В конце XIX в. происходит политизация национального движения и на восточноукраинских землях. Возникает целый ряд политических кружков и первых украинских партий. Летом 1891 на могиле Шевченко в Каневе несколько национально сознательных студентов основали тайное общество под названием ” Братство тарасовцев “. За короткое время ряды его членов пополнились за счет молодой интеллигенции из Харькова, Киева, Одессы, Полтавы, Лубен. Члены общества остро критиковали старшее поколение украинофилов за аполитичность и культурную ограниченность.
” Братство тарасовцев ” просуществовало до 1898 г. В 1897 г. в Киеве на нелегальном съезде представителей всех общин Украины было образовано Общую украинскую беспартийная организация во главе с Владимиром Антоновичем и Александром Конинским. В 1904 г. она превратилась в Украинскую демократическую партию. В 1897 г. в Харькове мерами Дмитрия Антоновича (сына Владимира), Льва Мациевича и Михаила Русова возникла студенческая группа, на основе которой 1900 была создана Революционная украинская партия (РУП). РУП продолжила политическую линию “Братства тарасовцев “. В 1900 г. один из бывших ” тарасовцев “, харьковский адвокат Николай Михновский издал во Львове брошюру под красноречивым названием ” Самостоятельная Украина “. Эта книга впервые на восточноукраинских землях провозглашала идеал ” единой, нераздельной, свободной, самостоятельной Украины от гор Карпатских аж по Кавказские “. Однако в отличие от Галичины, где все украинские партии перешли на освободительное позиции, постулат политической самостоятельности Украины не принялся на восточно почве. РУП, которая сначала приняла брошюру ” Самостоятельная Украина ” за свою программу, впоследствии отказалась от нее и перешла на федеративные позиции. Михновский 1902 образовал Украинскую национальную партию, которая, хотя и приняла постулат политической самостоятельности, не смогла найти много сторонников.
Подавляющее большинство украинских партий, которые возникали в начале XX в. на Приднепровской Украине, тоже выступали поборниками переустройства России в федерацию, в которой Украина пользовалась бы правами национального территориальной автономии, а не самостоятельного государства. На самостийницких позициях накануне первой мировой войны среди восточно лидеров кроме Николая Михновского стояли только известный украинский историк Вячеслав Липинский и публицист Дмитрий Донцов.
Популярность федеративного плана среди политических деятелей Приднепровской Украине объяснялась несколькими причинами. Во-первых, эта популярность была вызвана тесной, почти 250- летней интеграцией украинских земель в экономической и культурной жизни Российской империи. Это привело к творения среди части украинской интеллигенции так называемого малороссийского типа с двойной (на русском и украинском) национальным сознанием, представители которого не были заинтересованы в государственном отделении Украины. И лишь в 1917 г., когда ” чары” старой Российской империи исчезли вместе с ее падением, в значительной части ” малороссов ” победила украинская самосознание, и они потенциальными ” сепаратистами “. Во-вторых, в условиях постоянных репрессий со стороны царского правительства среди значительной части национально сознательной интеллигенции продолжало господствовать убеждение, что украинское движение не имеет серьезных политических перспектив. Но главной причиной, заставившей лидеров украинских партий ” свернуть флаг независимой Украины “, были их расчеты на то, что русская демократическая интеллигенция после свержения царизма с пониманием отнесется к украинским национальным требованиям. ” Широкая автономия Украины с государственными правами украинского народа в федеративной связи – это и программа данного момента, от которого не может быть устранение назад, – писал Михаил Грушевский весной 1917 г. – Всякие препятствия, вообще колебания в удовлетворению ее со стороны проводников Российской государства или управляя кругов российского гражданства может иметь один результат – это передвижение центра тяжести в сторону украинской самостийности “. Предстоящие события показали всю тщетность этих надежд. Ни одна из российских политических партий – от крайне левой до крайне правой – не собиралась серьезно зодовольняты национальных интересов украинского народа. Более того, они рассматривали украинские земли как естественное поле своей деятельности. Предполагалось, что в случае падения самодержавия Украины и в дальнейшем будет оставаться под российскими политическими влияниями. Не все украинские партии понимали эту угрозу. В 1904 г. от РУП отделилась группа под руководством Марьяна Меленевского и Александра Скоропись – йолтуховского, основавшая Украинскую социал-демократическую союз, а впоследствии превратилась в региональную организацию Российской социал -демократической партии (меньшевиков). Такая политика нанесла большой ущерб национальному движению и скрепила имперские, ” единонеделимне ” позиции российских сил.
В начале XX в. российский самодержавный режим потерпел очередное политического кризиса, который углубился бесславной поражением России в русско -японской войне 1904-1905 гг Как и во времена Крымской войны, страну охватили массовые беспорядки. 9 января 1905 российский император Николай II отдал приказ расстрелять мирную демонстрацию рабочих в Петербурге. Было убито более тысячи демонстрантов. Петербургский расстрел вызвал возмущение рабочих, которое впоследствии перекинулось на деревню и армию. В июне 1905 г. в Одессе вспыхнуло восстание матросов на броненосце ” Потемкин “. В октябре 1905 г. началась всеобщая политическая стачка. Под давлением революционных событий Николай II вынужден был издать специальный манифест 17 октября 1905 г., в котором пообещал провести выборы в Государственную думу и предоставить широкие политические права гражданам Российской империи.
В первой Государственной думе была создана Украинская парламентская община, состоявшая из 45 послов всех 102 избранных от Украины. Председателем ее был адвокат и общественный деятель из Чернигова Илья Шраг. Политической платформой этой парламентской группы была борьба за автономию Украины. После роспуска первой Думы (8 июля 1906 г.) и новых выборов вторая Украинская община насчитывала 47 человек. Но 3 июня 1907 в результате государственного переворота вторую Думу был распущен. В третьей (1907-1912) и четвертой (1912-1917) Государственного думах национально сознательных украинском было очень мало, поскольку новый избирательный закон ограничил права рабочих, крестьян и национальных меньшинств.
Революция 1905 г. способствовала кратковременном расцвета украинской национальной жизни. Прежде всего эти положительные изменения были связаны с отменой Эмского указа 1876 Были открыты новые кафедры украиноведения: в Одесском университете историю Украины преподавал Александр Гру сапожный (брат Михаила), в Харьковском украинском литературу – Николай Сумцов. По галицким примером в украинских городах и городках разворачивается сеть обществ “Просвита”. В 1905 г. в Российской империи появилась первая украиноязычная газета ” Хлебороб”. С 190б г. в Киеве начала выходить ЕЖЕДНЕВНО газета “Рада”. Ее издателем был известный украинский деятель и меценат Евгений Чикаленко. В 1907 г. в Петербурге вышло полное издание ” Кобзаря ” Тараса Шевченко. В том же году Михаил Грушевский перенес центр своей деятельности из Львова в Киев, где под его председательством было образовано Украинское научное общество. Сюда же была перенесена и издание ” Литературно -научного вестника “, который с 1898 г. выходил под эгидой НОШ вместо старой “Зари”.
В ходе революции произошли определенные изменения в политической расстановке украинских сил. В 1905 г. РУП перешла полностью на марксистские позиции и переименовалась в Украинскую социал -демократическую партию (УСДП, лидеры Владимир Винниченко, Симон Петлюра, Николай Порш, Лев Юркевич). Партия стояла на самостийницких позициях, но из тактических соображений включила в свою программу требование национально -территориальной автономии Украины в составе Российской федерации. Осенью 1905 г. из состава Украинской демократической партии вышла радикальная группа во главе с Борисом Гринченко, создавшее украинском радикальную партию. Ее самостоятельное существование длилось недолго. В конце 1905 г. она объединилась с демократами в Украинскую радикально -демократическую партию. УРДП просуществовала до 1908 г., до образования Общества украинских прогрессистов (ТУП) во главе с Михаилом Грушевским, Евгением Чикаленко и Сергеем Ефремовым. В 1903-1904 гг с РУП вышли кружки социал – революционеров (эсеров), которые в начале 1907 объединились в Украинскую партию социал – революционеров (УПСР). Все эти три партии – УСДП, ТУП и УПСР – были главными представителями активных украинской и сыграли основную роль во времена Центральной Рады и Директории. Однако в отличие от украинских партий в Галиции они стояли не на самостийницких, а на федеральных позициях. А на самой территории Приднепровской Украины по своей активности и влияниями они значительно уступали российским партиям.
После поражения революции 1905 г. в Российской империи воцарилась реакция, ее главным проводником был министр внутренних дел (с 1906 г.) Петр Столыпин (1862-1911). По всей стране были заведены военно -полевые суды.
Одним из элементов столыпинской реакции было преследование национальных меньшинств. В 1910 г. Столыпин издал циркуляр, в котором причислил украинский народ к ” чужеродных ” (” инородцсв “) и запрещал любые украинские организации. В 1911 г. он заявил, что ” исторической задачей российской государственности является борьба с движением, в настоящем времени названным украинским, включает в себя возрождение старой Украины и устройства малороссийской Украины на автономных национально – территориальных основах “. Во времена столыпинской реакции были закрытые общества “Просвита ” и другие украинские организации, запрещено продавать украинские книги (в том числе даже Евангелие на украинском языке, который его выдал Синод), проводить концерты, вечера. В Украине, как и во всей Российской империи, формируются шовинистические организации, распространяется волна антисемитизма.
Другим элементом столыпинской политики стало проведение аграрной реформы, которая преследовала цель создать на селе крепкое, зажиточное крестьянство как опору самодержавного режима. Крестьянам разрешалось выходить из общины, селиться отдельно, ” на отруба ” (хуторах), и брать в свою собственность достаточно земли. Столыпинская реформа имела наибольшее влияние в Украине, потому что она отвечала старым традицйиним формам землевладения. Если в 40 губерниях европейской части России на 1 января 1916 из общины вышло около 24 % хозяев, то в Южной Украине этот показатель составлял 34,2 %, а в Правобережной Украине – вплоть 50,7 %.
Антиукраинская репрессивная политика не прекратилась после смерти Столыпина, убитого 1911 г. в Киеве агентом охранки. Пиком этой политики стал запрет празднования 100- й годовщины со дня рождения Тараса Шевченко 1914 Запрет вылилась в массовые демонстрации студентов в Киеве. Репрессии вызвали обратную реакцию. Под их влиянием на сторону украинского движения перешли даже те, кто раньше держался в стороне. Вместе антиукраинские реформы использовали и российские оппозиционные силы как повод для критики действий царского в совет. В
1913 во время заседаний четвертой Государственной думы добивались ликвидации национальных ограничений в Украине кадет Петр Милюков, эсер Александр Керенский, большевик Григорий Петровский и даже русский православный спископ Никон.
В целом же накануне первой мировой войны украинское движение в Российской империи был очень слабым из-за постоянные запреты и преследования. Национальное движение часто вынужден был ограничиваться лишь благими пожеланиями. Если в Галиции накануне войны украинская политическая нация практически уже существовала, то в Восточной Украине ей пришлось формироваться в огне войны и революции 1917-1920 гг Тяжело было приступать к строительству национального государства, не имея за собой даже начальных украинских школ. В этом отношении поражение национальной революции была в определенной степени запрограммирована заранее.
Опыт украинского национального возрождения конца XVIII – начала XX в. имел большое значение. Он наглядно продемонстрировал, что украинская нация могла формироваться и развиваться даже в самых сложных условиях, а следовательно, является устойчивой и жизнеспособной сообществом. Демократические традиции национального возрождения стали прочным достоянием украинского движения и в XX в.