– Культура Северо-Восточной Руси формировалась на основе культурных достижений Владимиро-Суздальского, Новгородского, Псковского и других княжеств.
– Только на грани XIII-XIV вв. стало ощутимое оживление культурной жизни, а с середины XIV в. начался подъем. Центром подъема стала Москва. Это было связано с тем, что Москва стала центром объединения земель Северо-Восточной Руси, а потом возглавила борьбу против монголо-татарского ига.
Архитектура и монументальное строительство
- – Произведения московских архитекторов в Звенигороде и Загорске, которые сохранились до наших дней, – это сравнительно небольшие храмы. Все попытки восстановить самостоятельно строительство крупных храмов не имело успеха.
- – При возведении Успенского собора в Москве он завалился. Только после приглашения итальянских мастеров удалось удалось реализовать амбициозные проекты московских царей. Хотя архитектурный ансамбль Московского Кремля строился с помощью итальянцев, он имел все черты присущи русской культуре.
- – Жемчужиной застройки Кремля считается Успенский собор. Он стал кафедральным храмом митрополита всея Руси. Здесь венчали на царство, собирали Земские соборы.
- – На соборной площади был построен Архангельский собор, как усыпальницу великих князей.
- – Несколько ранее была возведена Грановитая палата – помещения для торжественных приемов, в частности с участием иностранных послов. Архитектурной отличием сооружений стали купола в виде лука и шатровые четырехскатные крыши.
Иконопись
- – Иконопись стал визитной карточкой Московии. Самым выдающимся иконописцем был Андрей Рублев (1360-1428 гг.)
- – Он расписал соборы в Троицком монастыре (город Загорск), Звенигородка, Успенский собор во Владимире.
- – Самым известным его произведением является икона “Троица”. В противоречие канонам он в центре композиции разместил одну чашу – символ жертвенной смерти. Три ангела размещены по кругу. Все элементы иконы находятся в гармоничном сочетании.
литература
- – После короткого перерыва возобновилась традиция летописания.
- – Найвизначною летописной памятником эпохи является Лаврентьевская летопись, доказывающий описание событий до 1305
- – Первый Московский летопись появился только в начале XV в. Заключенный Метрополит Киприаном он содержит сведения обо всех земли бывшей Киевской Руси. В середине XV в. в Москве появляется и первая всемирная история – “Хронограф”.
- – К XIV в. относится появление нового фольклорного жанра – исторической песни. Пример этого – “Песня о Щелкане Дудентийовича”, в которой нашли описание реальных событиях 1237 в Твери – антиордынские восстания.
- – Жемчужиной литературного творчества того времени стала поэма “Задонщинпа”, созданная Рязанцем Софонием вскоре после Куликовской битвы. Она полна радости и гордости за победу. Дополняет это произведение легендарными подробностями “Сказание о Мамаевом побоище».
- – В Северо-Восточной Руси продолжалось и составления “Житий” подвижников православной церкви (митрополит Петр, Сергей Радонежский).
Загрузка...