Как и на других территориях Украины, в Причерноморье, Лесостепном Левобережье, Приазовье и в Крыму развивались культуры раннего, среднего и позднего этапов эпохи бронзы. Особенно значительный вклад в их изучение сделали в течение последних десятилетий А. Г. Шапошникова, С. С. Березанская, И. Т. Черняков, И. М. Шарафутдинова, И. Ф. Ковалева, С. Н. Братченко, М. М. Чередниченко, В. В. Отрошенко, С. Ж. Пустовалов и другие исследователи.
На раннем этапе бронзового века на упомянутых территориях проживало населения ямной и нижнемихайливской-кемиобинськои культур (о них говорилось выше), а также катакомбной и Марьяновского; к средней бронзы относятся культуры багатоеаликовои керамики и срубная, до поздней – сабатиновская, белозерская и бондарихипська.
Катакомбная культура выделена А. Городцовым еще в начале нашего века. Ее памятники занимают степные просторы от Поднепровья до Волги; известны также и в Крыму и на Маныче в Предкавказье. Датируется XX-XVII вв. до н. е.
В среде катакомбных племен сложился оригинальный погребальный обряд. Обычную яму (свойственную, напомним, ямные культуре) меняет специальная подземная камера-катакомба: округло-овальная в плане, со сферической потолком. На дне укладывали на боку, лицом к выходу одного (реже – двух и более) умершего; ноги немного подогнуты, кисти рук – у колен. Иногда лицо умершего покрывали глиной специального замеса, в результате чего возникали так называемые маски. Это – уникальная черта описываемой культуры. Среди сопроводительного инвентаря – плоскодонная посуда, украшения из меди, камня, кости и зубов животных, предметы вооружения.
Недавно в Надазов было исследовано курган-святилище, обнесенный несколькими кромлеха- мы. На насыпях в разных местах было установлено несколько стел.
Самый распространенный тип керамики – високогорлий приземистый горшок с широким дном; тисненая узор в виде кругов или полукруглых фигур выполнялся с помощью шнура. Реже встречаются отпечатки расчески, спиральной раковины и тому подобное.
В Поднепровье, па реках Ингул и Ингулец обнаружены своеобразные плоскодонные чаши с загнутыми к середине краями, украшенные сложным прочерченным орнаментом. Как правило, их ставили при вытянутых на спине захоронениях. По мнению многих исследователей, достопримечательности этой керамикой составляют отдельную Ингульские культуру. Несколько вариантов катакомбной культуры выделено и на других территориях, поэтому можно говорить о катакомбную культурно-историческую общность, которая поддерживала тесные культурные связи с тогдашним населением Северного Кавказа (С. Н. Братчснко, А. Л. Нечитайло).
В числе бронзовых изделий катакомбников отметим характерные для них вислообушни топоры, тесла, желобчатые долота, крюки, дволезови ножи в форме лаврового листа, шила, различные украшения (попутно заметим, что встречаются также украшения из серебра). Химический состав бронзовых предметов свидетельствует их кавказское происхождение. В могилах нередко находят боевые молоты, каменные навершия булав, наконечники стрел.
Носители катакомбной культуры занимались главным образом кочевым скотоводством “, они знали колесный транспорт, в частности палаточные телеги-арбы.
Культура много валиков керамики известна в Поднепровье с конца XIX – начала XX в. до н. е. Ареал распространения ее памятников (около 200 местонахождений) почти полностью совпадает с областью, занятой в прежние времена катакомбниками и частично середньоднипровцямы. Эта культура появляется где-то в XVII в. до н. е. и существует одно-два столетия. Западная граница ее территории проходит в целом по линии Одесса – Кишинев – Винница – Житомир, восточная – по долине Дона. На ряде поселений – Бабье на Днепре, Волынцево (урочище. Городок) на Сейме, Левенцовка в низовьях Дона – исследованы наземные и напивзем-участком жилья.
Обряд погребения – скорченное на стороне трупоположением. Покойников сопровождают один или несколько горшков.
Основной керамической формой является горшок высоких пропорций, нередко ребристый, с широким горлом и плоским дном. Есть также миски. Орнаментация – многочисленные налепных валики или прочерчены линии. На поселении Бабье и в некоторых захоронениях найдены бронзовые ножи, шила. С кремня изготавливались наконечники стрел и дротиков, из кости – оригинальные округлые пряжки с двумя отверстиями – большим центральным и маленьким боковым. На поселении Бабье открытые стекловидные («фаянсовые») бусины, вероятно, египетского происхождения, – простые цилиндрические и с двумя выступами по бокам.
Срубная, сабатиновская и белозерская культуры занимали весь степной Юг Украины. Достопримечательности срубной культуры выделены В. А. Городцовым одновременно с ямнимы и катакомбными на Северском Донце. Срубные поселения, могильники, клады, мастерские располагаются в степной и лесостепной зонах Восточной Европы от Волги до Дуная.
Срубная культура датируется XVI-XII вв. до н. е. Ее поселений известно гораздо больше, чем катакомбных, что свидетельствует о высшей степени оседлости срубников, которые наряду со скотоводством активно занимались земледелием (выращивали в основном просо). На ранньозрубних поселениях Янохине, Шрамы в долине р. Оскол (приток Северского Донца) раскопаны полуземляночные жилья прямоугольной в плане формы (со следами открытых очагов посередине помещения).
Основной тип погребальных сооружений – курганы. Умерших клали в скрюченном состоянии на боку, с кистями рук перед лицом, головой, как правило, на восток или с некоторым отклонением в сторону севера или юга. Подавляющее большинство могил в бассейне Северского Донца имела деревянные срубы, в других же районах проживания срубных племен таких захоронений обнаружено мало: здесь существовали или обычные фунтовые ямы, или каменные ящики. Покойников сопровождали сосуды, реже – наконечники копий, пряжки, украшения.
Самый распространенный тип керамики – банкоподибний горшок. На ранних этапах существования срубной культуры использовались также гостроребристи приземистые горшки. Орнаментом украшалась обычно лишь верхняя часть сосуда; узор или видтискувався шнуром или прокреслювався. Среди сюжетных композиций – крестики, прямоугольники, свастики, схематизированные изображения животных и т.д. (считают, что в данном случае мы имеем дело с проявлениями простого пиктографического письма).
Оснащение преимущественно бронзовые. Это, прежде всего, проушные топора или топоры-кельты, долота, шила, иглы, ножи своеобразной формы – с перехватом (что типично только для срубной культуры). Из кости изготавливали псалии, гарпуны, лощила т.п., из камня – литейные матрицы, молоты, терки, вкладыши к серпов.
Удаленные недавно сабатиновская и белозерская культуры поздней бронзы (И. М. Шарафутдинова, И. Т. Черняков,
В. В. Отрощенко) хронологически следуют за срубной и одна за другой. Сабатиновская датируется XIV-XII, белозерская – XI – IX вв. до н. е. Достопримечательности первой, в основном поселения (Сабатиновка, Ушкалка, Ташлык и др.), сосредоточиваются в степной части Правобережья, второй (Белозерка, Бабье, Змиевка, Ильичев и др.) – на Нижнем Днепре и в степях Левобережья. На поселениях обнаружены остатки наземных жилищ прямоугольной в плане формы, возведенных на каменном фундаменте. Вблизи сабатиновской поселений случаются зольники.
В среде сабатиновской племен преобладали впускные захоронения, Белозерский – грунтовые бескурганные. В могильнике возле с. Широкое на Херсонщине исследовано несколько десятков захоронений, расположенных рядами. Похоронный обряд – скорченное на стороне трупоположением, кисти рук – перед лицом. Мужчин обычно клали на правый, а женщин – на левый бок. В составе многочисленного сопроводительного инвентаря – керамика, украшения и тому подобное.
Важным элементом материальной культуры сабатинивцив и Белозерке есть сокровища бронзовых изделий и слитков. Только в Северном Причерноморье выявлено более 20 таких сокровищ, богатые – вблизи сел Рыбаковка Николаевской области Князь-Григорьевка (Херсон) и г.. Берислав (там же). К Рыбаковская сокровища входило 50 топоров-кельтов, а князь-Григорьевского – 7 серпов, топоры и слитки (общим весом 24 кг).
О развитии бронзолитейного дела в освещаемый время в Причерноморье и Приднепровье, где складывается металлургический центр, свидетельствуют соответствующие мастерской. На одной из них – в Малых Копанях – найдено 10 половинок форм для отливки коротких мечей, кинжалов, кельтов, наконечников копий и дротиков, долот, ножей, различных бляшек, подвесок и т.
Украшения изготавливались из бронзы. Среди них – проводные и литые браслеты, височные подвески, кольца, шпильки с кольцевой или цвяхоподибною головками, различные бляшки, так называемые шумящие и крестообразные «антропоморфные» подвески.
Керамика сабатиновской и белозерской культур имеет много общих черт:
она слабо орнаментирована, лискована, украшенная валиками. Сабатинивци широко использовали двовухи вазы, банкоподибни горшки, жаровни. Среди белозерского посуды преобладали округлотили кувшины и бокалы, нередко високогорли, украшенные зубчатым и перлиноподибним орнаментом.
Достопримечательности Марьяновского и бондарихинськои культур известны на северо-востоке нашей страны. Первая датируется XVIII-XII, вторая – X-VIII вв. до н. е. Вместе они составляют отдельную линию исторического развития населения Украины в эпоху бронзы, хотя по составу материалов, особенно керамики, значительно отличаются друг от друга. Начало изучения этих памятников было положено еще в 20-е годы нынешнего века М. Я. Рудинский и М.В. Сибильовим, а в послевоенные годы продлен Д. Я. Телегин, В. А. Ильинской, С. С. Березанской Ю. В. Буйновым и другими исследователями.
Основной район распространения Марьяновский поселений охватывает Десну, Сейм (Марьяновка, Волынцево), лесостепную часть Сулы (Малые Будки), Ворсклы, Северского Донца (Студенок). Население занималось скотоводством и земледелием, вело оседлый образ жизни. Судя по раскопкам поселения Студенок, полуземляночные жилья имели прямоугольную в плане форму; в центре помещения располагалось открытое, обложенный камнем костер. Жилья имели по два выхода – «летний» и «зимний».
Орудия изготовлялись почти исключительно из кремня и кварцита. Это клиновидные топоры, скребки, ножи, наконечники стрел. На поздних этапах существования Марьяновский племен появляются уже бронзовые вещи. В одном из жилищ поселения Студенок найдены матрицы для отливки топоров-кельтов. Керамика представлена главным образом горшками с широким горлом и плоским дном. Орнамент – ямки разнообразной формы, отпечатки гребенчатой штампа, «гусенички»; как правило, декорировалась вся поверхность сосуда.
Бондарихинська культура занимала в основном степные части бассейнов Северского Донца (Бондариха, Тимченко), Ворсклы (Ницаха, Хухры), Псла и Сулы. Ее памятники известны также на Сейме и северных территориях (в пределах России). В основном это неукрепленные поселения, но в это время появляются уже и укрепления (Веселое на Харьковщине). Жилья двух типов – землянки и наземные. Обряд погребения – кремация. В жизни бондарихинського населения важны орудия из камня (серпы, зернотерки) и кости, но были распространены и бронзовые кельты, кинжалы, шила и тому подобное. На поселении Оскол обнаружен железный нож. Керамика представлена открытыми горшками, дуршлаг. Орнамент беден: трикутникоподибний узор, валик, насечки по венцах. Бывают сосуды с загадочными знаками типа пиктограммы. На одном из горшков прочерчены фигуры и знаки в виде крестиков, свастик, наколотых треугольников, удостоверяющий его ритуальное назначение.
Таким образом, имеющиеся материалы дают основания утверждать, что в эпоху бронзы происходило дальнейшее развитие производительных сил и производственных отношений тогдашнего населения Украины, в результате чего общество постепенно переходило от первобытнообщинного строя к сословно-классовому. К этому времени относится углубления общественного разделения труда между племенами степных и лесистых районов. В степях возвышается роль кочевого скотоводства, когда первобытные пастухи постепенно осваивают все пастбища, в том числе и расположенные далеко от долин крупных рек (тогда люди, наверное, овладели техникой сооружения колодцев). Что касается лесостепных племен, то в их жизни особое значение имело земледелие, в частности подсечно и ральное. Ассортимент культурных растений обогащается: выращиваются пшеница нескольких сортов, ячмень, лен, конопля, горох, чечевица. Распространяются садоводство и огородничество. Резкому повышению производительности труда в сельском хозяйстве способствовало применение тягловой силы животных, в первую очередь быка.
Дальнейшее развитие получает ремесло. Возникают такие новые его отрасли, как бронзолитейное, доказательством чего является не только остатки мастерских, но и захоронения мастеров-литейщиков. Мастерские, бесспорно, работали на обмен, а это обусловило появление нового слоя в первобытном обществе – мастер-менял. Возможно, именно с их деятельностью следует связывать давние сокровища, которые нередко состоят из десятков однотипных бронзовых изделий, отлитых в одной и той же матрицы.
С ростом производительности труда углубилась имущественное неравенство населения. Об этом красноречиво свидетельствуют сокровища драгоценностей, а также появление богатых захоронений. Один такой клад найден вблизи с. Бородино на территории Молдовы. Он содержал серебряные наконечники копий, кинжал, шпильку с позолотой, изготовленные из камня и отполированные до блеска предметы вооружения и символы власти, например боевые топоры-молоты и булаву.
В процессе совершенствования методов ведения земледелия и скотоводства, а также в связи с возникновением бронзолитейными мастерских появляется избыток продуктов, сосредоточивается в руках отдельных родовых групп или племенной верхушки. Все это вызывает вызревание как внутри-, так и наружно племенных социальных противоречий. Еще с медного века известны укрепленные поселения, а это неопровержимая признак начала столкновений между различными племенами (что, кстати, подтверждается и неуклонным ростом количества оружия, в том числе бронзовой, в памятниках этих эпох). Очевидно, необходимость защиты отдельных групп населения от нападений соседей побудила к консолидации племен на уровне союзов.
В эпоху бронзы возвышается роль родительского права в роде, в конце концов завершается установлением патриархальных отношений, прежде всего в степных скотоводов. Доказательством усиления власти мужчины – патриарха в семье и роде – есть парные захоронения мужчины и женщины (катакомбная культура), материалы которых доказывают факт ритуального убийства последней. С утверждением патриархата стада становятся собственностью отдельных семей, вследствие чего первоначальное коллективное хозяйство разлагается.
Культуры Степного Причерноморья, Поднепровья и Левобережья
Загрузка...