Наибольшее влияние на формирование музыки нового времени произвел немецкий композитор Людвиг ван Бетховен (1770-1827). Он быстро завоевал славу виртуозного пианиста, а впоследствии и композитора. Его произведения обусловили подъем всех жанров музыкального искусства, расширили его содержание и творческие границы. Великий композитор сочетал в себе одаренность, безупречное знание музыки, гражданскую позицию мужественной и самоотверженной человека. После 27 лет жизни в Бетховена прогрессировала глухота, но это не могло остановить творчества гениального композитора. Он создал сонаты – «Лунную», «Крейцерова», «Героическую», знаменитую Девятую симфонию и др.. Необычная эмоциональная сила его музыки переросла границы классицизма и оказала огромное влияние на новое поколение композиторов-романтиков.
В начале XIX в. под влиянием идей романтизма во многих европейских странах возникли национальные музыкальные школы – австрийская (Франц Шуберт – песенный цикл «Прекрасная мельничанка»), норвежский (Эдвард Григ – песенный цикл «Из скал и фьордов»), польский (Фредерик Шопен – мазурки и полонезы), чешский (Бедржик Сметана, Антонин Дворжак – «Славянские танцы»), венгерский (Ференц Лист – «Венгерская рапсодия»), финский (Ян Сибелиус), немецкий (Карл Вебер – концертная фортепианная пьеса «Приглашение к танцу»), французский (Гектор Берлиоз – «Фантастическая симфония»).
Композиторы-романтики использовали в своем творчестве народные мелодии. Наиболее популярными музыкальными жанрами в XIX в. были вальс, опера и инструментальные пьесы.
Одним из крупнейших центров мировой музыкальной культуры была Венская придворная опера. Если сначала здесь преобладали итальянские оперы, то в XIX в. на сценах Австрии ставились произведения австрийских, итальянских, немецких, французских композиторов. В Венской опере исполнялись произведения В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена, Дж. Верди, И. Штрауса, П. Чайковского.
Итальянский скрипач и композитор Никколо Паганини (1782-1840) был одним из основоположников музыкального романтизма. Его феноменальный талант вызвал бешеный восторг у слушателей. Н. Паганини написал более 200 пьес для гитары и ряд концертов для скрипки с оркестром и соло. Оперы выдающегося итальянского композитора Джузеппе Верди (1813-1901) получили признание в середине XIX в. Произведения «Трубадур», «Травиата», «Аида» вошли в сокровищницу мирового оперного искусства. Одновременно Дж. Верди прославился в истории музыкальной культуры и как реформатор. Он изменил структуру и характер итальянской оперы, наполнил ее великолепным вокалом, драматизмом, мелодичностью. Усилиями Дж. Верди, а также Джоаккино Россини («Севильский цирюльник»), Рихарда Вагнера («Кольцо Нибелунгов»), Жоржа Бизе («Кармен»), Петра Чайковского («Пиковая дама») и других в Европе развивались различные жанры оперы.
Творчество французского композитора и дирижера Гектора Берлиоза (1803-1869) принадлежит к течению романтизма. По духу его произведения близки к произведениям В. Гюго в литературе и Э. Делакруа в живописи. Противоречия романтизма – общедоступность, близость к народу, героика, но и крайний индивидуализм – были присущи творчеству Г. Берлиоза. В творчестве художника отразились перипетии эпохи, а обобщенные субъективные переживания, положенные на музыку, выделяются среди до апогея музыкальной культуры.
Элементы музыки славянских народов, в том числе украинского, вобрала творчество удивительного польского композитора и пианиста Фредерика Шопена (1810-1849). Он был создателем новых стилей и жанров фортепианной музыки, написал десятки произведений, стоящих в стороне в мировом музыкальном искусстве.
Непревзойденным мастером воплощения в музыке русской поэзии был Михаил Глинка (1804 – 1857 гг.) И до сих пор выполняются его блестящие романсы, героическая опера «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»), опера «Руслан и Людмила», песни, которые постоянно входят в репертуар украинских художников и исполнительных коллективов.