Еще перед взрывом Колиивщины российская политика в отношении Украины резко изменилась. В 1762 г. на российский престол села Екатерина II, которая продолжила централизаторскую имперскую политику Петра І. Для Украины это означало полную ликвидацию всех проявлений автономии. Непосредственным поводом к отмене гетманства была докладная записка Теплова о беспорядок в Украине и меры украинской старшины по наследственности гетманского правительства. К этому следует добавить личную неприязнь императрицы немки в украинском. Вызванный цо столицы Разумовский без особого сопротивления подписал отречение от гетманства, и этим исполнил желание Екатерины, ” чтобы даже само название гетманов исчезло “. Манифест императрицы по этому поводу, изданный в конце 1764 г., сообщал, что власть в Украине переходит к Малороссийской коллегии во главе с генералом П. Румянцевым.
Свои обязанности по нивелирования украинской жизни во всех его проявлениях Румянцев умело выполнял в течение двух десятилетий, начав с общей ревизии земельной собственности 1765-1769 гг (Генеральный или Румянцевский описание). Первым практическим шагом нового генерал – губернатора стала замена натуральных повинностей денежным налогом, сумма которого достигла 250 тыс. рублей в год. Политику по Гетманщины царизм отрабатывал на Слобожанщине, заселенной украинским протяжении XVII в. (одним из первых эти земли осваивал Яцко Острянин после поражения восстания 1638). Пять слободских полкир – Сумской, Харьковский, Острогожский, Ахтырский и Изюмский – подлежали НЕ гетману, а белгородском воеводе. Богатая старшина, которой, часто наследственно, принадлежала власть, не могла выступить против центристской политике России и довольно спокойно восприняла ликвидации полкового устройства 1765 Но в целом украинское общество с тревогой воспринимало наступление царизма на автономию Украины. Избранные 1767 по приказу императрицы депутаты Комиссии по проверке законов и заключения нового кодекса – украинские представители от казачества, духовенства, шляхты и мещан – довольно часто добивались восстановления древних прав и возвращения гетманства. На заседаниях комиссии эти требования смело защищал Лубенский депутат Григорий Полетика, автор ” Исторической вести ” (в прошлом его считали автором ” Истории русов “). Тогда же П. Симоновский составил ” Краткое описание Украины “, а С. Дивович ” Разговор Украины с Велик & Россия”, труда, проникнуты украинским патриотизмом и гордостью за историю Украины.
Реформы Румянцева в Украине прервала война с Турцией, начавшейся 1769 Гетманские и запорожские войска вновь взяли в ней широкое участие. По Кючук – Кайнарджийскому миром 1774 Россия получила выход к Черному морю между Днепром и Южным Бугом, а Крым фактически оказался под протекторатом России. Это создало царизму благоприятные условия ликвидировать и запорожское казачество с ненавистной царизму Сечью.
4-5 июня 1775 генерал Текелий с войском что возвращалось с турецкого фронта, неожиданно окружил и захватил Сечь, разрушил укрепления и все здания. Часть казаков убежала на турецкие земли, где основала Задунайскую Сечь. Только за два месяца царица сообщила ” верноподданных ” о том, что ” Сечь Запорожская в конец уже разрушена, со изтреблением на будущее время и самого названия запорожских казаков». “Преступления “, которыми императрица оправдывала ликвидации Запорожье, заключались в том, что запорожцы боролись за свои исконные земли, которые начала захватывать Россия: создана в Украине 1764 царским правительством Новороссийская губерния с Новосербией и Славяно – Сербией всех сторон теснила Запорожье, между военными поселенцами и казаками начались схватки. К тому же Запорожье за Калне сапожного вело активное освоение степных пространств, способствовало заселению их беглецами из других частей Украины, в том числе и с Новороссии. Уже в первом пункте обвинения отрицалась законность запорожского землевладения ; запорожцев обвиняли в неповиновении законам, в разбоях и бунтахЗнищення Запорожье как ячейки демократизма и антифеодального движения позволило царизму 1783 узаконить в Украине крепостничество. В том же году в Украине окончательно была ликвидирована и казацкий строй, десять полков превращен в ” карабинерные ” конные полки регулярной армии.
Между тем запорожцы, бежавшие из Запорожья основали в турецких владениях Задунайскую Сечь, из-за конфликта с донскими казаками – некрасовцами (те поселились в Добрудже после восстания Булавина) вынуждены были перенести свою января выше по Дунаю. 8000 задунайцев перешли в австрийское подданство (1785) и перебрались в Баната, где жили до 1812 г., а затем вернулись в Добруджу и все-таки выгнали из Дунавцах и Тульче некрасовцев. Устройство Задунайской Сечи воспроизводил ту, что существовала в Украине. Она так же имела укрепления над Дунавцах, церковь, 38 куреней. Место Межигорского или Самарского монастыря занял Атонський. Однако внешнеполитические условия были для казаков очень неблагоприятные. Военная служба, которой требовал султан, включала походы против болгар, сербов, греков, периодические войны с Россией создавали возможность борьбы против своих (Россия пробовала восстановить казацкие формирования в виде так называемого Усть – Дунайского войска). К расколу среди задунайцев привела русско-турецкая война 1828-1829 гг Кошевой О. Гладкий и 500 его единомышленников, забрав сокровище и военные клейноды, перешли на сторону России и помогли московитам переправиться через Дунай. В ответ турки разрушили Задунайскую Сечь, часть казаков вырезали две тысячи посадили. После окончания войны последних отпустили на Дунай, но о казачестве уже не было и речи. Казаки Гладкого стали основой так называемого Азовского войска, осело между Бердянском и Мариуполем. В 1865 г. оно было отменено и казаков перевели на Кубань. А еще ранее Россия делала попытки использовать казаков как военную силу. Например, 1785 г. по поручению правительства между Бугом и Днестром было создано Бугское казацкое войско (окончательно ликвидировано в 1817 г.). На 1811 в нем насчитывалось 9448 чел. Так же из бывших запорожцев 1787 по поручению правительства А. Головатый, С. Белый и 3. Чепига организовали Войско верных казаков, которое 1788 получило название Черноморского казачьего войска. Центром казацких поселений в междуречье Буга и Днестра был г. Слободзея, но 1792 Черноморское войско переселили на так называемую Черноморскую линию на правый берег Кубани. На Кубани казаки основали 40 куренных селений. Военно-административным центром Черноморского войска стал Екатеринодар. Впоследствии, 1860 г., к Черноморскому приобщили Кавказское войско и переименовали его в Кубанское казачье войско.
В ответ на отмену автономии Гетманщины среди патриотически настроенной украинской старшины возникла даже мысль вызвать иностранную ин- тервендию для восстановления независимости Украины.
Спикером этой группы выступил известный в то время литератор и общественный деятель Василий Капнист. В 1791 г. он ездил в Берлин, чтобы попросить у Пруссии помощь против московской тирании, однако эта попытка оказалась неудачной. Поскольку миссия была тайной, то впоследствии Капнист стал генеральным судьей Полтавской губернии, возглавлял местное дворянство, одновременно оставаясь горячим украинским патриотом, убежденным врагом крепостничества и российского бюрократизма, что нашло отражение в ” Оде на рабство “, сатирической комедии ” Ябеда “. В. Капнисту принадлежит и перевод «Слова о полку Игореве “.
Плодотворной для будущего украинского возрождения XIX в. была активная собирательская и поисковая работа старшинского молодежи А. Чепи, В. Полетики, М. Антоновского, М. Маркива, И. Цветки, Я. Марковича и других молодых дворян, исторически правним путем отстаивали права украинского дворянства. Они собирали древние летописи, хроники, гетманские универсалы. Характерным для этого движения было возрождение интереса дворянства к собственному народу, его языку, обычаям, истории. Об этом свидетельствуют труды П. Симоновского, В. Рубана, Я. Лизогуба, С. Лукомского, анонимная ” История русов “.
Казачество течение трехсотлетнего существования сыграло в истории Украины чрезвычайно важную роль. Возникнув как совершенно новый общественный класс, оно скоро перенесло свою идеологию на весь народ и продолжило государственно – национальную традицию Киевской Руси – Украины и Литовско -Русского государства. Уже в конце XVI в. казачество как важная военная сила прославилось борьбой против крымско – татарской агрессии, вышло на международную арену. Запорожская Сечь стала важным центром социального и национально – освободительного движения, постоянным очагом сопротивления полонизации и окатоличиванию украинского народа. Главари казачества, в частности П. Сагайдачный, Богдан Хмельницкий, П. Дорошенко, И. Мазепа, боролись за интересы всего украинского народа, используя лучшие достижения отечественной и европейской культуры. Гетман П. Орлик стал создателем первой в мире конституции. Созданная во времена Б. Хмельницкого независимое государство, ведя непрекращающиеся кровавые войны против Крыма, Польши, Москвы, со временем упала под натиском лучше организованной военно и экономически Российской империи. Но демократические традиции казачества, опыт самостоятельного экономической жизни в Гетманщине, высокая культура XVI -XVIII вв. стали предпосылкой к национальному возрождению украинского народа.