В связи с началом промышленного переворота и индустриализации между Германией, Австро-Венгрией и Россией усиливалось противостояние за новые территории и сферы влияния. На перекрестке их политических стратегий оказалась Украина. Германия рассматривала ее как составляющую Черноморского бассейна, открывал путь ей для продвижения в Турцию, Египет, Месопотамию, Персию и Индию. Россия планировала использовать Украину как стратегический трамплин для продвижения на Балканы и в Средиземноморье. Австро-Венгрия наборщика планы превращения Украины на геополитический щит против посягательств России на ее владения и сферы влияния.
В течение второй половины XIX в. на территории У страны одновременно происходило и столкновения национальных идей украинского и соседних народов. В течение второй половины XIX в. зачиталося нерешенным украинский вопрос. Украинская национальная идея, воплощаемое в рамках национального проекта, попадала во все более острое противоречие с имперской политикой России и Австро-Венгрии, правительства которых вели политику денационализации украинского народа. Воплощению украинского проекта и развития украинской национальной идеи также препятствовали двойная лояльность украинской элиты и малоросийство, что развиваюсь в условиях отсутствия государственности. Наконец, это приводило к отказу от собственной этнической культуры и стремление как можно быстрее стать членом господствующей нации.
Родственным малороссийством стало москвофильство. В его основе лежащая «предана» Габсбургами двойная лояльность Галицкой Руси по Вены.
Военное поражение Российской империи в Крымской войне (1853-1856) и смерть Николая I несколько ослабили самодержавный режим в России. Это дало возможность членам бывшего Кирилло-Мефодиевского братства начать новый этап украинского освободительного движения, получившего название громадовская или украинофильское. В Восточной Украине громадовская движение выросло из движения хлопоманов, преимущественно происходили из польских или плененных помещичьих семей, однако решили объединиться с народом, на земле которого жили и работали. В Западной Украине подобными громадовцев по взглядам и действиями стали народники.
Постепенно в украинском освободительном движении образовалось несколько течений, которые объединяла идея создания украинской нации и независимого Украинского государства. Широко было национально-демократическое течение. Ее представляли прежде киевские громадовцы и галицкие народники. Своей задачей в тех условиях, которые сложились, они видели ведения культурной и научной работы.
Украинское социалистическое течение возглавлял М. Драгоманов, который разработал учение, вошедшее в историю общественно-политической мысли под названием «громадовский социализм».
Независимые (самостийницка) течение была представлена Ю. Бачинским и М. Махновским. Они первыми выдвинули идею независимого Украинского государства. Национальную социал-демократическую течение возглавляла социал-демократическая партия Галиции. Социал-демократы настаивали, что пока будут существовать национальные государства, они будут поддерживать идею создания собственного государства, как защитника интересов трудового народа.