКП (б) Л.Б. Каменеву письмо, в котором критиковал поспешность Сталина и предложил концепцию федерации: “… Мы признаем себя равноправными с Украинской ССР и др.. и вместе и наравне с ними входим в новый союз, новую федерацию, Союз Советских Республик Европы и Азии “. Ленин понимал, что поглощение Россией других республик не только подорвет без того слабую поддержку большевиков со стороны нерусских народов бывшей империи, но и произведет негативное впечатление на народы колониальных стран, на которые вождь бильшовикивьтепер возлагал особые надежды как на катализатор мировой революции. Ленин не исключал возможности впоследствии вернуться назад, то есть сохранить только военный и дипломатический союз, а в других сферах восстановить полную самостоятельность национальных наркоматов.
Для республик ленинские предложения были приемлемы, чем план Сталина. В декабре 1922 г.
VII Всеукраинский съезд Советов одобрил идею создания Союза. Правда, депутатов – украинского на этом съезде было меньше половины (362 из 782).
30 декабря 1922 I съезд Советов СССР в основном утвердил Декларацию об образовании Союза и Союзный договор. Предполагалось передать их на
Юдатковий рассмотрение центральных исполнительных комитетов (ЦИК) союзных республик, после чего ближайшая очередная сессия вновь ЦИК СССР должна была утвердить текст этих документов и ввести их в действие. Окончательное принятие Декларации га Союзного договора откладывалось до II съезда Советов СССР.
Союзный договор провозглашал, что независимые советские республики добровольно и на равноправных началах вступают в государственный союз и некоторые свои полномочия передают органам центральной власти. К компетенции союзного правительства входили внешняя торговля, военно – морские и иностранные дела, железнодорожный транспорт и почтово – телеграфная связь, образовывались соответствующие общесоюзные наркоматы. Вопрос финансов, продовольствия, труда и рабоче -крестьянской инспекции вошли в компетенции и союзного, и республиканских правительств, для чего создавались союзно – республиканские наркоматы. В сферу деятельности республиканских правительств были отнесены внутренние дела, образование, юстиция, земледелие и социальное обеспечение. Образовывался объединенный ЦИК СССР во главе с председателями ЦИК четырех союзных республик М.И. Калининым (Россия), Г.И. Петровским (Украина), А.Г. Червяков (Белоруссия) и Н.Н. Наримановым (Закавказская Федерация).
Централизация основных наркоматов вызвала протесты со стороны некоторых республиканских руководителей. На XII съезде РКП (б) в апреле 1923 председатель Совнаркома Украины X. Раковский заявил, что союзное строительство пошло по неправильному пути, и предложил отобрать у союзных комиссариатов девять десятых их прав, передав их национальным республикам. Такая позиция премьера Украины может показаться странным, если вспомнить откровенное пренебрежение, которую он демонстрировал в украинских национальных стремлений в 1919 Но противоречия здесь нет: как председатель СНК УССР Раковский вынужден был подчиняться требованиям возглавляемой им структуры и требовать расширения ее полномочий, привело бы к увеличению его личной власти. Раковский выступил также против аппаратных методов руководства, чем вызвал недовольство Сталина. Генсек обвинил главу Совнаркома Украины в том, что он подменяет федерацию конфедерацией. В июле 1923 Раковский был отозван из Украины и назначен полномочным представителем СССР в Великобритании. Дальнейшая его судьба была драматичной. Он открыто выступил в оппозиции к Сталину, 1937 г. был арестован, а в 1941 г. – расстрелян.
Окончательное юридическое оформление Советского Союза произошло на II съезде Советов СССР (январь 1924 г.), который принял Конституцию, которая состояла из двух частей: Декларации и Договора об образовании СССР (текст последнего существенно отличался от проекта Союзного договора 1922 г.). Конституция закрепила право каждой союзной республики на свободный выход из Союза, установила, что территории республик не могут быть изменены без их согласия. Однако реальная власть в республиках принадлежала единому Всесоюзной коммунистической партии (большевиков), а легальная оппозиция была ликвидирована, поэтому эти суверенные права оставались фиктивными.
Как показывает львовский историк Ярослав Дашкевич, образования Союза ССР не было оформлено в соответствии с нормами международного права. союзный договор
1922 никогда не был подписан. Вместо этого документа, имел характер международного соглашения, было принято внутригосударственный акт – Конституцию СССР.
Существуют полярные оценки актов 1922-1924 гг Советские историки всегда подчеркивали, что образование СССР – большое достижение национальной политики компартии, которое отвечало интересам народа Украины, а также других народов Союза. Большинство украинских историков за рубежом, а теперь и в Украине, считают этот акт трагедией украинского народа. Кое-кто пытается избежать крайних суждений. В частности, Орест Субтельный, отмечая негативные последствия объединения, одновременно замечает: “Неправильно было бы сказать, что советский
федералистский устройство оставил украинской и другие нерусские народы с пустыми руками… Украинская Советская Социалистическая Республика стала четко очерченным национальным и территориальным целым, с собственным административным центром и аппаратом. Таким образом, украинским наконец получили территориально -административные рамки, отражавшие их национальную самобытность, то есть то, чего они не имели со времен казацкой Гетманщины XVIII в. ”
Образование СССР было определенным компромиссом между Москвой и национальными движениями на окраинах бывшей империи. Но уступки большевиков в национально – государственном строительстве имели тактический характер. Сохраняя унитарный характер большевистской партии, лидеры РКП (б) делали саму программу федерализации государства иллюзией. Вскоре союзные республики фактически превратились в обычные административные единицы унитарного государства.