В эпоху Киевской Руси создана яркая и самобытная культура, которая развилась на основе материальных и духовных достижений народа, творческого усвоения достижений других славянских земель, стран Западной Европы, Византии, Кавказа, Азии.
В историческом развитии Киевской Руси христианская церковь играла важнейшую роль. Как официальная идеология христианство направляло культурное развитие Руси, а церковная организация играла существенную роль в политической жизни страны.
Начала церковной организации на Руси относятся еще ко временам Аскольда, когда после первого крещения Руси 860 г. была создана митрополия. Византийский патриарх Фотий прислал в Киев архиепископа Михаила Сирина и шестерых подчиненных ему епископов. Борьба между христианством и язычеством до официального введения христианства в 988 г. отразилась на церковной организации, то упадок, то поднималась. Только с массу религиозной реформы Владимира, окончательно утвердила христианство в качестве государственной религии Киевской Руси, развивается церковная структура.
Во главе церкви стоял киевский митрополит, который предназначался, как правило, из Константинополя. Попытки Византии через церковь влиять на политику Руси встречали сопротивление. Свидетельством этого могут служить факты посвящения в митрополиты лиц русского происхождения – Иллариона, Климента Смолятича. Важным шагом в укреплении независимости церкви было также создание культа собственных святых, первыми такими национальными святыми стали князья Борис и Глеб, предательски убиты своим братом Святополком.
В крупных городах сидели епископы, руководившие церковной округой, епархией. Одной из старейших была епархия в Переяславе. Видимо, уже в конце X в. существовали епископские кафедры в Белгороде, под Киевом (теперь с. Белогородка ), Чернигове, Владимире на Волыни и других городах. Церковная организация, опираясь на поддержку власти, создала стройную и хорошо организованную систему управления, необходимую для отправки политических и правовых функций, руководства церковной жизнью.
После введения христианства возникают монастыри. Первые официальные сведения о них относятся к временам Ярослава Мудрого, однако вполне вероятно, что монастыри существовали уже при Владимире. В источниках упоминается о почти 70 крупных монастырей. Самым крупным был Киево – Печерский монастырь. Кроме него, уже в XI в. в Киеве существовали Михайловский, Выдубицкий, Федорив и другие монастыри. Были монастыри также в отдельных землях Киевского государства. Так, уже во второй половине XI в. существовал монастырь в окрестностях Владимира на Волыни.
Церкви и монастыри были важными очагами просвещения, литературы и искусства. Духовенство выдвинуло из своей среды таких выдающихся деятелей культуры, как летописец Нестор, художник Алимпий, врач Агапит и многие другие.
Письменность в Киевской Руси была известна еще до введения христианства. Об этом свидетельствуют соглашения Руси с греками, в которых содержатся указания на то, что оба государства решали разные спорные вопросы ” не только на словах, но и на письме “. По договору 944 г. требовалось, чтобы послы и купцы из Руси предъявляли в Византии специальные грамоты, подписанные самим князем.
Арабский писатель Ган Фадлан, наблюдая за погребением руса 921 г., отметил, что на кургане поставили деревянного столба и написали на нем имя покойника и имя царя русов. Другой арабский писатель Эль Масуди (умер 956 г.) вспоминал о написанных на камне знаки в одном из русских храмов. О письменах, вырезанные на дереве, говорит арабский ученый X в. Ибн эль Недима. По мнению ученых, это было древнее докириливське письмо – черти и резы. Существование письменности до введения христианства подтверждают и открытия археологов. На сосуде – амфоре первой половины X в. с Гниздовского могильника под Смоленском процарапанными надпись ” гороухща “, что указывает на вещество, которое хранили в ней, – возможно, горчицу или, скорее, горючую жидкость, видимо, нефть.
Одним из самых весомых доказательств существования докириливського письма считают открытие в Софийском соборе Киева древней азбуки, состоявшая из 27 букв, из них 23 буквы – с греческого алфавита, остальные – специальные буквы для передачи славянских звуков: б, ж, ш, щ. Эта азбука, пожалуй, была переходным вариантом от греческого алфавита к кириллице. Ее возникновение относят ко времени, которое предшествовало созданию славянской азбуки 863 г. Кириллом и Мефодием. После введения на Руси христианства кириллица постепенно вытеснила старую письменность.
Немногочисленные рукописи, дошедшие до нас, свидетельствуют о высоком развитии книжного дела в Киевской Руси. Древнейшей книгой, сохранившаяся знаменитое ” Остромирово евангелие “, написанное в Киеве 1056-1057 гг, и “Изборник Святослава” 1073
О распространении письменности среди различных слоев населения свидетельствуют надписи на различных изделиях ремесленников – корчагах, кирпичах, крестах и иконах, пряслицах. На мечи с Фощеватои, что в Поднепровье, обнаружена надпись ” Коваль Людота “. В 1068 сделана надпись на камне из Тмутаракани. Довольно часто делались надписи на стенах различных зданий и церквей. Они известны из Киева, Чернигова, Переяслава, Галича и других городов. Более 300 надписей разного времени открыто в Софии Киевской и среди них один из самых ранних – запись о смерти Ярослава Мудрого в 1054 г. Украинские грамоты, написанные на березовой коре, открыт в Звенигороде. Вместе с хорошо известными берестяными грамотами Новгорода и других городов Северной Руси они являются важным источником изучения письменности на Руси.
Распространение письменности стало важным условием развития школы и образования. Образование на Руси находилась в руках церкви и была осредоточена преимущественно в монастырях. Постоянно заботились об образовании князья, многие из которых были глубоко образованными людьми. Уже Владимир начал отдавать детей ” на учение книжное “. Обучение письму велось не только в Киеве Гири Десятинной церкви, но и в тех городах, куда Владимир посылал своих сыновей для управления землями – Чернигове, Владимире, Полоцке и др.. Обучение грамоте начиналось с изучения азбуки. Ученики писали на покрытой воском дощечке с помощью писал – металлических или костяных стержней с заостренным концом и лопаткой в верхней части. Острым концом писали буквы и слова, а лопатками сглаживали написано. Для лучшего запоминания – алфавита буквы писали на отдельных предметах. Об этом свидетельствуют пряслица из Любеча, расческа с Брест, деревянная дощечка из Новгорода. Большие тексты писали на березовой коре.
Высокообразованным человеком был Ярослав Мудрый, который ” к книгам имел наклон, читая часто днем и ночью”. 1037 при Софийском соборе открыта школа нового типа, в которой обучали не только грамоте, но и изучали греческий и латынь, изучали философские произведения, основы медицины. Здесь же была большой сборник книг, которые переписывали и переводили с греческого на славянский язык. Появляются библиотеки и в других городах.
Обучение велось также при монастырях. Особенно важным образовательным центром был Киево – Печерский монастырь.
Устное народное творчество, которая передавалась из поколения в поколение, стала важным источником литературных произведений и летописания Киевской Руси.
Многочисленные народные песни, предания, сказки, легенды, пословицы сохранили черты и наслоения древних эпох. Еще дохристианской поры достигают русальские песни. Очень древнее происхождение имеют обрядовые песни – свадебные, похоронные, разного рода плачи и причитания.
Большой интерес представляют переводы, содержащие реальный исторический материал времен Киевской Руси, в частности, о Вольгу Святославича, прототипом которого принято считать Олега, или связаны с именами Владимира Святославовича и его дружинников.
Некоторые исторические предания и легенды вошли в литературные и летописные произведения. В частности, легенда о трех братьях – основателях Киева фигурирует в ” Повести временных лет “.
Возникновение письменности у восточных славян создало условия для превращения устного народного творчества в письменной литературе. Литературное наследство Киевской Руси была исключительно богатой. По подсчетам отдельных ученых, в XI -XIII вв. в обращении по всей территории Руси находилось около 140 тыс. книг нескольких сотен наименований. Страшные разрушения, причиненные татаро – монголами в середине XIII в., И войны в последующие времена привели к огромным потерям.
Один из древнейших произведений – ” Слово о законе и благодати”, где поставлен вопрос о месте Киевской Руси среди других государств, написал митрополит Иларион между 1037 и 1050 Игумен Печерского монастыря Феодосий создал ряд поучений и посланий. Достаточно распространенными были жизнеописания святых и деятелей церкви. Монах этого же монастыря Нестор создал ” жития ” Бориса и Глеба, Феодосия Печерского. Многие житийных произведений, связанных с этим известным монастырем, легли в основу ” Киево – Печерского патерика “, который занимает значительное место среди памятников древней литературы.
Кроме деятелей церкви литературные произведения составляли высокообразованные князья. Таков, в частности, знаменитое ” Поучение детям ” Владимира Мономаха, в котором он изложил свои политические и философско – этические взгляды, в частности, о деятельности в интересах людей и государства.
Самобытным явлением в литературе имеются летописи. их возникновение относится к временам введения письменности, когда в разных городах велись какие-то записи по годам. Создание древнейшего летописи некоторые исследователи связывают еще с временами Аскольда. Однако этот, как и последующие летописные ” сведения, не сохранились, однако были использованы при составлении Нестором – летописцем ” Повести временных лет “- комплекса летописных трудов, создавался между 1112 и 1119 Это величественное исторический труд, в которой подается связный изложение истории Руси, пронизана идеей крепкого государства и власти. Как памятник литературы и исторический труд ” Повесть временных лет ” занимает выдающееся место в тогдашней европейской литературе. и Летописи на Руси писались не только в столице – Киеве, но и во многих других городах. Довольно рано появилось летописание в Галицкой земле. Очевидно, в Перемышле была написана «Повесть об ослеплении Василька “, в которой описывалось ослепление теребовлянского князя Василька Ростиславича 1097 и военные события 1098-1099 гг Это произведение вошел в ” Повесть временных лет”. Отрывки перемишльского летописания 80 -90 – х годов XI в. сохранились в польской хронике Длугоша, галицкие летописные известия – в Киевской летописи XII в.
Исследователи отмечают, что галицко – волынского летописанию свойственна своеобразная литературная манера, любовь к эпитетов, метафор, лиричность и драматизм. Именно в таком стиле написано ” Слово о полку Игореве ”. В нем с большим мастерством изложена история похода 1185 новгород – северского князя Игоря Святославича против половцев, который закончился поражением и пленением князя. Автор этой бессмертной поэмы призвал к единству князей в борьбе с врагами, выступил горячим патриотом родной земли.
В литературе Киевской Руси значительное место занимали переводные произведения. Кроме богослужебных книг, переводились с греческого языка также исторические, философские, естественные труда и трактаты.
Строители Киевской Руси создавали замечательные сооружения из дерева, камня и кирпича. Основным строительным материалом служило дерево, из него сооружали жилье, оборонительные и инженерные здания. Жилья преимущественно были одноэтажными, в больших городах иногда двухэтажными, с крыльцами, галереями, переходами, их стены имели срубную или каркасно – столбовой конструкции.
При строительстве оборонительных сооружений вокруг городов, замков и крепостей этаж земляных валов устраивали деревянные стены – частокол. Иногда валы укреплялись внутри деревянными срубными конструкциями, землей или оставляли пустотелыми и использовали под жилье или хозяйственные нужды. Стены срубов выводили на поверхность и они образовывали оборонительные конструкции на валах. В наскальной крепости Тустань, что в Карпатах, деревянные оборонительные стены закрепляли в пазах, которые вырубали в скале. В этой крепости существовала пятиэтажное деревянная застройка. Дерево использовали также при сооружении оборонительных башен, въездов, подъемных мостов. В некоторых городах деревом мостили улицы.
Еще до официального введения христианства на Руси существовала каменная архитектура. В договоре 944 г. упоминается соборная церковь святого Ильи и княжеский терем в Киеве. Возможно, что последнее упоминание касается остатков одного из дворцов, открытых археологами возле Десятинной церкви. Сама же церковь Богородицы (Десятинная) была построена в течение 989-996 гг Князь Владимир дарил на ее содержание десятину своих доходов, откуда и название. Десятинная церковь была не просто княжеским храмом, а кафедральным, рассчитанным, видимо, на митрополию.
Во времена Ярослава Мудрого расширяются границы укрепленной части Киева и ее наиболее величавой сооружением становится Софийский собор, строительство которого началось 1037 Кроме богослужений, в соборе проходили торжественные государственные церемонии, заключались договоры. Здесь сажали на престол киевских князей, осуществляли их захоронения.
В 30 – х годах XI в. сооружаются также главные городские ворота Киева – Золотые Ворота с надвратной церковью. Среди архитектурных памятников, построенных в Киеве во второй половине XI в., Выделяется Успенский собор Киево – Печерского монастыря (1073-1089), который в XII в. служил образцом церковного строительства.
Помимо столицы, разворачивается строительство монументальных сооружений в других городах. В Чернигове сводится Спасский собор, по образцу Киевской Софии строят Софийский собор в Новгороде и Полоцке. В конце XI в. сооружают Михайловскую церковь и епископские ворота в Переяславе. На западных окраинах Киевского государства в Перемышле в X -XI вв. построен дворец и белокаменную круглую церковь – ротонду. Дальнейшее развитие церковного строительства на Руси связан с возникновением в отдельных княжествах своих архитектурных школ, среди которых особой оригинальностью отмечается галицкая архитектурная школа.
В эпоху Киевской Руси высокого уровня достигли мозаика и фреска, иконопись и книжная миниатюра. Мозаичные изображения выкладывались на стенах и полу из разноцветных (почти 180 оттенков цветов) кусков смальты – сплава свинца и стекла. Фресковая живопись выполнялся минеральными красками по сырой штукатурке.
Шедеврами мирового значения являются мозаики Софийского собора. Это, прежде всего, фигура Христа Вседержителя, символизирующий власть, и больше во всем искусстве Руси (высота 5,45 м) изображение Богоматери – заступницы с поднятыми вверх руками (” Оранта “). Бильшии часть стен и сводов собора расписана фресковой живописью. Кроме фигур святых, евангельских сюжетов много места занимают росписи на светские темы. Среди них выделяется композиция, изображающая основателя храма – Ярослава Мудрого и его семью.
В культуре того времени не последнюю роль играл иконопись. Иконы писались на деревянных досках и были во всех церквях, однако подавляющее большинство их утрачена. Многие иконы привозили из Византии, где существовала лучшая в то время школа иконописания. Источники донесли сведения и об одном из первых иконописцев – киевского мастера Алимпия. Его произведением считают большую икону “Богоматерь Великая Панагия ” начала XII в. из ярославского Спасо – Преображенского монастыря. Одной из самых популярных на Руси была икона Владимирской Богоматери второй половины XI -начала XII в., Которую привезли из Константинополя в Киев. Некоторое время она находилась в Вышгороде, откуда 1145 Андрей Боголюбский перевез ее во Владимир на Клязьме. Впоследствии икону перенесли в Москву. В киевский искусства времен Владимира Мономаха относят большую икону Георгия XI в. из Успенского собора Московского Кремля.
Ко времени Ярослава Мудрого, когда велось переписывания и перекладывание книг, относится возникновение книжной миниатюры. ” Остромирово евангелие “, написанное 1056-1057 гг киевским дьяконом Григорием, украшенное прекрасными заставками и тремя изящной работы миниатюрами, изображающими евангелистов. Интерес представляют миниатюры с изображением князя и его семьи в ” Изборнике Святослава”. Искусством Владимира на Волыни связывают отдельные миниатюры, помещенные в Трирского псалтыри (хранится ныне в итальянском городе Чивидале). Они были выполнены где-то между 1078 и 1087 на заказ женщины князя Изяслава Ярославича Гертруды, которой принадлежала эта латиномовна книга. Важным источником для изучения истории и культуры Руси есть более 700 миниатюр так называемого Радзивилловской, или Кенигсбергского, летописи, которые выполнены в XV в., Однако являются копиями древних оригиналов.
Народные песни и танцы, игры и забавы были источником развития этого скусства. Талантливые музыканты, певцы, танцоры, путешествуя от села в село, выступали на народных праздниках, ярмарках, зарабатывали себе на жизнь, знакомили людей со своим искусством. Из письменных источников известно о выполнении при дворах князей, крупных феодалов светской развлекательной музыки, пения и о забавах скоморохов. Во 1068 летописец упрекает христианам, не посещающих церкви и восхищаются ” Трубами и скоморохами, и гуслями, и русалиями “.
Чрезвычайно ценным источником для изучения музыкально – зрелищного искусства знаменитые фрески Софии Киевской. На одной из них нарисован музыканта, который играет на смычковых инструментах, напоминающий скрипку – гудок. На другой фреске двое музыкантов трубят в трубы, третий играет на флейте, четвертый бьет в тарелки, пятый перебирает струны лютни, шестой играет на многострунный инструмент, напоминает арфу. На третий фреске изображены акробаты и ряженые.
Изображения музыкантов и остатки музыкальных инструментов встречаются также среди археологических материалов. На киевском серебряном браслете есть изображение гусляра и девушки и воина, которые танцуют. В археологических материалах Новгорода представлены гусли и трехструнная музыкальные инструменты – гудки. Во время исследований древнего Звенигорода обнаружено свирели и часть гуслей. Известны также костяные фигурки с изображениями музыкантов. Письменные источники, памятники изобразительного искусства и археологические материалы свидетельствуют существование в Киевской Руси струнных (гусли, гудки, лютни), духовых (трубы, флейты, свирели) и ударных (бубны, металлические тарелки) инструментов.
Еще одним видом музыкального искусства был церковное пение, который имел свой особый стиль и уже во времена Киевской Руси трансформировался из простого единогласия в многоголосие хора.
Своеобразным видом была также военная музыка. В сопровождении такой музыки выступали в поход военные дружины, звучала она во время сражений, штурма вражеских крепостей. Особую роль в ней играли трубы и бубны.