• Главная
  • Образование
  • Общество
  • Природа
  • Медицина
  • История
  • География
  • Экономика и финансы
Сборник рефератов
Сборник рефератов » История » Национально-культурное возрождение украинской культуры

Национально-культурное возрождение украинской культуры

Мартовский пленум (1985), на котором М. Горбачев был избран Генеральным секретарем ЦК КПСС, а потом апрельский (1985), где он выдвинул идею перестройки советского общества, стали отправной точкой для изменений в Украине. Маховик денационализации и духовного опустошения, запущен Л. Брежневым и М. Сусловым, крутился на полные обороты, которые поддерживал первый секретарь ЦК Компартии Украины В. Щербицкий. На первой сессии Верховного Совета УССР одиннадцатого созыва в марте 1986 г. Председателем Президиума Верховного Совета республики избрана Валентина Шевченко, крайнего консерватора, человека из ближайшего круга В. Щербицкого. В октябре этого года поднимается шумная кампания по поводу юбилея стахановского движения. Были открыты монументы Алексею Стаханову в недавно переименованной в г. Стаханов Кадиевке, в честь 50-летия стахановского движения в сельском хозяйстве  – в селе Староселие на Черкасщине. По указанию Москвы начались война с пьянством и алкоголизмом, результатом которой стало уничтожение виноградников на юге Украины и в Крыму. В 1985 г. в Украине в идеологически выдержанной духе проводятся мероприятия в рамках очередного всесоюзного фестиваля искусств, посвященного 40 – летию Победы. Город Луцк награжден орденом Ленина  – словом, все события происходят с соблюдением лучших традиций застойного периода. Своеобразным аккордом 1985 стало завершение Институтом истории АН УССР под редакцией акад. Ю. Кондуфор издание на русском языке 10 – томной “Истории Украинской ССР» – произведения уникального в мировой историографии своей фальсификацией предмета исследования.

 

Как и ранее, в Украине катастрофически уменьшалось количество школ с украинским языком обучения, а число учащихся в них составляло менее половине! всех школьников. Украинские театры перешли на так называемый двуязычный режим, духовная жизнь в упадок. Разбудить Украины смог только взрыв, который произошел на четвертом реакторе Чернобыльской атомной станции и стал крупнейшей ядерной катастрофой XX ст.

Национально-культурное возрождение украинской культуры

Национально-культурное возрождение украинской культуры

 

За месяц до аварии газета “Литературная Украина»напечатала репортаж журналиста Л.Ковалевськои о преступных недоработки, которые имели место при строительстве последних энергоблоков Чернобыльской станции. Прозвучала серьезное предостережение. Но кто учитывал репортаж неизвестного журналиста в газете, которую, кроме кучки гуманитарной интеллигенции, в Украине мало кто читал. Все, что делалось в первые дни после катастрофы на ЧАЭС, было преступлением со стороны всех, кто стоял у власти в Украине. Масштабы аварии скрывались. История еще ждет глубокие исследования этого вопроса.

 

Процесс духовного возрождения украинской культуры начал IX съезд писателей Украины (июнь 1986 г.), а украинские писатели возглавили его. Концентрированный анализ упадка украинской культуры сделал Олесь Гончар на Всесоюзной творческой конференции в Ленинграде 1 октября 1987 На всесоюзную трибуну было вынесено проблемы засилья атомных станций в Украине, выражен протест по поводу планового строительства АЭС вблизи Чигирина и в Крыму, угрозы от реализации проекта канала Дунай  – Днепр, который должен преградить все Днепровско – Бугский лиман, от чего устье Днепра превратилось бы в огромное зловонное болото. Гончар выразил мнение, что литературе и науке необходимо совместно с гуманистических позиций трудиться во имя человека.

 

Значительными событиями 1986 – 1987 гг, как “вышли далеко за пределы Украины, было проведение в сентябре 1986 г. во Львове международного симпозиума»И. франко и мировая культура “, посвященного 130 – й годовщине со дня рождения 1. франка и выхода в свет 50 – томного издания его произведений. Во Львов съехались ведущие слависты, писатели и переводчики: Г. Грабович (США), Г. Витженс (Австрия), С. Е. Буры (Польша), Э. Нидергаузер (Венгрия), П. Кирхнер (ГДР) приняли участие ведущие украинские ученые: Г. Вервес, Я. Исаевич, М. Жулинский и многие другие. В декабре 1986 г. на Львовщине отмечались 175 – летию со дня рождения Маркиана Шашкевича и и 50 – летию выхода в свет альманаха “Русалка Днестровская”. На родине писателя в селе Подлесье Золочевского района открыт литературно – мемориальный музей, реализовано многолетние усилия интеллигенции относительно чествования одной из самых ярких фигур украинской культуры. Столетний юбилей со дня рождения одного из крупнейших украинских актеров и режиссеров Леся Курбаса 1987 по инициативе ЮНЕСКО праздновался во всем мире. Открыт музей в селе Скала на Тернопольщине, где Курбас провел детские годы, проведены научные конференции во Львове, Тернополе, Харькове, Одессе, открыты мемориальные доски во Львове и Киеве.

 

Именно в это время народ узнает правду о тотальном уничтожении украинской интеллигенции во времена сталинского режима, о голодоморе 1932 – 1933 гг, которая прозвучала на пленуме Союза писателей Украины (1987), на учредительной конференции Украинского отделения Советского фонда культуры. Украинское общество стало перед проблемой возвращения имен и явлений культуры, умалчиваемых на десятки лет.

 

Весомый вклад в возрождение исторической памяти и возвращения забытых имен деятелей культуры и искусства сделали Союз писателей Украины и ее печатные органы: газета “Литературная Украина”, журналы “Отечество”, “Октябрь»(с 1990 г.  – “Колокол”), “Киев”, “Знамя»(с 1991 г.  – “Березиль”). Свой весомый вклад внесли также журналы “Днепр”, “Вселенная”, академические журналы “Советское литературоведение»(с 1990 г.  – “Слово и время”), “Народное творчество и этнография”, еженедельник “Украина»и квартальных “Достопримечательности Украины”.

 

На совместном заседании президиума СПУ и ученого совета Института литературы имени Т. Шевченко АН УССР рассмотрен литературный процесс в Украине 20 – 30 – х годов, намечены программу изучения наследия писателей «расстрелянного возрождения». Газета “Литературная Украина»открыла рубрику “Страницы подзабытого наследства”. Появились новые разведки, впервые опубликованные произведения Богдана Лепкого, Григория Чупринки, Николая Зерова, Владимира Винниченко, Михаила Драй – Хмары, Павла Савченко. Гната Михайличенко, Николая Кулиша, Василия Симоненко, Василия Стуса, Ивана Светличного, Евгения Сверстюка и других. Великое дело сделал еженедельник “Украина”, печатая искусствоведческие исследования о украинскую церковную живопись, репродуцируя произведения С. Васильковского и М. Самокиша из знаменитого “Альбома украинской старины”, произведения П. Бойчука и его школы, шедевры творчества таких художников, как Н. Онацкий, А. Заливаха, И. Марчук, А. Антонкж, Ф. Гуменюк, которые преследовались или замалчивались во времена застоя. Свое место под солнцем достает и украинский авангардная живопись. Журнал “Достопримечательности Украины»начал рубрику, в которой помещены библиографические сведения о незаслуженно забытых украинских краеведов, о деятельности подвижника украинской культуры Ивана Гончара, проблемные статьи историков М. Брайчевского, Я. Дашкевич а Я. Исаевича, ф. Шевченко. Журнал “Октябрь»(“Колокол”) в 1988 году начал публикацию трехтомного труда Д. Яворнйцького “История запорожских казаков”, набор которой был рассыпан в 70 – х годах по указанию тогдашнего идеолога ЦК КПУ В. Маланчука. Для украинского народа открывалась практически неизвестные до сих пор творчество писателей украинской диаспоры  – Евгения Маланюка, Тодося Осьмачки, Ивана Багряного, В вкусная Самчука, Григория Косиока, поэтов – борцов, погибших в борьбе с фашизмом  – Елены Телиги, Олега Ольжича (Кандыбы). Особого внимания заслуживают народоведческие этюды Василия Скуративского, возвращающие читателей к источникам народных традиций.

Национально-культурное возрождение украинской культуры

Национально-культурное возрождение украинской культуры

 

В 1988 г. журнал “Киев»начал публикацию “Воспоминаний»самый выдающийся украинского историка М. Грушевского, а образована впоследствии Археографическая комиссия АН УССР начала готовить издание капитального труда ученого  – его многотомной “Истории Украины – Руси”.

 

Увидели свет много интересных произведений украинских писателей: поэзия Лины Костенко, поэма “Чернобыльская мадонна»И. Драча, документальная повесть “Чернобыль»Ю. Щербака, публицистика И. Дзюбы, ряд оригинальных теории В. Шевчука, Е. Гуцало, М. Винграновского, Р. Федорива, Р. Иваничука, В. Дрозда.

 

Большой общественный резонанс приобрело перелоховання на Байковомл кладбище в Киеве в ноябре 1989 г. жертв брежневского режима, поэтов Василия Стуса, Юрия Литвина и литературоведа Алексея Тихого. В массе национальных знамен улицам столицы Украины прошла многотысячная процессия.

 

Значительно хуже ситуация сложилась в театральном и классическом музыкальном искусстве. Русифицированные во времена застоя и вброшены в рывок отношения театры в начале 90 – х годов оказались на грани катастрофы. Из – за снижения уровня жизни населения уменьшилось количество зрителей. Театры оперы и балета Украины не пользуются родным искусством. Если сегодня можно прочитать гворю писателей, не печатались десятки лет, то на одной оперной сцене не ставятся оперы и балеты П. Сокальского, Б. Подгорецкий, Г. Козаченко, 3.. Сочинского, М. Тутковского, П. Сеници, Б. Лятошинского, Б. Яновского, 1. Людкевича, М. Вериковского, К. Данькевича, а великое наследие Н. Лысенко гредставлена ​​бы “Натальей Полтавкой”.

Значительным событием, которая вышла за пределы Украины, было проведение Исен 1989 г. в Черновцах фестиваля “Червона рута”, который ознаменовал дродження украинской современной музыки. Рядом с такими певцами и иконавцямы, как Виктор Морозов, Павел Дворский, Назарий Яремчук, иуреатамы стали малоизвестные, а то и неизвестные украинскому обществу Сестричка ка (Виктория Врадий), Андрей Миколайчук, Эдуард Драч, Андрей Панчишшн, арийка Бурмака, Тарас Курчик, ансамбли “Мельница»(Львов), “Зарево”, “Кому вниз»(Киев). Абсолютным лауреатом “Червоной руты – 1989»И в кобзарь Василий Жданкин  – за особую глубину исполнения, ярко национальную определенность. Второй фестиваль “Червона рута»состоялся летом 90 г. в Запорожье в рамках празднования 500 – летия украинского казачества. Яростное сопротивление возрождению оказывали консервативные силы.

 

Неформальная пресса была мощным фактором подъема сознания населения, играла заметную роль в проведении выборов народных депутатов Украины 1990 Только 1 июля 1990 Львовская областная Рада начала издавать свой официальный журнал “За свободную В крашу”. Несколько умеренные позиции занимали в 1988 – 1989 гг “Литературная Украина»и львовская молодежная газета “Ленинская молодежь»(с 1990 г.  – “Молодая Галичина”).

 

В 1989 г. на Полтавщине состоялось первое республиканское праздник украинского языка, а в следующем году  – на Житомирщине. Весь процесс духовного возрождения объективно заставил Верховную Раду в октябре 1989 г. принять пусть и половинчатый, вследствие давления консерваторов от компартии, “Закон о языках в Украинской ССР”, согласно которому украинский язык получил статус государственного.

 

Возрождение исторической памяти, возвращение народу культурного наследия предыдущих поколений продолжалось. В 1990 – 1991 гг отдельными изданиями вышли в свет работы М. Костомарова, Д. Яворницкого, А. Ефименко, М. Грушевского, И. Крипякевича. В частности, во львовском издательстве “Мир»вышедших трехтомный “История запорожских казаков»Д. Яворницкого (впервые на украинском языке), “Богдан Хмельницкий”, “История Украины»И – Крипякевича, новеллы и исторические романы Лепкого. В 1991 г. начато издание детского журнала “Соняшник”, общего для Украины и диаспоры, восстановлено журналы “Летопись Красной Калины”, “Свет и тень”, начало содержательную “Библиотеку»Колокола “. Интересные книги издан в “Библиотеке»Просвиты “. Практически никаких идеологических препятствий для издания любой украинской книги уже не было, хотя консервативные силы пытались затормозить этот процесс экономически. Возрос объем притока литературы из – за границы  – через украинскую – американский фонд “Сэйбер – Свет”, через научные каналы НОШ, индивидуальные контакты.

Национально-культурное возрождение украинской культуры

Национально-культурное возрождение украинской культуры

 

Украинская культура, начиная от таких титанов мысли, как Т.Шевченко. И.Франко, М. Коцюбинский, Леся Украинской, М. Вороной, Б. Лепкнй, НА О. Олесь, в своих произведениях всегда исповедовала общечеловеческие ценности. Тоталитарная система, физически уничтожив украинскую интеллигенцию, загнала литературу, а с ней и всю культуру в прокрустово ложе марксистско – ленинских догматов. Сюда попала и наука, что привело к стагнации как в гуманитарных, так и в естественных областях. Назрела острая необходимость изменить ситуацию.

 

В июне 1989 г. недалеко от Неаполя с участием ведущих украинских ученых из диаспоры и Украины, известных славистов Европы основана Международная ассоциация украинистов (МАУ). В октябре состоялось учредительное собрание республиканской Ассоциации украиноведов, президентом которой стал известный литературный критик Иван Дзюба. А через несколько дней во Львове возобновило свою деятельность Научное общество им. Шевченко (действовало как первая новейшая Академия наук украинского народа в 1892 – 1940 гг.) Председателем Общества избрали члена – корреспондента АН УССР физика Олега Романова.

 

В августе 1990 г. в Киеве состоялся первый конгресс МАУ, куда съехались такие ученые, как О. Прицак, Г. Грабовым, И. Шевченко, Ю. Шевелев, Т. Гунчак, В. Маркусь (США), А. Субтельный, Б. Кравченко (Канада) и многие другие.

 

В работе конгресса приняли участие ведущие ученые Украины. Намечены новые направления научных изысканий.

 

Знаменательным событием общекультурного значения стало издание с весны 1990 г. “Курьера ЮНЕСКО»на украинском языке. Украинский язык стал единственным из национальных языков бывшего Советского Союза (кроме русского), как кажется это уникальный международный журнал.

 

Начиная с 90 – х годов украинская элита каждый раз острее ставила вопрос о повышении уровня образования и, в частности, внедрение концепции национальной школы, перевод преподавания в высших учебных заведениях на украинском языке.

 

Мощной составной частью украинского народа была его национальная церковь. После насильственного присоединения 1686 Киевской митрополии к Московскому патриархату православная церковь на Приднепровье стала средством русификации украинского народа. И только после обновления Украинского государства 1917 стремление иметь независимую украинскую церковь провозгласила Всеукраинский Церковный Совет духовенства и мирян. Закон об автокефалии (независимости) Украинской церкви был провозглашен 1 января 1919, а вскоре Украина оказалась под большевиками, методично начали борьбу с национальной церковью. В 1928 г. началось уничтожение УАПЦ, арестованы и пытками ее священников и верующих, а в 1930 г. церковь фактически прекратила свою деятельность  – единственный живой епископ Иван Теодорович еще в 1925 г. уехал за границу. Церковь перестала существовать.

 

Своеобразно сложилась историческая судьба церкви в Западной Украине. После подписания Брестской церковной унии (1596 г.), уже к началу XVIII в. все церкви в Галиции стали униатскими (или греко – католическими). Надежды на то, что греко – католическая церковь станет фактором полонизации украинского населения, не оправдались.

 

Ликвидирована 1946 г. и жестоко преследуемая в послевоенные десятилетия УГКЦ не переставала действовать в подполье. Миряне делали отчаянные попытки согласно ст. 52 Конституции СССР, которая декларировала свободу совести, зарегистрировать церковные общины. Этого упорно добивались, например, в с. Мшана Городокского района Львовской в ​​70 – х – иа начале 80 – х годов, однако все попытки заканчивались штрафами, другими административными взысканиями вплоть до заключения особо активных “за хулиганство”. Милицейские облавы во время больших христианских праздников вокруг закрытых храме $ стали привычным явлением в западноукраинских селах. И все же катакомбная церковь существовала, готовила священников, действовало монашество, церковь имела свой епископат, который возглавил митрополит Владимир Стернюк.

 

В 1987 г. УГКЦ частично вышла из подполья. Общественный комитет за возобновление деятельности УГКЦ возглавил многолетний политический заключенный брежневских тюрем Иван Гель. Начались регулярные службы на территории бывшего костела кармелитов во Львове.

 

В 1988 г. украинским мир> праздновали большой праздник  – Тысячелетия Крещения Руси. Однако официальная Русская православная церковь всеми силами пыталась взять инициативу праздника в свои руки. Все празднования по решению Собора РПЦ начались в Москве, далее происходили во Владимире и Ленинграде и только в завершение  – в Киеве. В историческом плане это был обычный фарс, удачно охарактеризовал украинский историк Брайчевськнй: “Когда в Киеве крестили Русь, то на том месте, где позже много лет возникла Москва, ходили бы медведи”.

 

Фальсификация истории христианства со стороны официальной РПЦ оживила деятельность за возрождение украинских национальных церквей. В 1989 г. резко обострились отношения между РПЦ и УГКЦ в западных областях Украины. Московская патриархия боялась потерять “приходы”, а с ними и доходы, которые она имела в Украине, и особенно в западных областях.

 

Же время официальные власти в лице Совета по делам религий при Совете Министров упрямо тянула с признанием УГКЦ.

 

За 1989 началось массовое длительное голодание верующих за восстановление своей церкви. Однако все эти факты замалчивались и только честная статья Г. Рожнова в журнале “Огонек»(1989, № 38) рассказала общественности СССР правду о катакомбной церкви. Но первые общины УГКЦ были зарегистрированы только в мае 1990 г.

 

Предвидя неизбежность решения проблемы УГКЦ, РПЦ под давлением обстоятельств в январе 1990 г. начинает переговоры с Римом. По решению архиерейского собора РПЦ Украинской экзархат Московского патриархата был переименован в Украинскую православную церковь (УПЦ), во главе которой стал киевский митрополит Филарет (в миру  – Денисенко). Но суть РПЦ от этого не изменилась  – за пределами Галичины богослужения проводятся на русском языке, на этом же языке в большинстве приходов УПЦ провозглашают проповеди.

Национально-культурное возрождение украинской культуры

Национально-культурное возрождение украинской культуры

 

Накануне 1000 – летия Крещения началось возрождение украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ). В день религиозного праздника Преображения 19 августа 1989 настоятель храма Петра и Павла во Львове о. В. Ярема вместе с паствой объявили о своем разрыве с РПЦ и переход в УАПЦ. Провода УАПЦ возглавил бывший епископ Житомирский и Овручский РПЦ Иван Бондарчук. В июне 1990 г. в Киеве состоялся первый собор восстановленной УАПЦ, который провозгласил Патриархом Киевским и всей Украины митрополита Мстислава (светское имя Степан Скрипник), известного общественного и церковного деятеля, руководителя Североамериканской митрополии УАПЦ. Возрождение церквей осложнялось пребыванием за границей ее Первоиерарха. В октябре 1990 г. в Украине впервые приехал патриарх Мстислав.

 

В феврале 1991 г. в Риме состоялся 7 – й экстерриториальный синод епископов поместной УГКЦ, созванный по желанию Папы римского Иоаниа Павла II. Принято решение о возвращении во Львов на Первопрестольного клтедру св. Юра главы УГКЦ, верховного архиепископа и митрополита Мирослава Ивана кардинала Любачивского. Впервые со времени отъезда митрополита Иосифа Слепого 1963 глава УГКЦ ступил на украинскую землю ЗО марта 1991 тот день в соборе св. Юра, повернутом греко – католикам демократической властью Львова 1990 г., состоялась архиерейская служба Божья, а на следующий день  – многолюдный митинг возле Львовского театра оперы и балета им. И. Франко, где главу церкви приветствовали официальные представители Львовской областной и городской Советы народных депутатов В. Чорновил, И. Гель, С. Давымука, В. провожая народные депутаты Украины, десятки тысяч верующих. УГКЦ вышла из подполья и на Закарпатье.

 

В апреле 1991 г. в Перемышле восстановлено епархию УГКЦ. Однако нерешенным остался вопрос возвращения Перемышльской кафедры Иоанна Крестителя, которой украинским пользовались на протяжении 160 лет: часть польских экстремистов закрылась в храме и не допустила туда верующих УГКЦ. Только в июне 1991 г., находясь в Перемышле, Папа римский Иоаин Павел II передал украинской гарнизонный костел. В мае глава УГКЦ кардинал Любачивский посетил Киев, встречался с Председателем Верховной Рады Л. Кравчуком и Премьер – министром В. Фокиным.

 

Но хотя УГКЦ и УАПЦ получили официальный статус, религиозная ситуация в Украине в начале 90 – х годов оставалась сложной. Если попытки внести межнациональную рознь в общественную жизнь 1987 – 1988 гг потерпели поражение, то этого удалось добиться на религиозной почве.

 

В то время как УГКЦ и УАПЦ четко стоят на позициях возрождения духовности украинского народа, исповедующих идеи построения независимого Украинского государства, РПИИ и ее подразделение в Украине, УПИИ, в дальнейшем остались на позициях “единой неделимой”.

 

Значительные трудности испытала УАПЦ в Восточной и Южной Украине. Огромное община УАПЦ в Харькове никак не могла добиться передачи церкви хотя бы одного из закрытых харьковских храмов  – за то время РПЦ получила несколько помещений. В апреле 1991 г. в Николаеве (областном) на площади Ленина началась голодовка верующих УАПЦ в знак протеста против антиукраинской политики местной власти за регистрацию своей общины. Кстати, в Николаевской области 1991 священники продолжали называть себя служителями Русской православной церкви, хотя иерархи утверждают об УПЦ.

 

В западных областях Украины посторонними силами постоянно провоцируются конфликты между верующими различных конфессий. Доходит и до конфликтов с местной демократической властью: в июне 1991 г. сестры Василианки пикетировали Львовский городской Совет с требованием немедленной передачи им прежних помещений женского василианского монастыря, которые сегодня занимает Украинский лесотехнический университет. На данный конфликт временно был улажен  – путем предоставления сестрам Василианки другого помещения.

 

Кроме РПЦ – УПЦ, УАПЦ и УГКЦ на Украине действуют римско – католические приходы, зарегистрировано общины лютеран, армянской церкви, иеговистов, реформаторов, старообрядцев, мусульман, иудаистов, евангельских христиан – баптистов, пятидесятников, адвентистов седьмого дня, молокан, апокалипсистив, кришнаитов, церкви полного Евангелия, евангельских христиан.

 

Верховная Рада УССР 26 апреля 1991 приняла Закон “О свободе совести и религиозных убеждений”. Вместе с постановлением этого акта утратившим силу различные законы и указы Президиума Верховного Совета 70 – 80 – х годов, которые делали невозможным нормальную деятельность религиозных объединений в Украине. Религиозные организации получили теперь статус юридического лица, урегулированы сроки регистрации религиозных общин, их право на собственность, распространение религиозной литературы. Предоставлено право военнослужащим и лицам, лишенным свободы, участвовать в отправлении религиозных обрядов, урегулированы права лиц, занимающихся трудовой деятельностью в религиозных организациях, на их предприятиях и т.п..

 


Загрузка...

Похожие материалы:

  1. История русов
  2. Землепроходец Ерофей Хабаров
  3. Историческая эссеистика процессов нации: концептуализация исследования еврейского вопроса в поздний Российской Империи (1855-1917 гг.)
  4. Третий период Гражданской войны в России (март 1919 – март 1920)
Оценка статьи:
1 звезда2 зведы3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Загрузка...
Теги: восстановление церквей, общечеловеческие ценности, рост духовности народа, рост самосознания

Загрузка...

Навигация

  • Главная
  • Образование
  • Общество
  • Природа
  • Медицина
  • История
  • География
  • Экономика и финансы

Наши партнеры

1) Образовательные материалы для школьников и студентов;
2) Рефераты для студентов и школьников
3) реферати і лекції на українській мові.


При использовании материала ссылка на сайт обязательна. © 2013 Все права защищены