В годы войны не прекратилось культурная жизнь. Оккупация корне изменила политическую ситуацию в Украине. Она существенно ускорила начато еще в 30 – х годах идейное банкротство коммунистической системы, усилила рост национального сознания украинского народа. Настроения беззащитного населения, оставленного сталинским режимом лицом к лицу с немецкой армией, колебались между враждебностью, осторожной благосклонностью и настороженным выжиданием. Ситуация, которая сложилась на временно оккупированных землях летом 1941 г., давала народным массам, которые пережили ужасы сталинских репрессий и голод 1932-1933 гг, некоторые надежды на возможность нормального ” цивилизованного ” жизнь под новой властью. Здесь массово начали возрождаться древние культурно-просветительные общества, профессиональные и любительские хоры и театры, выходить проникнуты национальным духом газеты; в городах и селах открылись церкви.
Интенсивно культурно – образовательная и литературно -художественная работа проводилась в Галичине, ставшей впоследствии частью Генеральной Губернии, и где отношение к ней осталось несколько лояльнее, чем на других украинских территориях. Опираясь на древние традиции просветительской работы и опытные кадры, которые частично сохранились после репрессий, а частично вернулись из эмиграции, украинская интеллигенция в течение июля 1941 возобновила работу общественных организаций и обществ, действовавших здесь до сентября 1939 г., в том числе “Просвиты “, ” Союза украинок “, казалось 48 национальных газет и других прессовых изданий. После кратковременной реорганизации заработали профессиональные театры во Львове, Станиславе, Тернополе, Коломыи, Стрые. Уже 19 июля “Украинская театр Львова ” показал зрителям оперу: ” Запорожец за Дунаем “, были поставлены ” Маруся Богуславка “, “Наталка Полтавка “, ” Украденное счастье ” и другие произведения отечественной и мировой классики.
Быстро отстроились во Львове творческие союзы. Украинские художники сразу вернулись к своим первоначальным организационных форм объединения – по национальному принципу. Литераторы образовали Союз украинских писателей; художники, скульпторы, искусствоведы основали Союз украинских изобразительных художников, актеры – Союз украинских театральных художников; работники прессы – Союз украинских журналистов; композиторы, музикан -ти – исполнители, музыковеды – Союз украинских музыкантов.
Возрождалось национально -культурную жизнь и на других украинских землях, где в течение 1941 и 1942 появилось более 100 украиноязычных газет, открыто около 2 тыс. православных храмов. На Волыни, Подолье, Слобожанщине, Приднепровье создавались общества “Просвита “. В Киеве, Харькове, Днепропетровске, Луцке, Ровно, Проскурове, Виннице, Житомире, Полтаве, Херсоне и других городах открылись украинские драматические театры, репертуар которых состоял из произведений национальной классического наследия, преимущественно историко- бытового содержания.
В крупных вузовских центрах сформировались литературно -художественные и научные группы интеллигенции, которые инициировали национально -культурную жизнь в своих местностях. В Киеве организовались союза украинских писателей, композиторов, художников, журналистов и актеров. Ученые города приступили к восстановлению Всеукраинской академии наук. Содержание академии взяла на себя городская управа, которая назначила президентом ВУАН известного ученого- химика, академика АН УССР Владимира Плотникова. Для развития научной деятельности в Харькове ученые создали комитет научно -исследовательских институтов во главе с профессором Л. Крамаренко. Начало работу Харьковское украинской научное общество, объединившее преимущественно специалистов гуманитарного профиля.
Начались занятия в Киевском, Винницком мединститутах, на медицинском факультете Днепропетровского университета, созданного на базе бывшего университета, а также медицинского, фармацевтического и сельскохозяйственного институтов, в Житомирском сельскохозяйственном институте, в Харьковской консерватории и других учебных заведениях. В центре так называемой Транснистрии – Одессе был открыт университет и консерваторию. Объявили о своем намерении возобновить учебный процесс профессора и преподаватели Киевского и Харьковского университетов, снова созданного Днепропетровского политехнического института, других вузов.
Население с энтузиазмом обращалось к религии. Православные восстановили церковную организацию в формах украинской автокефальной православной церкви, возглавляемой архиепископом Поликарпом (Сикорским) и украинской автономии православной церкви под руководством митрополита Алексия (Громадского), что признавал верховенство Московского Патриархата. Повсеместно происходили массовые крещения детей. В Днепропетровске, Полтаве, Луцке епархиальные советы организовывали богословские курсы для подготовки священников.
Оживлению национально – культурной жизни летом 1941 г. сйриялы походные группы ОУН, которые были направлены как бандеровским, так и мельниковским проводами вглубь Украины для создания украинских органов местного самоуправления и проведения соответствующей пропагандистской работы. Во многих оккупированных городах именно им принадлежала инициатива основания Украинской печатных органов, школ, театров.
Однако военно -полицейский террор, устроенный оккупантами, быстро развеял иллюзии тех, кто ожидал от новых властей послаблений в культурной жизни. В конце 1941 г. фашисты резко усилили надзор за всеми украинскими обществами и запретили любые публичные собрания, за исключением предварительно разрешенных служебных заседаний. Запрещалось создание любых новых национальных обществ. В Галиции от начале 1942 г. были официально распущены все незарегистрированные украинские организации и общества, в том числе ” Просвита”. С тех пор украинским могли проводить культурно -просветительную работу только в организационных рамках Украинского центрального комитета. Деятельность всех, кто публично работал в области литературы, музыки, театра, изобразительного искусства, подлежала надзорные со стороны чиновников отдела пропаганды правительства генерального губернатора.
Особенно тщательно контролировали оккупанты деятельность средств массовой информации: радио, издательств, прессы и т.д.. Для руководства издательским процессом в рейхскомиссариате было создано ” Германское издательское и печатное общество” с центром в Луцке, которое получило исключительное право давать разрешение на учреждение журналов и их соответственно контролировать. Было категорически запрещено обсуждать на страницах газет вопрос будущего оформления политической и хозяйственной жизни оккупированных немцами территорий, публиковать статьи, которые популяризируют идею украинской государственности. Каждая газета должна была три четверти площади предоставлять для материалов немецкого информационного агентства.
Украинская молодежь лишалась возможности получить полноценное образование. Все школы выше начальной в рейхскомиссариате были закрыты, не позволялось ни вида высшей школы, а также общеобразовательных средних школ, гимназий, лицеев и других подобных заведений. Ослабление касались лишь профессиональной школ.
Введены ограничения в начале 1942 г. положили конец попыткам возобновить деятельность Всеукраинской академии наук. В Галичине, несмотря на многочисленные просьбы, немецкие власти не дала разрешения на существование Научного общества им. Т. Шевченко. Зимой 1942 г. на большей части Украины из-за отсутствия топлива не работали разрешены школы, было закрыто большинство художественных заведений.
Жертвами голода и холода в Киеве стали известные профессора: М. Дамиловский, Г. Иваницкий, В. Лозницький, М. Левитский – всего около ЗО человек. В Харькове погибли (по неполным данным) 1 академик (А. Бекетов), 21 доктор наук, 37 ассистентов и преподавателей вузов. Массовые расстрелы интеллигенции стали обыденным явлением, а всякий сопротивление каралось безоглядным террором. В Киеве в начале 1942 г. были расстреляны поэтесса, редактор литературного журнала “Литавры ” Елена Телига, поэт Иван Ирлявский, редактор газеты ” Украинская действительность ” Иван Рогач, другие участники походных групп ОУН.
Огромных размеров вступило ограбление оккупантами художественных и исторических ценностей украинского народа, особенно во время отступления фашистов. Невосполнимые потери понесли исторические и краеведческие музеи, библиотеки. Из Львова немцы вывезли более 5 тыс. рукописей и свыше 3 тыс. старопечатных, 300 инкунабул, 40 тыс. томов различной литературы. Всего за пределы Украины было вывезено более 40 тыс. ценных экспонатов.
Нацистский террор, противоукраинскую политика немцев изменили настроения населения оккупированных территорий, пробудили движение сопротивления. Причем освободительная борьба украинского народа имела не только вооруженный, но и идейно – политический характер. Политическая программа украинского национально – освободительного движения разработали и теоретически обосновали выдающиеся публицисты и пропагандисты ОУН – УПА Иосиф Позычанюк, Осип Дякив (Горновой), Петр Федун (Полтава), Дмитрий Маевский, Всеволод Рамзенко и другие. В своих произведениях они выражали уверенность, что смертельная схватка двух разновидностей империализма – нацистского и советского – неизбежно приведет к уничтожению обоих, и все порабощенные народы Европы и Азии, в том числе и украинский, получат свободное и независимое существование в своих суверенных государствах. Нацистской идеологии украинское национально -освободительное движение противопоставил свои положительные идеалы, свою политическую программу, которая была принята на III Чрезвычайном Великом Сборе ОУН. Вместо тоталитарных установок «интегрального национализма ” ее главным содержанием стали принципы общечеловеческих прав и свобод, в том числе и национально – культурных. III Большой сбор ОУН выступил за полное право национальных меньшинств развивать свои национальные культуры и равенство всех граждан Украины независимо от национальности во всех сферах жизни. Лозунг ” Украина для украинского ” , провозглашенное еще в 1900 г. М. Михновский, а затем теоретически проработан Д. Донцова, было заменено на лозунг ” Свобода народам, свобода человеку “.
Украинское национально-освободительное движение выдвинуло достаточно подробную социально – экономическую программу, которая намечали будущий хозяйственный уклад Украины как комбинацию государственного, кооперативного и частного секторов. Платформа Украинского Главного Освободительного Совета предусматривала, в частности, “обобществление основных природных богатств страны: земли, леса, вод и подземных сокровищ с передачей рильных земель в постоянное пользование земледельческим хозяйствам “, ” удержавлення тяжелой индустрии и тяжелого транспорта, передачу кооперативным объединением легкой и пищевой индустрии права свободного кооперирования мелких продуцентов “, ” обеспечение свободного развития ремесла и права на создание индивидуальных ремесленных станков и предприятий “и т.п.. Во внешней политике УГВР как координатор и руководитель самостийницких освободительных сил стремилась к ” мирного сосуществования со всеми соседями Украины на принципе взаимного признания права на собственные государства в этнографических землях каждого народа “. Однако переосмысление идеологических постулатов украинского национализма, эволюция в социал – демократическом направлении происходили нелегко. Не все члены ОУН приняли новую политическую платформу.
Руководство ОУН – УПА придавало исключительное значение идейному воспитанию, пробуждению и развитию национального сознания населения и собственного военного контингента. Для этого создавались специальные структуры референтов – политвоспитателя, среди которых были значительные силы подготовленных интеллигентов, налажен выпуск самых подпольных изданий: газет, журналов, брошюр, листовок, прокламаций. Нелегальные газеты и журналы ОУН “Идея и чин”, “За независимую Украину “, “Свободная Украина “, ” К оружию “, ” Самостийник “, “Знамя молодежи” и другие имели большое идейно – информативную нагрузку: они не только оперативно отражали ход событий, но и освещали сложные политические, теоретические, даже философские, проблемы. На средства ОУН – УПА печатались сборники стихов, пьес, воспоминаний, песенники, переиздавались произведения Евгения Маланюка, Олеся Бабий, Александра Олеся, Николая Хвылевого, Дмитрия Фальковского.
Возрождению национальной идеи посвятили себя и деятели украинской советской культуры, оказавшихся в восточных районах СССР. Там, в литературе и науке началось движение за восстановление собственной исторической памяти, за реальное национальное осознание народа и не только в борьбе с фашизмом, но и в перспективе, во всех отраслях общественной жизни. И хотя это движение было в известной степени контролируемый и негласно сдерживаемый, но во многих участках культурной жизни он стал заметной и влиятельной реальностью.
Во время войны, когда решалась судьба самого сталинского режима, последний не мог поставить решительную запруду возрождению национальных чувств украинского, жестоко угнетенных в мирный период. Более того, Москва довольно быстро поняла, что войну с иноземными захватчиками нельзя вести, не опираясь на патриотические, а в своей основе национальные чувства народа.
> 3 концу 1941 г. в украинской советской литературе одна за другой начинают печататься статьи историков и писателей, посвященные величественным страницам национального прошлого, прежде всего ярким образцам отпора захватчикам и поработителям. Время от времени они обращаются с различных тематических поводов к героических фигур отечественной истории: Ярослава Мудрого, Даниила Галицкого, П.Конашевича – Сагайдачного. Возрождается тяга к национальному традиционализму, прорываются наружу мотивы украинского патриотизма, не имел ничего общего с искусственно культивируемым советским патриотизмом. Известные деятели культуры выступают с обобщающими очерками об украинском национальном театр (Иван Кочерга), музыкальную культуру (Филипп Козицкий), живопись (Карп Трохименко), язык (Леонид Булаховский).
Годы войны стали временем появления значительных, монофонических патриотическим пафосом стихотворных произведений, объединила тема невыносимой тоски по родной земле, любви к отчему краю (Максим Рыльский ” Слово о родной матери »; Павел Тычина ” Голос матери “, ” В бессонную ночь”; Владимир Сосюра “Любите Украину “; Леонид Первомайский ” На Полтавщине”, Андрей Малышко – цикл ” Украина моя”).
В советском тылу Украинский научно – техническая интеллигенция принимала активное участие в налаживании работы заводов и фабрик, шахт и электростанций, составляла технические проекты, разрабатывала новые технологии, создавала совершенную, чем у врагов, оружие. Выдающуюся роль в выпуске танков Т -34 сыграл Институт электросварки АН УССР. Помощь оборонным предприятиям и фронта в той или иной степени оказали почти все академические институты, тематика исследований которых была сразу приведена в соответствие с потребностями военного времени. Своими специфическими художественными средствами мобилизовали населения и части Красной армии на разгром врага деятели искусства.
Ликвидация фашистской оккупации в Украине стала важным стимулом дальнейшего развития культуры, восстановления культурно – образовательных, художественных и научных учреждений. В республике развернулось движение по восстановлению школ, вузов, клубов, изб- читален, библиотек методом народной стройки, то есть силами и средствами общественности. В чрезвычайно сжатые сроки до конца войны была в основном восстановлена сеть вузов, значительная часть школ. Из эвакуации в марте
1944 вернулась в Киев Академия наук в составе 29 научно -исследовательских институтов. В августе 1944 г. возобновил работу Львовский филиал АН УССР с шестью отделениями институтов. В новых условиях постепенно развернули свою работу театры, музеи.
Однако за внешней видимостью восстановления и расширения сети научных, художественных, культурно – образовательных учреждений крылась трагедия создателей духовных ценностей, тупиковая ситуация всего национально – культурной жизни. Как и в довоенные годы, режим форсированно централизовал все культурные средства и начал возводить духовные процессы в единое русло, контролируемое и управляемое коммунистической партией. На всех украинских землях были унифицированы систему дошкольного воспитания, народного образования, высших и средних специальных учебных заведений, издательств, научных учреждений. Вследствие подчинения культуры в различных ее проявлениях партийно -государственным органам определяющей чертой духовной жизни Украины становилась однообразие. Вызванные обстоятельствами войны определенные уступки режима украинскому патриотизму постепенно обрываются, забываются.