В эпоху средневековья большую роль в развитии украинской культуры продолжали играть монастыри, были очагами образования, науки, летописания, книжности, книгопечатания, изобразительного искусства, музыки, счетоводства. Хотя многие из них е от времени татаро-монгольского нашествия лежали в руинах, с вхождением Украины в состав Великого Литовского княжества появились новые монастыри.
В XVI-XVII вв. наблюдается возрождение монастырской жизни. На Волыни основано Почаевскую Лавру. Оживилась монастырская жизнь на Приднепровье. К этому привела деятельность таких выдающихся церковно – культурных деятелей, как Иов Борецкий, исая Копинский, Петр Могила. Возрождается слава Киево – Печерского монастыря, который во второй половине XVI в. получает от константинопольского патриарха право ставропигии, то есть независимости от местных церковных владык, и становится центром книгопечатания, а Лаврская школа – зародышем славной Киево – Могилянской академии. Восстановлено старые и основано новые обители – Межигорский под Киевом, Густынской – Троицкий возле Прилук, Мгарский – возле Лубен и др.. Большое внимание монастырям уделяли украинские гетманы Петр Сагайдачный, Богдан Хмельницкий, Иван Мазепа. Последний щедро наделял монастырям имения, давал право проводить различные промыслы и торги, освобождал от государственных налогов. Гетманщина как государство украинского народа привела к значительному развитию монастырей и повышения их роли в развитии украинской культуры.
Упадок монастыри начали с половины XVIII в., В условиях централистского политики московского правительства. В 1786 г. согласно указу царицы Екатерины II проведена так называемая секуляризацию монастырских владений, в результате чего монастыри были лишены поместий, многие из них закрыты и лишь часть перешла на частичное содержание из государственной казны.
После Брестской унии 1596 монастыри, которые были подчинены греко – католической иерархии централизуются в один Василианский орден. Вследствие реформ императора Иосифа II все монастыри Галиции, кроме 14, были закрыты. Такая же участь постигла и большинство украинских монастырей Закарпатья и Буковины. На Правобережной Украине греко – католические монастыри либо закрывались, либо были переданы российской православной церкви.
Присоединение украинских земель к Великому Литовскому княжеству ознаменовало новый период В развитии украинской культуры, в частности образования, школ и науки. В общекультурном отношении Украины значительно превышала Литву – тогдашняя украинская (русская) язык стал государственным языком делопроизводства, дипломатии, частной переписки на территории Великого княжества Литовского. Негосударственное положение украинского населения несколько позже негативно скажется на развитии культуры.
Образованным общественным сословием было духовенство. В XIV -XV вв. школы существовали при церквях и монастырях, но о них сохранилось очень мало сведений. Большую заботу об образовании начинает проявлять мещанство. Система образования в городах Украины была подобна системы образования в западноевропейских городах. Значительная часть грамотных людей была среди шляхты. С XVI в. имеем уже значительно больше сведений о состоянии школ. Документы этого времени свидетельствуют, что на ниве школьного проявили себя богатые женщины: княгиня Елена Черторийска – Горностай основала 1596 школу при Пересопницком, Анна Гойска – при Почаевском, а Раина Ярмолинска – при ЗАГАЕЦКОЕ монастырях. Дети изучали азбуку, молитвы, за учебники правили ” часослов “, ” Псалтырь ” ; вместе с староуставним письмом на рубеже XV -XVI вв. изучается скоропись, что начинает употребляться тогда в правительственном и актовом делопроизводстве. Как утверждал пастор Обеброн, 1589 в Украине школы были при всех церквях.
Во второй половине XV в., После Флорентийской унии, положение украинского школьного образования усложняется – начался активный наступление католицизма. Борьба с этим наступлением развернулась и на территории школ. Активное деятельность начали иезуиты, создавшие густую сеть своих школ на территории Польши, Литвы, Беларуси и Украины и стали опасными конкурентами украинской школе. Оживили свою работу различные протестантские течения – такие школы действовали в Дубне, Раковые, Хмельнике. Единственно правильной формой в борьбе против чужеземных влияний было создание собственных новых школ, которые не уступали по уровню обучения не иезуитским, ни протестантским. Наряду со школами в Остроге, Заблудове, Владимире -Волынском, Киеве, Львове, украинские школы открываются в Смотриче на Подолье (1579), Белостоке (1581) и Холме (1582).
Густая сеть братских школ в Украине вызвала высокое развитие народного образования, который после Переяславского соглашения постепенно был попран деятельностью московского правительства. Арабский путешественник Павел Алеппский, посетивший Украину во время путешествия патриарха Макария в Москву 1654 г., в своих описаниях гласит: ” По всей земле русских (т.е. казаков) мы заметили прекрасную черту, нас приятно удивила: все они, дети и взрослые, большинство их жен и дочерей, умеют читать, писать. Многие из них знает порядок церковных служб и церковного пения “.
Возникла насущная потребность в организации высшей школы в Украине, которая по уровню преподавания не уступала западным университетам и одновременно могла бы готовить национально сознательные кадры. Этим делом занялся выдающийся деятель украинской культуры князь Константин Острожский, который не пожалел собственных средств и организовал около 1578 в Остроге знаменитую Острожской академии. Документов о ее структуре не сохранилось, однако можно с большой вероятностью предположить, что курс в академии состоял из ” семи свободных наук “, которые изучались в нижней школе – ” тривиюми ” (грамматика, риторика, диалектика) и ” Квадривиюми ” (арифметика, геометрия, астрономия, музыка).
Константин Острожский пригласил выдающихся украинских и зарубежных ученых, которые сумели вывести Острожской школе на уровень академии, широко развернуть творческую и научную деятельность. Первым ректором академии стал писатель – полемист Герасим Смотрицкий, родом с Подолья, автор предисловия к Острожской Библии, ряда полемических и исторических произведений, из которых сохранился памятник ” Ключ царства небесного ” . Профессорами из местных людей были священник Демьян Наливайко, брат известного казацкого предводителя Северина Наливайко, иеромонах Киприан, что учился в Венеции и Падуе, Василий Суражский – Малюшицкий, автор полемических трактатов, Иов Княгинецкий, писатель – богослов и др.. Среди приглашенных были Христофор Филалет (Мартин Броневский), автор знаменитого произведения ” Апокризис “, астроном из Кракова Иван Лятос, греки Кирилл Лукарис, ставший впоследствии константинопольским патриархом, Дионисий Палеолог, позднее Тырновская архиепископ в Болгарии, Кантакузен Никифор, Мосхопул. Выпускниками Острожской академии стали будущий гетман Петр Конашевич – Сашйдачний, писатель и ученый Мелетий Смотрицкий и др.. Академия и типография в Остроге творили мощный культурно – образовательный центр – здесь выдано знаменитую ” Острожской Библии ” (1581), целый ряд богослужебных книг, здесь получила свое развитие блестящая полемическая литература, авторами которой были священник Василий, Мартын Броневский, аноним ” Клирик Острожский “, Герасим Смотрицкий и др.. После смерти К. Острожского 1608 академия упадок, его сын Януш был католиком, а внучка Анна Алоиза Хоткевич превратила академию в иезуитскую коллегию. И хотя этот выдающийся очаг украинской науки просуществовал недолго, академия дала толчок к возникновению в Украине многочисленных братских школ, значение которых для развития образования в целом было незаурядное.
Наибольшей среди братских школ стала школа Львовского Успенского братства, открытая 1586 Школа готовила священников, учителей, писателей, а примерный уровень обучения и воспитания здесь должен противодействовать антиукраинской направленности обучения в иезуитских школах. Преподавали здесь старославянский и греческий языки, обучение носило религиозный характер, программа предусматривала выложи так называемых свободных наук – ” Тривия ” и ” квадрия “. Воспитанники школы публично выступали с речами, декламациями, с разрешения митрополита Михаила Рогозы лучшие из них имели право проповедовать в церквях.
Сохранился устав Львовской братской школы, который назывался “Порядок школы ». Большие требования предъявлялись к учителю, который назывался дидаскал. Он должен был быть ” набожный, скромный, не гневлив, не срамословя, НЕ чародей, НЕ хохотун, НЕ баснописец, не сторонник ересей, а подспорье благочестия, представляет собой образ добра в этом “. Дидаскал, взяв ребенка, ” имеет ее учить с промыслом добрым учением “. Все ученики в школе имели равные права: ” Богатый над убогим в школе ничем высшим не должно, – только одной наукой, телом же все равны”. Организаторы братской школы глубоко задумывались над педагогическими проблемами и решали их независимо от чужих образцов, в демократическом, гуманном духе. Библиотека школы имела произведения Аристотеля, Платона, Лукиана, 1 Овидия, Вергилия, изучение которых студентами способствовало распространению идей гуманизма в Украине.
Материальные возможности Львовского Успенского братства ни были велики, поэтому во Львове не удалось собрать таких выдающихся деятелей науки и культуры, как в Остроге. С иностранцев некоторое время работал во Львове грек по происхождению, епископ Арсений, который был первым управляющим братской школы. Львовский епископ Гедеон Балабан уделял мало внимания учебному процессу, находясь в постоянных конфликтах с братством. Зато образованный мещанин, правдивый деятель братства Юрий Рогатинець, хоть и не проявил себя как деятель культуры, немало сделал для решения материальных проблем братской школы.
Ведущую роль в развитии школы играли молодые учителя и писатели, которые с жаром принялись за организационной работы: Кирилл Транквилион Ставровецкий, Иван Борецкий (будущий митрополит Иов), братья Степан и Лаврентий Зизании, Сильвестр Косов и др.. Но часть из них вскоре уехала по другим городам в поисках более обеспеченных должностей, в результате чего культурная жизнь во Львове после некоторого оживления вновь поугас.
Учитывая острую потребность в учебниках, группа студентов под руководством Арсения создала грамматику ” Адельфотес ” (1591) на греческом и славянском языках, которая служила и вступлением к изучению других наук – диалектики, риторики, музыки, богословия, медицины, математики. В 1596 Лаврентий Зизаний – Тустановский издал ” Грамматику славянскую ” и ” Букварь” с первым церковнославянским словарем. Эти издания послужили основой для знаменитой грамматики Мелетия Смотрицкого (1619), которую переиздавали вплоть до XVIII в. Изданные в Украине учебники опровергали обвинения польского проповедника П. Жалобы, выдвинутые против славянского языка как пригодной для обучения.
Львовская братская школа служила образцом, когда создавались подобные школы в Галиче, Рогатине, Стрые, Николаеве, Комарно, Перемышле, Ярославе, Холме, Владимире -Волынском, Пинск, Меджибоже. Воспитанники братских школ начали борьбу с наступлением католическо- польского лагеря на украинскую культуру.
В начале XVII в. начинает оживляться культурное движение в исторической столице Украины – Киеве. К этому привел определенной степени галичанин по происхождению Елисей Плетенецкий, которого 1599 избран архимандритом Печерского монастыря. Он перестроил монастырская жизнь, сплотил вокруг себя людей с широким образованием, научными интересами. В 1615 г. Плетенецкий закупил в Стрятини типографию, которую там заложил Гедеон Балабан, основал в Радомышле бумажную фабрику (бумажную фабрику). Началась активная издательская деятельность. Вокруг Плетенецкого сплотились такие выдающиеся деятели культуры, как Памво Беринда, Лаврентий Зизаний – Тустановский, Тарас Земка и др.. Киево – Печерский монастырь снова стал важным культурным центром всей Украины.
В 1615 г. жена мозырского маршала Лозки Гальшка Гулевичивна подарила Киевскому братству усадьбу под монастырь и школу. Киевская братская школа была организована уже в 1615 /16 учебном году. Она имела четыре отдела, где учеников обучали грамматике, риторике, философии и языков: греческого, латинского, славяно – русской и польской. Первыми ректорами этой школы были Иов Борецкий, затем Мелетий Смотрицкий, Кассиан Сакович. Деятельность школы была направлена на защиту украинских церковных традиций, она получила большую моральную поддержку от казачества и гетмана П. Сагайдачного.
В 1631 г. архимандрит Киево – Печерского монастыря Петр Могила основал так называемую лаврскую школу. Осознавая, что главной недостатком православных школ является низкий уровень преподавания – православные не равна католикам по образованию, Могила решил организовать школу по западному образцу. Для этого он выслал за границу молодых способных людей учиться на преподавателей, пригласил в Киев из Львова известных педагогов Сильвестра Косова и Исаию Козловского. Последний стал первым ректором лаврской школы. Однако Киевское Богоявленское братство увидел в лаврской школе своего конкурента. Компромисс был достигнут путем объединения 1632 обеих школ в одно учебное заведение, разместившийся в Киеве на Подоле. Так родилась Киево – Могилянская коллегия (братство дало согласие считать Могилу за ее основателя), которая впоследствии превратилась в академию. В 1633 г. П. Могила стал киевским митрополитом, таким образом оказавшись у руля всего культурного процесса в Украине.
В коллегии, а затем академии, хранились национальные традиции украинской школы, но обучение осуществлялось на латинском языке, знание которого считали признаком образованности. Кроме того, изучались греческий, церковнославянский и польский языки. Учебная программа предусматривала изучение так называемых семи свободных наук: грамматики, риторики, поэтики (пиитики), философии, математики, астрономии и музыки, как это было в иезуитских коллегиях. Весь курс обучения длился 12 лет.
В 1701 г. Киево – Могилянская коллегия становится академией. Со временем программа обучения модернизируется, к ней вводятся новые предметы. Изучение церковнославянского языка позволяло не прерывать связи с письменным наследием Киевской Руси, глубокое знание греческой способствовало воспитанию ряда известных украинских эллинистов XVII -XVIII вв. В стенах академии родилось много кантов, псалмов, дум народным языком, которые переспивувалися в народе – украинский язык приобретал своего развития. Произведения студентов академии на польском языке на украинскую тематику способствовали их распространению за пределами Украины. Впоследствии, в XVIII в. в академии стали преподавать французский и немецкий языки, а на курсах богословия – древнееврейский. Много внимания уделялось изучению музыки и живописи, благодаря чему в Киеве родилась целая художественная школа.
Особое место отводилось изучению философии. Как правило, этот предмет преподавали профессора, окончившие студии в европейских университетах. В свое время эти курсы трактовались как схоластические, однако исследования состояния преподавания философии в Киево – Могилянской академии, проведенные в последнее время, издания переводов этих курсов на украинском языке свидетельствуют о высоком уровне преподавания этого предмета. Здесь изучались не только богословские курсы томизма, но и произведения Аристотеля, Платона, других античных ученых, произведения таких мыслителей эпохи Возрождения, как Эразм Роттердамский, Ян Амос Коменский, впоследствии философские трактаты Декарта, Спинозы, система Коперника и Галилея. Профессора академии Иннокентий Гизель, Георгий Конисский, Стефан Яворский, Феофан Прокопович были высокоученого специалисты, научная спадшина которых имеет непреходящее значение для современности. А воспитанник академии Григорий Сковорода сделал большой вклад в развитие прогрессивной гуманистической философской мысли XVIII в.
Большое значение для учебного процесса имела библиотека академии, в которую поступали книги из Рима, Парижа, Венеции, Лейпцига, Амстердама, Кракова, Вены и других книгоиздательских центров Европы. Но наибольшую часть библиотеки составляли собственные друки – здесь было и первое издание Киево – Печерской Лавры ” Часослов ” (1616), много экземпляров ” Адельфотес “, напечатанного во Львове, которые привез с собой Иов Борецкий, такие издания, как ” Грамматика ” М. Смотрицкого (1619), ” Лексикон славеноруський ” Памва Беринды (1627) и др..
Огромное внимание библиотеки академии уделял Петр Могила, он приобрел для нее произведения античных авторов, просветителей – гуманистов средневековья Эразма Роттердамского, современных ему других европейских философов – мыслителей. Свою собственную библиотеку по завещанию П. Могила оставил академии. Библиотека академии в XVIII в. считалась одной из лучших в Европе. Однако до настоящего времени она не сохранилась – пожары 1780 и 1811 уничтожили более 10 тыс. томов книг, тогда же погибли уникальные источники к истории Украины.
Как крупнейший учебный научный центр Украины Киево – Могилянская академия имела исключительное значение для развития образования, науки, культуры Украины, утверждение национальной самобытности. Из стен академии вышли выдающиеся политические деятели, ученые, писатели, композиторы, художники. Деятельность академии имела большое влияние и на соседние страны, особенно на Московию, где подобного научного центра не было. Московия в течение почти 200 лет очень удачно эксплуатировала украинскую культуру, черпая из академии высокообразованные кадры, среди которых были Стефан Яворский, Даниил Туптало (Димитрий Ростовский), Феофан Прокопович. Именно украинским заложили 1649 г. в Москве первую школу. Мощное влияние имели повышение уровня культуры в Московии и украинской книги. Творческие и научные связи с Киево – Могилянской академией в разное время поддерживали такие страны, как Венгрия, Молдавия, Болгария, Сербия, Далмация.
Собственная государственность украинских земель – Киевское государство, Галицко – Волынское княжество – творила среду, способствовало рождению многих памятников культуры. Как отмечал академик М. Возняк, без государственности мы не имели бы таких выдающихся произведений письменности, как ” Слово о законе и благодати” митрополита Илариона, описание путешествия Даниила Паломника, Галицко – Волынская летопись, ” Слово о полку Игореве “, достопримечательности, что составили своей стоимости современным произведениям западноевропейских литератур или и превосходили их. Однако натиск половецких орд, а затем татарское нашествие прервали продвижение украинской культуры.
В отличие от западной литературы, черпала темы из народной поэзии, духовенство в Украине, следуя византийской традиции, выступало против народной словесности, я & а трактовалась как языческая или чертовски. Недооценивая литературу классических Греции и Рима (Гомер, Платон, Аристотель, Вергилий и др..), Оно отдавало приоритет литературе византийского периода: рассказу о Христе, богословским статьям, житиям т.п.. Поскольку византийский аскетизм отрицал науку, Византия не дала украинским землям и образцов организованной школы.
Латинский язык, принятый официальной западным христианством, была чуждой для большинства народов, которые в религиозном плане подчинялись Рима. Поэтому она не могла заменить родного языка французам, немцам, чехам, полякам. Латина не стала господствующей в национальной литературе всех тех, кто исповедовал христианство западного образца. Зато староболгарский речь, допущена Византией для церковного богослужения, была близка к украинскому языку – украинские писатели, духовные лица, создали лишь отдельную украинскую редакцию церковнославянского языка, стало роковым для литературы – сформировалась точка зрения, согласно которой родной народный язык не предоставляется для литературы. Отголоски ее слышим в XIX в., И даже сегодня.
И все же связи украинского общества с Европой в XVI в. были достаточно интенсивными. Немало юношей из Украины учились в европейских университетах. Украинские студенты знакомились в Европе с идеями Реформации, которые впоследствии распространялись в Украине. Часть молодежи, особенно древних княжеских и боярских семей, окатоличувалася в иезуитских коллегиумах, где преподавали хорошие педагоги. Но в целом можно сказать, что по сравнению с польским обществом того времени украинское было инертнее и консервативно, поэтому, новые идеи находили в нем слабее отзыв. Впрочем, все, что шло с запада, воспринималось украинском с осторожностью.
Поэтому понимание культурного достояния украинского народа в исторической ретроспективе имеет исключительное значение для осознания нашего будущего.
Татаро – монгольское нашествие сказалась на развитии архитектуры и искусства – строительство на Поднепровье и почти прекратилось Г развивалось только на западноукраинских землях на территории тогдашнего Галицко – Волынского княжества, основываясь на архитектуре времен Киевской Руси. В XIV -XVI вв. здесь, однако, наблюдаются частично западноевропейские влияния. Памятники того периода можно разделить на две группы: оборонительные – сооружения и церкви.
Тогдашние замки строили из камня. их стены защищали сооружения, предназначенные для жилья. Как строительный материал использовались кирпич, известняк, песчаник. В XV -XVI вв. в архитектуре сформировался своеобразный украинский стиль, который удачно сочетал ренессансные влияния местной традиции, происходившей со времен Киевской Руси.
Как основной архитектурный тип в церковном строительстве были деревянные так называемые срубные храмы, церкви делились на три части: алтарь, собственно церковь и женскую. Деревянные колокольни, которые сооружались стороне, часто служили и за сторожевые башни. К таким древнейших деревянных памятников принадлежит церковь св. Духа в с. Потеличе вблизи Рави – Русской (1555) и церковь св. Николая в Черновцах (1607). Впоследствии архитектурный стиль тридиииьнои деревянной церкви был перенесен на каменное строительство (церковь св. Онуфрия во Львове, церкви в Каменце- Подольском, Зинькове). Особое место занимали каменные церкви – оборонительные сооружения, образец которых могут служить прежде комплекс Киево – Печерской Лавры, церковь в с. Сутковцы на Подолье, сохранившаяся до наших дней.
В начале XVI в. в Украине, и прежде во Львов, приходит из Европы ренессансный стиль.
Жемчужинами ренессансного стиля в гражданской архитектуре Львова является ” Черный каменный на пл. Рынок (архитектор П. Красовский), дом Бандинелли (краеугольный на пл. Рынок и ул. Ставропигийской) и др.. Но выдающийся памятник этого периода – это комплекс сооружений Львовского Успенского братства – Успенская церковь, башня Корнякта и часовня Трех Святителей.
Ценными памятниками ренессансной архитектуры во Львове также часовня Кампьянив, примыкающий к Латинскому кафедрального собора, и часовня Боимов, размещена неподалеку от собора на территории бывшего кладбища.
Признаки ренессансного стиля наблюдаются при восстановлении и реконструкции церковных сооружений с княжеских времен в Киеве, Чернигове, Каневе, Переяславе.
Большое развитие в XV -XVI вв. достигло украинское живопись. Украинские художники отходят от канонов византийской школы, ее статичности и торжества.
Яркими образцами искусства оформления рукописной книги является знаменитое ” Пересопницкое евангелие ” (1556-1561) и печатной – “Апостол ” (1574) и ” Острожская Библия ” (1581) Ивана Федоровича. Центрами книгопечатания были Львов и Острог.
Гравюры, созданные в XVII в., Преимущественно предназначались для иллюстрирования церковных книг, однако на многих из них воспроизведены картины из жизни тогдашнего украинского общества. Например, в ” Учительне Евангелие ” (Киев, 1637) изображен крестьян, молотят и веют зерно, строят шпихлир, а польский вельможа следит за их работой. Авторы гравюр того времени преимущественно неизвестные, знаем бы гравера Илью, который работал во Львове и Киеве. С наследия этого мастера известно 400 гравюр.
Во второй половине XVII – первой половине XVIII в. на смену ренессансном стилю в архитектуре приходит стиль барокко. В Киеве восстановлен Десятинную церковь и восстановлено Софийский собор, уничтожили и ограбили 1169 Андрей Боголюбский, 1240 – Батый, а 1416 – хан Едигей. На Левобережье, в Путивле, Стародубе, Чернигове формируется архитектурный стиль двухъярусных храмов.
В середине XVII в. укрепляется гетманская столица Чигирин, а также родные места Б. Хмельницкого – Суботов. В это время восстанавливаются и укрепляются замки в Киеве, Триполье, Богуславе.
Дальнейшее развитие в конце XVI – начале XVII в. приобретает украинское живопись, представлено, например, во Львове школами художника Федора Сеньковича и Николая Петрахновича. К лучшим образцам украинской живописи принадлежит иконостас Успенского собора Киево – Печерского монастыря, Богородчанский иконостас в Скит Манявский (Галичина) работы Михаила Козелева.
В XVI -XVII вв. наряду с иконописью развивается портретная живопись. Входит в обычай рисовать в церквях портреты государственных, политических и культурных деятелей. Например, на стенах Успенской церкви в Киеве были портреты Острожских, Ольшанских, Вишневецких, Сангушко, а чуть позже – Хмельницкого и Мазепы. Национально – освободительная революция украинского народа нашла свое отражение и в творчестве чужаков – голландцев В. Гондиуса (портрет Б. Хмельницкого) и А. Вестерфельда (гравюры памятников киевской старины и т.д.).
Традиции предыдущих эпох продолжает и музыкальная культура Украины. Во времена Хмельнитчины создано много героических дум, которые бытуют в репертуаре бандуристов в XVIII в. Дальнейшее развитие получает • и церковная музыка, большой вклад в которую предстоит выдающемуся теоретику украинской музыки композитору М. Дилецкому (1630-1690). После Переяславского соглашения начинается экспорт украинской музыки в Москву, где она доминирует вплоть до середины XVIII в.
В сутки перед Хмельнитчиной получают развитие людвисарство – литье из меди и конвисарство – литье из олова. Продолжая традиции Киевской Руси, украинские мастера достигли большого мастерства в производстве пушек и колоколов.
Вторую половину XVII в. знаменует расцвет нового своеобразного стиля, который носит название ” казацкое барокко “. В основе его было итальянское барокко, но в Украине оно вступило своеобразных художественных форм и национального колорита. Самостоятельное творчество украинских мастеров начинается во второй половине XVII в. и расцвета достигает в сутки гетмана Мазепы. Только в Киеве Мазепа вйбудував или восстановил 20 сооружений. Строительством активно занимаются гетманы Самойлович, Апостол, полковники Герцык, Миклашевский, Мокиевский.
Под конец XVII в. интенсивно развиваются Киев, Чернигов, Переяслав, Нежин, Стародуб, Сумы, Батурин, Харьков. Однако многие памятники светского строительства, особенно развивалось при поддержке Мазепы, до нас не дошло – после Полтавской трагедии Меншиков сжег и уничтожил дотла гетманскую столицу Батурин. Такая же судьба постигла многие здания, которые возвел Мазепа в Киеве. Одним из интереснейших образцов светской архитектуры, сохранившийся со второй половины XVII в., Есть дом полковой канцелярии в Чернигове. В эпоху Мазепы достигло высокого развития живопись (Жовковский мастер Иван Руткович), графическое искусство (киевские граверы Александр и Леонтий Тарасевичи, И. Щирский).
В 1721 г. отменен указ царя Петра I о запрещении строить из кирпича в городах (кроме Москвы и Петербурга). В Украине появляется ряд сооружений в стиле рококо, где уже заметен переход к классицизму. В настоящее время в Украине работают такие выдающиеся архитекторы, как немец И. Шедель (колокольни Киево – Печерской Лавры и собора св. Софии), итальянец Растрелли, русский И. Мичурин. Среди украинских архитекторов славные были С. Ковнир, автор многих сооружений в Киево – Печерской Лавре, основатель целой школы мастеров – каменщиков, Иван Григорович- Барский, Ф. Старченко, И. Зарудный. Выдающийся архитектор этого времени в Галичине был Бернард Меретин, автор Архикафедрального комплекса св. Юра во Львове, ратуши в Бучаче, костела в Городенке и др.. В это время построено Успенский Собор Почаевской Лавры (автор – архитектор Г. Гофман), строятся величественные палаты для магнатов Вишневецких, Сангушко, Радзивиллов. Руками крепостных господина Ф. Потоцкого в Умани построен необычайной красоты парк Софиевка, с роскошными палатами, беседками, искусственными руинами, скульптурами.
Самая памятник деревянной церковной архитектуры XVIII в. – Запорожский собор в Новомосковске, который построил народный мастер Я. Погребняк 1773-1775 гг Отдельное место в истории украинской деревянной церковной архитектуры занимает архитектура Западной Украины, в частности ее Карпатского региона. Интересными сооружениями являются деревянные церкви Бойковщины и Лемковщины, которые сохранили в своей сути архаичные древнеукраинские традиции. Зато церкви Гуцульщины, в том числе галицкой, буковинской и закарпатской, имеют в себе барочные элементы с искусно резными деталями.
Во второй половине XVIII в. в Украине работают много талантливых скульпторов. Скульптура становится органичным элементом архитектуры. К этому времени относится расцвет деятельности С. Шалманова – автора многочисленных иконостасов и скульптур (городской собор в Полтаве, Мгарский монастырь, церковь св. Покровы в Ромнах). Высокую художественную ценность имеют иконостасы киевских церквей – св. Софии (1747), Андреевской и Успенской.
Талантливые скульпторы работают на Западной Украине: Фесингер, Осинский и особенно Пинзель – автор скульптурного оформления Святоюрского комплекса во Львове. Из-под резца талантливых художников во Львове, Жовкве, Станиславе, Яворове, Бучаче получаются замечательные иконостасы. Развивается статная резьба, образцы которой в небольшом количестве дошли до наших дней и хранятся в музеях Киева, Каменец- Подольского, Харькова и Львова.
Выдающимися художниками этого времени были люди, которые имели основательную художественное образование, воспитанники Киево – Могилянской академии, Харьковской коллегии: С. Строинский из Львова, А. Грушецкий с Супрасльского монастыря на Волыни, Л. Долинский – автор росписей собора св. Юра во Львове. Выдающимися представителями иконописи были И. Руткович – автор иконостаса в Жовкве, И. Кондзелевич – Богородчанского иконостаса, Г. Стеценко – иконостаса в соборе Почепа на Приднепровье и др.. Портретная живопись Украины XVIII ст. представлен именами Алексея Антропова, Дмитрия Левицкого, Владимира Боровиковского, Антона Лосенко.
В музыкальном искусстве Украины продолжаются традиции предыдущих эпох, но украинская музыка также выходит на новые горизонты. Если в первой половине XVII в. профессиональная музыка развивалась в стенах Киево – Могилянской академии, то чуть позже создается Глуховская певческая школа, которую организовал гетман К. Разумовский. Из этой школы вышли три великих украинских композиторы XVII в. – Максим Березовский, Дмитрий Бортнянский и Артем Ведель. Получив музыкальное образование в Украине, Березовский и Бортнянский продолжили обучение в Италии, после чего их отправили в Петербург. Трагической была судьба талантливого Артема Веделя (1767-1806), который некоторое время был дирижером московского генерал – губернатора, а затем вернулся в Украину, став монахом Киево – Печерского монастыря. Впоследствии за протицерковну деятельность его арестовали и до конца своей жизни он провел в тюрьме.
Важным событием стало печатание украинских нот, так называемых Ирмолой (Львов, 1807 г.). Песнопения сводились в сборники, так называемые Богогласник, первым из которых было издание ” Богогласник ” в Почаеве (1791 г.). Важным музыкальным центром Галиции после установления там австрийских властей становятся хор и оркестр при Святоюрском соборе.
Подытоживая, можно твердо сказать, что несмотря на отсутствие собственной государственности, польское и московское господство, тяжелые национальные притеснения со стороны Москвы, украинское искусство в XVI -XVIII вв. смогло дать выдающиеся произведения, вошедшие в сокровищницу мировой культуры.
Первой украинской печатной книгой считается ” Апостол”, напечатанный во Львове Иваном Федоровичем (Федоровым) 1574 Сам он называл себя Московитин, хотя, по мнению отдельных исследователей, он мог быть и из Украины или Беларуси. Так или иначе, он долгое время работал в Москве, вместе со своим помощником Петром Мстиславцем основал там типографию и 1564 напечатал ” Апостол”, а 1565 – ” Часословник “. Однако вскоре Федоровича начали в Москве травить, оба печатника убегают в Беларусь и в имении литовского гетмана Григория Ходкевича основывают типографию, где 1568-1569 гг напечатали ” Евангелие учительное ” и “Псалтырь “. С Заблудова Мстиславец уехал в Вильно, а Федорович перебрался к великому украинскому культурного центра – Львова, где с помощью мещан основал новую типографию и издал первую известную на сегодня в Украине книгу – ” Апостол” 1574
Вероятно, что книгопечатание в Львове существовало еще до приезда Ивана Федоровича. Догадка, что Федорович только восстановил заброшенную печатное дело, выразили польский историк Бандтке и галицкий Д. Зубрицкий еще в XIX в. Однако ни одной книги, которая увидела мир здесь до 1574 г., не разыскано.
Выход в свет во Львове ” Апостола ” И. Федоровича был большой роде в истории украинской культуры. Львовский ” Апостол” несмотря на его сходство с московским отличается от последнего в картинах и орнаментальных отделках. В конце львовского издания помещены герб Львова и собственный герб печатника – его фирменный знак.
Во Львове Федорович вел образовательную деятельность. Того же 1574 он напечатал “Букварь” – ценную достопримечательность тогдашней учебной литературы. “Букварь ” состоит из двух частей – азбуки и материала для чтения, грамматических упражнений, взятых из церковных книг.
Финансовые трудности заставили Федоровича заставить свою типографию во Львове. Он переехал в Острог, владение князей Острожских, где напечатал 1581 знаменитую ” Острожской Библии “. В ее издания князь К. Острожский отнесся очень ответственно – было образовано редакционный совет, куда вошли преподаватели Острожской академии, собрано и сверены тексты.
Все книги Священного писания пришлось сверять с греческими, еврейскими и латинскими подлинника. Это была, по сути, самая полная печатная Библия среди православных славянских народов. Когда более чем через 80 лет спустя (1663) Москва смогла на печатание Библии, это было просто перепечатано текст ” Острожской Библии “.
После выхода книги в свет И. Федорович, к тому времени уже больной, возвращается во Львов, начнет организовывать новую типографию, но 1583 умирает. Его типографию выкупил епископ Гедеон Балабан, и она стала основой типографии Львовского братства, руководителем которой назначен Михаил Слезки.
Вслед за Львовской и Острожской в Украине XVI – XVII ст. организовано другие типографии. В Галичине, кроме Львова, появляется целый ряд типографий в провинции – в Стрятини, Рогатине, Крылосе, Венграх, Уневе, Перемышле. На Волыни создан типографии в Дермани, Почаеве, Константином, Луцке, Кременце, Житомире. На Киевщине, кроме крупнейшей в Украине типографии Киево – Печерского монастыря, существовали типографии в Фастове и Бердичеве. На Подолье было семь типографий, большую типографию создан в Чернигове. Итак, книгопечатание в Украине получило значительное распространение.
Тогдашние типографии не были высокопроизводительные через примитивную технологию, однако уже 1591-1622 гг Львовская типография напечатала 13 названий книг, Острожская за 1574-1599 гг – 18, а Киевская за 1615-1630 гг – 40, в том числе и такую монументальную, как знаменитый ” Требник ” Петра Могилы, который имел 1670 страниц. С 1730 до конца XVIII в. в Почаеве напечатано 187 книг, а за более короткий период в Чернигове – более 50.
Украинская книга распространяется не только на своей земле, но и далеко за ее пределами, она откликается на все культурные потребности того времени. Кроме сугубо церковной литературы, в украинских типографиях печатались книги для школьного обихода, научно – богословские издания, произведения литературного и народного содержания.
Однако отсутствие собственной государственности делала развитие книгопечатания в Украине специфическим: украинская книга была лишена государственной опеки и производилась только усилиями самого украинского населения. Как только Москва получила возможность влиять на Украину, она немедленно приступила к борьбе с украинской книгой: очень скоро после Переяславского соглашения, путем подкупа и обмана 1686 украинскую церковь подчинена московскому патриарху, который немедленно начал устанавливать цензуру книг Киевской типографии, на что лаврский архимандрит Варлаам Ясинский отписывал, что люди не будут читать и покупать книг, напечатанных по -русски. Москва и Украина начинают соревноваться по права украинских типографий печатать книги без предварительной цензуры и по использованию национального языка в украинских изданиях. Московские власти начинает унифицировать язык на московский образец в изданиях, предназначенных для Украины. Это была первая политическая акция против украинского языка, направленное на денационализации украинского народа. Система притеснений украинского слова создавалась сразу после Переяславского соглашения, а уже 1720 вылилась в первый законодательный акт Петра, по которому принято цензуру и фактически запрещено украинский язык.
В течение XVIII в. такие приказы повторяются в разных вариациях. За их нарушение на украинском типографии накладывались огромные штрафы, а одну из крупнейших Черниговскую типографию, вместо казни конфисковали и вывезли в Москву.
Если учесть, что в XIX в. преследования украинской книги продолжится валуевским (1863) и Эмским (1876) указами, то фактически до 1905 г., а это почти два века, украинская книга в Российской империи оказалась вне закона. Удар, который нанес российский великодержавный шовинизм украинской культуре, был очень тяжелый. К такому насилию над языком и культурой порабощенного народа не додумался ни один завоеватель (даже турки в Болгарии, по словам И. Франко, были далеко толерантны к духовных потребностей болгарского народа).
Отдельное место в истории украинской культуры занимает историческая литература. Среди источников, которые дошли до нас, древнейшими есть западнорусских летописи, есть белорусского происхождения. Это обстоятельство обусловлено прежде всего тем, что западные земли меньше пострадали от нашествия татаро – монголов. Таких летописных списков известно 13. Различные по объему и содержанию, они имеют общую особенность – их авторы были, очевидно, светскими лицами: государственные деятели, учителя, работники канцелярий, а не люди с монастырской среды. Много материалов по истории Украины должен Супрасльский летопись, составленная в Супрасльском монастыре близ Белостока, часть которого составляет так называемый ” Краткая Киевская летопись ” ; написан в Украине, он содержит описание событий 1480-1500 гг Ценным памятником украинской историографии Летопись Быховца, доведен до 1507 г. Здесь дается информация об общественных отношениях в Украине и Беларуси конца XV-начала XVI в. К историографических источников принадлежит также Баркулабивский летопись, составленная в с. Баркулабив у Могилева, в котором отражены события в Украине и Беларуси половины XVI в XVII в. Много внимания в Баркулабивский летописи уделено межконфессиональным отношениям, борьбе православного лагеря с католическим, деятельности братств, описания событий, связанных с восстанием и казнью Наливайко. Он содержит интересные записи бытового содержания, там есть описания жизни народа, обычаев шляхты, казаков, духовенства и вообще отражена картина политических и социально – экономических отношений Украины, Беларуси и Польши.
Эти летописи, впоследствии легли в основу дальнейшей украинской историографии XVII -XVIII вв., Кроме описаний событий и информации о тогдашних отношения, имеют идеологическое направление, отражают взгляды правящих кругов Великого Литовского княжества. Здесь четко проступают антипольские и антимосковские мотивы.
С историко – мемуарной литературы того времени следует отметить ” Завещание ” (1577) брацлавского кастеляна Василия Загоровского. Это произведение своему содержанию напоминает ” Поучение Владимира Мономаха “, а написал его Загоровский в татарском плену и назначил своих двух сыновей.
Интересная и ценный памятник украинской историографии XVII в. – Густынский летопись, переписан 1670 в Густинскому монастыре близ Прилук (Полтавщина). Летопись называется ” Кройника ” и, по предположению некоторых ученых, написанный Захарией Копистенским между 1623-1627 гг История Украины в Густинскому летописи доказана до 1597 г. и изложена в тесной взаимосвязи с общей мировой историей, четко различается история южной Руси – Украины и история Московского княжества. Описаны взаимоотношения Украины с Литвой, Польшей, Турцией, Крымским ханством. Отдельная часть летописи называется ” О началах казаков ” – его автора можно считать первым историком украинского казачества.
В начале XVII в. появился небольшой сборник, написанный близкой к народной языке под названием ” Летописи Волыни и Украины “, который принято называть ” Киевским летописи “. Это произведение написано на основе заимствований из древних русских летописей приложению записей Б. Балыки, киевского войта, участника похода на Москву 1612.
В XVI -XVII вв. в Украине появляется много церковно – полемических и политических трактатов. Авторы этих произведений стремились не только регистрировать современные им события, но и показать их связь с событиями давно минувшие, пытались сделать исторические обобщения. Произведения Юрия Рогатинця, Степана Зизания, Захарии Копистенского, Ипатия Потия, Христофора Филалета (Мартина Броневского), Мелетия Смотрицкого, Касияна Саковича, Киево – Могилянский кружка, выдающимся представителем которого был Афанасий Кальнофойский, хорошо представляют общественно – политическую ситуацию этого периода, являются важными источниками к пониманию украинской истории.
Во второй половине XVII – первой половине XVIII в. в Украине развивается жанр историко- мемуарной прозы, призван к жизни бурными событиями тогдашней жизни – казачеством, войнами против Польши, турецкими нашествиями, последствиями Переяславского соглашения и наступлением Москвы на национальные права украинского народа.
Появляются такие произведения, как ” Кройника ” Феодосия Сафоновича 1672 г., ” Синопсис “, авторство которого отдельные ученые приписывают И. Гизелю (первое издание 1674), ” Летописец си ест Кроника ” Леонтия Боболинский (1699) и др.. В это время были созданы так называемые казацкие летописи. Важнейшие из них – ” Летопись Самовидца “, анонимная работа, которая охватывает события 1648-1702 гг, летопись гадяцкого полковника Григория Грабянки (1648-1708) и ” Сказание
в войни с поляками чрез Б. Хмельницкого ” Величка. Последняя работа, которую принято называть ” Летописи Величка “, является монументальным историческим произведением как по объему, так и по содержанию (4 тома). Здесь охвачен период с 1648 по 1700 Автор, канцелярист военной канцелярии, хорошо знаком с летописями Самовидца и Грабянки, подает в своей работе много документального материала, географически делит Украину в Малороссию и Галицию. Как идеолог казацкой старшины, он много внимания уделяет простому народу. Центральная фигура произведения – Б. Хмельницкий, которого Величко приравнивает до Александра Македонского. Через все произведение струится горячая любовью Украины, которую Величко называл ” матка наша “, ” милая отчизна “. Рукопись украшена портретами десяти гетманов. Подробно описано походы Сера на Крым, его письмо к турецкому султану, который стал основой произведений писателей, художников, в частности известной картины И. Репина ” Запорожцы пишут письмо турецкому султану “, и др.. Хотя летопись написано тогдашней литературным языком, там проступает и живая народная речь.
По оценке И. Франко, казацкие летописи были ценными источниками для литературных произведений. Ими интересовались и использовали в своих произведениях Т. Шевченко, П. Кулиш, Н. Костомаров. Как первоисточника использовал казацкие летописи М. Грушевский и другие историки нового времени (Крип’якевич, Д. Яворницкий, А. Апанович, Ю.Мыцик и др.)..
Авторы исторических произведений, которые появились в XVIII в., Продолжают связывать казацко – гетманскую сутки с княжеской. Это было время, когда российский царизм вел наступление на остатки украинской автономии. В 1730 – х годах составлен ” Краткое описание Малороссии “. Собственные исторические исследования написали Петр Симоновский, Степан Лукомский. Ценны исторические очерки Александра Ригельмана, Афанасия Шафонского, Якова Марковича. Над отдельными проблемами украинской истории работали Георгий Конисский, Григорий и Василий Полетики, Николай Бантыш – Каменский и др.. В конце XVIII в. за рубежом выходят работы иностранных авторов, посвященные Украине – двухтомный труд француза Жана -Бенуа Шерера (1788) “История украинской и запорожских казаков” (1789), Карла Гаммерсдорфера (1789 г.) и “История Украины и украинских казаков” (1796) Иоганна Энгеля – последние на немецком языке.