Независимое Украинское государство остро ощутило потребность обработки законодательной базы в области культуры. Это диктовалось двумя причинами:
во – первых, союзное законодательство предусматривало приоритеты российских культурных ценностей;
во – вторых, в условиях перехода к рыночной экономике менялся сам подход к финансированию культуры государством, социальной защиты деятелей литературы и искусства. Глубокие изменения должны произойти также в области образования, науки.
Важным документом, который одобрила Верховная Рада Украины 19 февраля 1992. стали “Основы законодательства о культуре”, разработанные в Министерстве культуры Украины (министр Л. Хоролец). Это основательная программа развития национальной культуры, практически порывала с тоталитарным прошлым, ставила развитие культуры на приоритетное путь.
Накануне этого постановления Верховной Рады Президент Украины Л. Кравчук подписал Указ “О неотложных мерах по социальной защите деятелей культуры и искусства в условиях перехода к рыночным отношениям”. Этот документ предусматривал освободить 1 января 1992 творческие союзы Украины от уплаты налогов на доходы и взносов в специальные фонды и обязывал Кабинет Министров обеспечить бумагой на уровне 1991 издательство “Радуга”, периодические издания Союза писателей Украины.
Весомым был вклад в развитие культуры украинской интеллигенции. По инициативе Союза писателей Украины, Народного Руха Украины, академического Института литературы им. Т. Шевченко, Ассоциации творческой интеллигенции “Мир культуры”, других союзов в Киеве сентябре 1991 г. состоялся Форум интеллигенции Украины, который поставил перед элитой народа конкретные задачи участия в государственно процессе.
В конце августа 1991 г. в Львове начались торжества по случаю 125 – летия со дня рождения выдающегося историка Украины и первого Президента государства Михаила Грушевского. Научное общество им. Шевченко провело научную конференцию, в работе которой приняло участие более 150 ученых из семи государств – Украины, США, Канады, Франции, Польши, Чехословакии и Ватикана. Учреждена медаль Михаила Грушевского, которую с 1991 г. вручают двум деятелям культуры: одному представителю Украины и одному – диаспоры. Первыми лауреатами этой награды стали писатель, академик Олесь Гончар и профессор Колумбийского университета США, языковед Юрий Шевелев. Открыта мемориальная доска на доме во Львове, где жил М. Грушевский.
Впервые юбилей М. Грушевского в столице Украины отмечался на государственном уровне – 22 ноября 1991 г. в Киевском театре оперы и балета состоялась торжественная сессия Верховной Рады Украины. В музее истории Киева открылась выставка, на фасаде дома № 35 по ул. Владимирской, в доме, где находилась когда – то историческая секция ВУАН и работал М. Грушевский, установлена мемориальная доска. Юбилейные торжества прошли в других культурных центрах Украины, а в 1994 г. во Львове открыт памятник первому Президенту Украины.
Общекультурного значение приобрел созван в Одессе в ноябре 1991 г. первый Всеукраинский межнациональный конгресс по проблемам духовного возрождения народов, живущих в Украине. Обращение “К русским гражданам Украины»с выводом “Да – независимому украинскому государству! “Подписала группа русской интеллигенции Харькова, среди которых был и известный поэт Б. Чичибабин.
Весь 1992 проходил под знаком крупномасштабных культурно – политических акций. В день провозглашения IV Универсала Центральной Рады, 22 января 1992, в Киеве, во дворце культуры “Украина»начал работу Конгресс Украинских суверенных государств бывшего СССР, в работе которого принял участие и выступил Президент Украины Л. Кравчук. Задачей форума было консолидировать так называемую восточную диаспору, придать ей возможную государственную помощь. Много интересных способов помощи Родине, возрождение и воспитание национального сознания в чужом окружении выразили в своих выступлениях космонавт П. Попович (Москва), главный редактор журнала “Дружба народов»А. Руденко – Десняк (Москва), военный М. Кубах (космодром Байконур в Казахстане), К. Гупало (Латвия), генеральный секретарь Всемирного конгресса свободных украинского В. Верига и др..
В начале 1992 г. постановлением Кабинета Министров утвержден новый состав Комитета по присуждению Государственных премий им. Т. Г. Шевченко. В отличие от предыдущего, куда входило много компартийных функционеров, в него вошли ведущие деятели культуры Олесь Гончар (председатель), Лариса Хоролец, Юрий Мушкетик, Иван Драч, Анатолий Мокренко и др.. Первыми лауреатами Шевченковской премии независимой Украины стали узник сталинских концлагерей Б. Антоненко – Давидович (посмертно), выдающийся писатель – эмигрант, автор первого в мире широкомасштабного романа о преступлениях тоталитаризма “Сад Гетсмманський И. Багряный (посмертно), диссиденты Игорь Калинец, Т. Мсльничук, а также П. Мовчан, Г. Лубкивский, публицист С. Колесник, литературовед М. Жулинский, художники М. Максименко, Г. Синица, художественный руководитель Государственного оркестра народных инструментов Украины В. Гуцало, композитор А. Костин и два творческих коллективы: капелла бандуристов им. Т. Шевченко из Детройта, США (художественные руководители. Г. Китастый, умер в 1984 г., В. Колесник) и хор им. А. Кошипя из Виннипега, Канада (художественный руководитель В. Климкив) – за значительный вклад в популяризацию украинского музыкального наследия и хорового искусства.
Важным направлением культурного процесса является возвращение в Украину ее культурных и исторических ценностей. Соответствующее соглашение подписано в феврале 1992 г. на совещании глав государств СНГ в Минске. Для Украины эта проблема стояла очень остро: в России в разное время были вывезены скифское золото, иконы, картины, художественные изделия, стены с мозаиками и фресками, национальных клейноды, раритетные книги, рукописи.
В Украине создана правительственная Комиссия по вопросам возвращения культурных ценностей, которую возглавил искусствовед А. Федорук. Ведется работа по инвентаризации всего, что разными путями попало за пределы государства. На сегодня уже некоторые успехи: из Чехии в Украину переданы архивы Александра Олеся и Олега Ольжича, в отдел рукописей Львовской национальной библиотеки им. В. Стефаника поступили бесценные рукописи гениального Б. – И. Антоиича. А в 1994 г. с ФРГ передана коллекция из 82 предметов (медного века, трипольской и скифской периодов), которые находились в Украине и вывезены 1944 Коллекция передана в Херсонский краеведческий музей, которому принадлежала. Годом ранее Украина сделала жест доброй воли – немецкому народу передано его национальные реликвии, в частности рукописи И. В. Гете.
Значительным событием, которое имело резонанс среди всей украинской общины, стал Всемирный форум украинского, который начал работу 21 августа 1992 во дворце культуры “Украина»в Киеве, накануне первой годовщины провозглашения независимости. Впервые Батькивщина собрала в столице своих сыновей и дочерей со всех концов мира, независимо от политических взглядов и симпатий. На форуме создан координационный орган мирового украинства – Украинский всемирный координационный совет (УВКС), в состав которой вошли по 11 представителей от материка, западной и восточной диаспоры. Ее председателем стал известный общественный деятель И. Драч, главой секретариата – писатель М. Слабошпицкий.
УВКС стала инициатором ряда общекультурных мероприятий всеукраинского масштаба, художественных, публицистических и популярных изданий по различным отраслям украинистики. Выездные заседания УВКС в Чигирине (1993), Батуриии (1994) начали общественно – государственный движение по возрождению давних украинских столиц. На должном уровне почтили 350 – летие со дня рождения гетмана Ивана Мазепы, 400 – летию со дня рождения Б. Хмельницкого, весной 1995 г. произошло праздник “Слобожанская Пасха»на Харьковщине. Объединение усилий реорганизованного Общества связей с украинским за пределами Украины (общества “Украина”) и УВКС под руководством И. Драча способствовало налаживанию контактов с украинской, находящихся за пределами родины.
Накануне первой годовщины независимости Кравчук вручил первую государственную украинскую награду – Почетный знак Президента Украины Олесю Гончару, Льву Лукьяненко, Лине Костенко, скульптору из США Леониду Молодожанина, украинским спортсменам – участникам XXV Олимпийских игр, старшинам Вооруженных Сил и Национальной гвардии Украины.
Событием всеукраинского масштаба стало открытие во Львове 24 августа 1992 памятника Тарасу Шевченко (скульпторы В. и А. Сухорские). Бронзовую скульптуру отлит в Аргентине мерами д – ра В. Иваницкого. А 27 – 29 августа того же года на Святоюрской горе перезахоронены патриарха Украинской греко – католической церкви кардинала Иосифа Слепого. Для перевозки бренных останков Главы УГКЦ Министр обороны Украины К. Морозов выделил специальный самолет. В архиерейской св. Литургии принял участие Президент Л. Кравчук. По случаю этого события высечено специальную медаль из серебра и меди, которой почтили лиц, причастных к этой акции.
Начиная с 1991 г. о своей деятельности активно заявило украинское казачество, первым гетманом которого избран В. Чорновила. 21 мая 1992 в Переяславе казаки из полков, куреней, сотен всей Украины отреклись присяги, составленной на переяславскому площади их предками 1654 Грамоту, что касувала присягу подписали гетман, вся генеральная старшина, духовный отец украинского казачества Иван Гончар.
Значительными событиями в украинской культурной жизни 90 – х годов стали Второй фестиваль современной украинской песни “Червона рута»в Запорожье, открытие первой в Украине памятной доски гетману Ивану Мазепе (август, 1991 г.) в Батурине, международный симпозиум “Леся Украинский и мировая культура»(Луцк, сентябрь, 1991).
В середине 1992 оживил свою деятельность Украинский фонд “Возрождение”, заложенный как филиал весной 1989 г. известным американским миллиардером и меценатом культуры Дж. Соросом. В день св. Владимира 1992 впервые за семьдесят лет по улицам Киева от Владимирского собора св. Софии прошел крестный ход, организованный Украинская православная церковь Киевского патриархата, а в августе состоялось празднование 50 – летия Украинской Повстанческой Армии – торжественное собрание во дворце культуры “Украина»и поход ветеранов УПА по Крещатику; посещение могилы Т. Шевченко в Каневе. В г. Новоград – Волынском проведена литературно – художественный праздник “Лесины источники”. На Галичине отмечено 120 – летие со дня рождения запрещенного во времена тоталитаризма писателя Богдана Лепкого. В с. Ломовке на окраине Днепропетровска в доме родителей открылся музей Олеся Гончара. Величественный памятник гетману П. Сагайдачного открыт в с. Кульчицы на Львовщине, музей – усадьбу семьи Ивана Франко – в с. Холмы круг Калуша Ивано – Франковской области.
Углубление экономического кризиса в государстве привело к сокращению ассигнований на культуру, ослабление внимания к ней. Как следствие, ухудшилось состояние дел в издательской деятельности, образовании, науке, кино и театре.
Практически не выполнялась директива министра обороны о внедрении украинского языка в армии, а после победы в 1994 г. на президентских выборах Л. Кучмы ее попросту отменили. На востоке и юге Украины, и прежде в Крыму, проигнорировано Указ Президента о ликвидации символов тоталитаризма, а разрушителю украинской государственности Ленину до сих пор возвышаются памятники в городах и селах. На общекультурном процессе негативно сказались политические катаклизмы. Начался отток из Украины за границу ученых, ведущих актеров, музыкантов, режиссеров.
Но хоть и замедленными темпами, развитие культуры продолжался. Государственные премии им. Т. Шевченко получили В. Маняк и Л. Коваленко (оба посмертно), Г. Логвиы, Б. Ступка, Н. Лотоцкая, Д. Лидер, Л. Ященко, Я. Гоян, В. Пилипюк, И. Светличный (посмертно), Н. Светличная, А. Антонюк, В. Зинкевич, О. Апанович, Р. Конквест (США, за книгу “Жатва скорби»о голоде 1932 – 1933 гг), Р. Рахманный (Олейник) и др.. Летом 1993 г. в Вашингтоне, в культурном центре Международного валютного фонда открылась первая выставка независимой Украины “Украина: образы В – ИУ тысячелетия до рождения Христа”, приуроченная к 100 – летию со времени, когда археолог В. Хвойка открыл трипольскую культуру в Украине. Ее организаторы – Институт археологии Национальной академии наук Украины, Украинское общество охраны памятников истории и культуры, посольство Украины в США. На выставке экспонировались 162 археологические экспонаты трипольской культуры и 42 работы современных молодых мастеров.
В конце августа 1993 г. в Львове состоялся второй Конгресс Международной ассоциации украинистов (первый прошел в Киеве в 1990 г.), в работе которого приняли участие более 600 ученых из Украины и многих чужеземных государств. В начале ноября этого же года в Торонто (Канада) прошла VI Всемирный конгресс свободных украинском, в работе которого приняла участие делегация Украины в составе й. Драча, М. Жулинского и К. Морозова. Двух последних награждены медалями св. Владимира. Принято, что отныне организация будет называться Всемирным конгрессом украинской, ее председателем избран д – ра Д. Ципивника.
Проигрыш на президентских выборах 1994 г. Л. Кравчука и избрания Президентом Украины Л. Кучмы внесли на первых порах растерянность в ряды патриотически настроенной интеллигенции. Играя на настроениях русифицированного электората Востока и Юга, еще будучи кандидатом в Президенты, Л.Кучма заявил, что будет добиваться предоставления русскому языку в Украине статуса официального. Эту мысль он повторил в своей инаугурационной речи. В Украине началась широкая кампания в защиту украинского языка. Решительные протесты выразили творческие союзы. В адрес Президента Л. Кучмы и председателя Верховной Рады Александра Мороза полетели телеграммы и письма со всех концов Украины: протестовали научная интеллигенция, инженеры, учителя, рабочие, крестьяне. Это давление сознательной части общества дал определенные результаты – украинский язык все чаще можно было слышать в официальных кругах, на радио, телевидении, а процесс предоставления официальности языке соседнего государства затормозилось.
Среди важных законодательных актов в области культуры, которые в последнее время приняла Верховная Рада, является “Закон о библиотеках»и “Закон о музее”. Министерство культуры подготовило к рассмотрению в парламенте проекты законов о кино, о перемещении культурных ценностей, об охране культурного наследия, о неприбыльной и благотворительную деятельность. На сегодня в подчинении Министерства культуры находятся 15 национальных учреждений культуры, действует Украинский центр культурных исследований, Институт памятников – охранных исследований и Национальный научно – реставрационный центр с тремя филиалами в регионах, создано несколько заповедников национального значения.
К культурно – политических достижений независимой Украины следует отнести систему президентских наград 1995 Кроме внедренной 1992 Почетного отличия утвержден орден Богдана Хмельницкого, отличие “За мужество»(в виде восьмиугольной звезды и креста) и орден Ярослава Мудрого пяти степеней. Среди первых награжденных – деятели культуры А. Басистнж, А. Мокренко, академик Ф. Бурчак, генералы и офицеры Вооруженных Сил Украины.
С провозглашением государственной Независимости начат перестройку в системе образования. Согласно разработанной 1992 Государственной национальной программе “Украинское образование в XXI веке»(руководители П. Таланчук и А. Погребной), вновь система национального образования должна избавиться оставленной в наследство “репрессивной педагогики”, остро встала проблема аттестации педагогических кадров, технического обеспечения школ, издание учебников, внедрения новых критериев оценки знаний.
Образование в Украине не имела современной законодательной базы. В 1992 г. Верховная Рада приняла “Закон об образовании”, а в декабре 1993 г. – поправки в “Закон о предпринимательстве”, которые предусматривали создание любых частных учебных заведений только по разрешению Министерства образования. Углубление кризиса в экономике ухудшило материальное положение работников отрасли. Это привело к оттоку квалифицированных кадров – в течение года учебные заведения покинуло 16 тыс. учителей. Полностью дискредитировала себя система вечернего и заочного обучения для получения среднего образования – возникла насущная необходимость предоставить право средним школам принимать экзамены экстерном, а сэкономленные средства направлять для своего укрепления. Время требовало замены не только учебников гуманитарного профиля, но и переводных, в основном российских, по физике, химии, биологии и других предметов. А это за катастрофической нехватки бумаги, рост полиграфических расходов становилось огромной проблемой.
Определенный успех достигнут в переводе на украиноязычный режим средней и высшей школы – За несколько лет количество первоклассников, обучающихся на украинском языке, выросло с 43,5 до 67,74% (по состоянию на 1 сентября 1994 г.). К началу 1994 г. на украинском языке велось преподавание в 37% академических групп высшей школы (1989 г. – 6, 1991 – 24, 1992 – 28%). Одновременно в восточном и южном регионах из – за сопротивления антиукраинских сил дела продвигались очень медленно, а предоставление права ученику самому решать, изучать или не изучать ему государственный язык, в школах Крыма свидетельствовало об отсутствии надлежащей политики государства в области образования.
Одна только заявление Л.Кучмы о возможности предоставления русскому языку статуса официального послужила руководством к действию антиукраинским силам в системе образования. Приказ “О состоянии внедрения русскоязычного обучения в высших учебных заведениях Украины»так и не был подписан министром образования, уменьшилось количество первоклассников, обучающихся на украинском языке в школах Донецкой области, с запланированных к открытию 67 украиноязычных классов на Луганщине не открыто ни одного. В Полтаве в трех школах были только украинские классы – с 1994 г. там набрано также российские. Резко снизились темпы открытия украиноязычных классов в Николаевской, Сумской областях, г. Одессе. И это в то время, когда, например, в единой украинской школы в Донецке родители привозят детей в 60 км.
К успехам в области науки и образования следует отнести открытие 1992 учебного и научного учреждения нового типа – независимого университета “Киево – Могилянская академия»(языковой режим – украинский и английский языки), где начали учиться 200 первокурсников.
Несколько новых научных институтов создан в системе Национальной академии наук Украины: Археографическая комиссия Института истории АН Украины переросла в Институт украинской археографии им. М. Грушевского (с двумя филиалами – во Львове и Днепропетровске), открыт Институт украинского языка, Институт востоковедения им. А. Крымского, Институт мировой экономики и международных отношений, Институт социологических исследований, Институт народоведения. Как учебное и научное учреждение 1992 при Киевском университете создан Институт украиноведения (10 кафедр, аспирантура, докторантура, гуманитарный лицей).
Впервые юбилей М. Грушевского в столице Украины отмечался на государственном уровне – 22 ноября 1991 г. в Киевском театре оперы и балета состоялась торжественная сессия Верховной Рады Украины. В музее истории Киева открылась выставка, на фасаде дома № 35 по ул. Владимирской, в доме, где находилась когда – то историческая секция ВУАН и работал М. Грушевский, установлена мемориальная доска. Юбилейные торжества прошли в других культурных центрах Украины, а в 1994 г. во Львове открыт памятник первому Президенту Украины.
Общекультурного значение приобрел созван в Одессе в ноябре 1991 г. первый Всеукраинский межнациональный конгресс по проблемам духовного возрождения народов, живущих в Украине. Обращение “К русским гражданам Украины»с выводом “Да – независимому украинскому государству! “Подписала группа русской интеллигенции Харькова, среди которых был и известный поэт Б. Чичибабин.
Весь 1992 проходил под знаком крупномасштабных культурно – политических акций. В день провозглашения IV Универсала Центральной Рады, 22 января 1992, в Киеве, во дворце культуры “Украина»начал работу Конгресс Украинских суверенных государств бывшего СССР, в работе которого принял участие и выступил Президент Украины Л. Кравчук. Задачей форума было консолидировать так называемую восточную диаспору, придать ей возможную государственную помощь. Много интересных способов помощи Родине, возрождение и воспитание национального сознания в чужом окружении выразили в своих выступлениях космонавт П. Попович (Москва), главный редактор журнала “Дружба народов»А. Руденко – Десняк (Москва), военный М. Кубах (космодром Байконур в Казахстане), К. Гупало (Латвия), генеральный секретарь Всемирного конгресса свободных украинского В. Верига и др..
В начале 1992 г. постановлением Кабинета Министров утвержден новый состав Комитета по присуждению Государственных премий им. Т. Г. Шевченко. В отличие от предыдущего, куда входило много компартийных функционеров, в него вошли ведущие деятели культуры Олесь Гончар (председатель), Лариса Хоролец, Юрий Мушкетик, Иван Драч, Анатолий Мокренко и др.. Первыми лауреатами Шевченковской премии независимой Украины стали узник сталинских концлагерей Б. Антоненко – Давидович (посмертно), выдающийся писатель – эмигрант, автор первого в мире широкомасштабного романа о преступлениях тоталитаризма “Сад Гетсмманський И. Багряный (посмертно), диссиденты Игорь Калинец, Т. Мсльничук, а также П. Мовчан, Г. Лубкивский, публицист С. Колесник, литературовед М. Жулинский, художники М. Максименко, Г. Синица, художественный руководитель Государственного оркестра народных инструментов Украины В. Гуцало, композитор А. Костин и два творческих коллективы: капелла бандуристов им. Т. Шевченко из Детройта, США (художественные руководители. Г. Китастый, умер в 1984 г., В. Колесник) и хор им. А. Кошипя из Виннипега, Канада (художественный руководитель В. Климкив) – за значительный вклад в популяризацию украинского музыкального наследия и хорового искусства.
Важным направлением культурного процесса является возвращение в Украину ее культурных и исторических ценностей. Соответствующее соглашение подписано в феврале 1992 г. на совещании глав государств СНГ в Минске. Для Украины эта проблема стояла очень остро: в России в разное время были вывезены скифское золото, иконы, картины, художественные изделия, стены с мозаиками и фресками, национальных клейноды, раритетные книги, рукописи.
В Украине создана правительственная Комиссия по вопросам возвращения культурных ценностей, которую возглавил искусствовед А. Федорук. Ведется работа по инвентаризации всего, что разными путями попало за пределы государства. На сегодня уже некоторые успехи: из Чехии в Украину переданы архивы Александра Олеся и Олега Ольжича, в отдел рукописей Львовской национальной библиотеки им. В. Стефаника поступили бесценные рукописи гениального Б. – И. Антоиича. А в 1994 г. с ФРГ передана коллекция из 82 предметов (медного века, трипольской и скифской периодов), которые находились в Украине и вывезены 1944 Коллекция передана в Херсонский краеведческий музей, которому принадлежала. Годом ранее Украина сделала жест доброй воли – немецкому народу передано его национальные реликвии, в частности рукописи И. В. Гете.
Значительным событием, которое имело резонанс среди всей украинской общины, стал Всемирный форум украинского, который начал работу 21 августа 1992 во дворце культуры “Украина»в Киеве, накануне первой годовщины провозглашения независимости. Впервые Батькивщина собрала в столице своих сыновей и дочерей со всех концов мира, независимо от политических взглядов и симпатий. На форуме создан координационный орган мирового украинства – Украинский всемирный координационный совет (УВКС), в состав которой вошли по 11 представителей от материка, западной и восточной диаспоры. Ее председателем стал известный общественный деятель И. Драч, главой секретариата – писатель М. Слабошпицкий.
УВКС стала инициатором ряда общекультурных мероприятий всеукраинского масштаба, художественных, публицистических и популярных изданий по различным отраслям украинистики. Выездные заседания УВКС в Чигирине (1993), Батуриии (1994) начали общественно – государственный движение по возрождению давних украинских столиц. На должном уровне почтили 350 – летие со дня рождения гетмана Ивана Мазепы, 400 – летию со дня рождения Б. Хмельницкого, весной 1995 г. произошло праздник “Слобожанская Пасха»на Харьковщине. Объединение усилий реорганизованного Общества связей с украинским за пределами Украины (общества “Украина”) и УВКС под руководством И. Драча способствовало налаживанию контактов с украинской, находящихся за пределами родины.
Накануне первой годовщины независимости Кравчук вручил первую государственную украинскую награду – Почетный знак Президента Украины Олесю Гончару, Льву Лукьяненко, Лине Костенко, скульптору из США Леониду Молодожанина, украинским спортсменам – участникам XXV Олимпийских игр, старшинам Вооруженных Сил и Национальной гвардии Украины.
Событием всеукраинского масштаба стало открытие во Львове 24 августа 1992 памятника Тарасу Шевченко (скульпторы В. и А. Сухорские). Бронзовую скульптуру отлит в Аргентине мерами д – ра В. Иваницкого. А 27 – 29 августа того же года на Святоюрской горе перезахоронены патриарха Украинской греко – католической церкви кардинала Иосифа Слепого. Для перевозки бренных останков Главы УГКЦ Министр обороны Украины К. Морозов выделил специальный самолет. В архиерейской св. Литургии принял участие Президент Л. Кравчук. По случаю этого события высечено специальную медаль из серебра и меди, которой почтили лиц, причастных к этой акции.
Начиная с 1991 г. о своей деятельности активно заявило украинское казачество, первым гетманом которого избран В. Чорновила. 21 мая 1992 в Переяславе казаки из полков, куреней, сотен всей Украины отреклись присяги, составленной на переяславскому площади их предками 1654 Грамоту, что касувала присягу подписали гетман, вся генеральная старшина, духовный отец украинского казачества Иван Гончар.
Значительными событиями в украинской культурной жизни 90 – х годов стали Второй фестиваль современной украинской песни “Червона рута»в Запорожье, открытие первой в Украине памятной доски гетману Ивану Мазепе (август, 1991 г.) в Батурине, международный симпозиум “Леся Украинский и мировая культура»(Луцк, сентябрь, 1991).
В середине 1992 оживил свою деятельность Украинский фонд “Возрождение”, заложенный как филиал весной 1989 г. известным американским миллиардером и меценатом культуры Дж. Соросом. В день св. Владимира 1992 впервые за семьдесят лет по улицам Киева от Владимирского собора св. Софии прошел крестный ход, организованный Украинская православная церковь Киевского патриархата, а в августе состоялось празднование 50 – летия Украинской Повстанческой Армии – торжественное собрание во дворце культуры “Украина»и поход ветеранов УПА по Крещатику; посещение могилы Т. Шевченко в Каневе. В г. Новоград – Волынском проведена литературно – художественный праздник “Лесины источники”. На Галичине отмечено 120 – летие со дня рождения запрещенного во времена тоталитаризма писателя Богдана Лепкого. В с. Ломовке на окраине Днепропетровска в доме родителей открылся музей Олеся Гончара. Величественный памятник гетману П. Сагайдачного открыт в с. Кульчицы на Львовщине, музей – усадьбу семьи Ивана Франко – в с. Холмы круг Калуша Ивано – Франковской области.
Углубление экономического кризиса в государстве привело к сокращению ассигнований на культуру, ослабление внимания к ней. Как следствие, ухудшилось состояние дел в издательской деятельности, образовании, науке, кино и театре.
Практически не выполнялась директива министра обороны о внедрении украинского языка в армии, а после победы в 1994 г. на президентских выборах Л. Кучмы ее попросту отменили. На востоке и юге Украины, и прежде в Крыму, проигнорировано Указ Президента о ликвидации символов тоталитаризма, а разрушителю украинской государственности Ленину до сих пор возвышаются памятники в городах и селах. На общекультурном процессе негативно сказались политические катаклизмы. Начался отток из Украины за границу ученых, ведущих актеров, музыкантов, режиссеров.
Но хоть и замедленными темпами, развитие культуры продолжался. Государственные премии им. Т. Шевченко получили В. Маняк и Л. Коваленко (оба посмертно), Г. Логвиы, Б. Ступка, Н. Лотоцкая, Д. Лидер, Л. Ященко, Я. Гоян, В. Пилипюк, И. Светличный (посмертно), Н. Светличная, А. Антонюк, В. Зинкевич, О. Апанович, Р. Конквест (США, за книгу “Жатва скорби»о голоде 1932 – 1933 гг), Р. Рахманный (Олейник) и др.. Летом 1993 г. в Вашингтоне, в культурном центре Международного валютного фонда открылась первая выставка независимой Украины “Украина: образы В – ИУ тысячелетия до рождения Христа”, приуроченная к 100 – летию со времени, когда археолог В. Хвойка открыл трипольскую культуру в Украине. Ее организаторы – Институт археологии Национальной академии наук Украины, Украинское общество охраны памятников истории и культуры, посольство Украины в США. На выставке экспонировались 162 археологические экспонаты трипольской культуры и 42 работы современных молодых мастеров.
В конце августа 1993 г. в Львове состоялся второй Конгресс Международной ассоциации украинистов (первый прошел в Киеве в 1990 г.), в работе которого приняли участие более 600 ученых из Украины и многих чужеземных государств. В начале ноября этого же года в Торонто (Канада) прошла VI Всемирный конгресс свободных украинском, в работе которого приняла участие делегация Украины в составе й. Драча, М. Жулинского и К. Морозова. Двух последних награждены медалями св. Владимира. Принято, что отныне организация будет называться Всемирным конгрессом украинской, ее председателем избран д – ра Д. Ципивника.
Проигрыш на президентских выборах 1994 г. Л. Кравчука и избрания Президентом Украины Л. Кучмы внесли на первых порах растерянность в ряды патриотически настроенной интеллигенции. Играя на настроениях русифицированного электората Востока и Юга, еще будучи кандидатом в Президенты, Л.Кучма заявил, что будет добиваться предоставления русскому языку в Украине статуса официального. Эту мысль он повторил в своей инаугурационной речи. В Украине началась широкая кампания в защиту украинского языка. Решительные протесты выразили творческие союзы. В адрес Президента Л. Кучмы и председателя Верховной Рады Александра Мороза полетели телеграммы и письма со всех концов Украины: протестовали научная интеллигенция, инженеры, учителя, рабочие, крестьяне. Это давление сознательной части общества дал определенные результаты – украинский язык все чаще можно было слышать в официальных кругах, на радио, телевидении, а процесс предоставления официальности языке соседнего государства затормозилось.
Среди важных законодательных актов в области культуры, которые в последнее время приняла Верховная Рада, является “Закон о библиотеках»и “Закон о музее”. Министерство культуры подготовило к рассмотрению в парламенте проекты законов о кино, о перемещении культурных ценностей, об охране культурного наследия, о неприбыльной и благотворительную деятельность. На сегодня в подчинении Министерства культуры находятся 15 национальных учреждений культуры, действует Украинский центр культурных исследований, Институт памятников – охранных исследований и Национальный научно – реставрационный центр с тремя филиалами в регионах, создано несколько заповедников национального значения.
К культурно – политических достижений независимой Украины следует отнести систему президентских наград 1995 Кроме внедренной 1992 Почетного отличия утвержден орден Богдана Хмельницкого, отличие “За мужество»(в виде восьмиугольной звезды и креста) и орден Ярослава Мудрого пяти степеней. Среди первых награжденных – деятели культуры А. Басистнж, А. Мокренко, академик Ф. Бурчак, генералы и офицеры Вооруженных Сил Украины.
С провозглашением государственной Независимости начат перестройку в системе образования. Согласно разработанной 1992 Государственной национальной программе “Украинское образование в XXI веке»(руководители П. Таланчук и А. Погребной), вновь система национального образования должна избавиться оставленной в наследство “репрессивной педагогики”, остро встала проблема аттестации педагогических кадров, технического обеспечения школ, издание учебников, внедрения новых критериев оценки знаний.
Образование в Украине не имела современной законодательной базы. В 1992 г. Верховная Рада приняла “Закон об образовании”, а в декабре 1993 г. – поправки в “Закон о предпринимательстве”, которые предусматривали создание любых частных учебных заведений только по разрешению Министерства образования. Углубление кризиса в экономике ухудшило материальное положение работников отрасли. Это привело к оттоку квалифицированных кадров – в течение года учебные заведения покинуло 16 тыс. учителей. Полностью дискредитировала себя система вечернего и заочного обучения для получения среднего образования – возникла насущная необходимость предоставить право средним школам принимать экзамены экстерном, а сэкономленные средства направлять для своего укрепления. Время требовало замены не только учебников гуманитарного профиля, но и переводных, в основном российских, по физике, химии, биологии и других предметов. А это за катастрофической нехватки бумаги, рост полиграфических расходов становилось огромной проблемой.
Определенный успех достигнут в переводе на украиноязычный режим средней и высшей школы – За несколько лет количество первоклассников, обучающихся на украинском языке, выросло с 43,5 до 67,74% (по состоянию на 1 сентября 1994 г.). К началу 1994 г. на украинском языке велось преподавание в 37% академических групп высшей школы (1989 г. – 6, 1991 – 24, 1992 – 28%). Одновременно в восточном и южном регионах из – за сопротивления антиукраинских сил дела продвигались очень медленно, а предоставление права ученику самому решать, изучать или не изучать ему государственный язык, в школах Крыма свидетельствовало об отсутствии надлежащей политики государства в области образования.
Одна только заявление Л.Кучмы о возможности предоставления русскому языку статуса официального послужила руководством к действию антиукраинским силам в системе образования. Приказ “О состоянии внедрения русскоязычного обучения в высших учебных заведениях Украины»так и не был подписан министром образования, уменьшилось количество первоклассников, обучающихся на украинском языке в школах Донецкой области, с запланированных к открытию 67 украиноязычных классов на Луганщине не открыто ни одного. В Полтаве в трех школах были только украинские классы – с 1994 г. там набрано также российские. Резко снизились темпы открытия украиноязычных классов в Николаевской, Сумской областях, г. Одессе. И это в то время, когда, например, в единой украинской школы в Донецке родители привозят детей в 60 км.
К успехам в области науки и образования следует отнести открытие 1992 учебного и научного учреждения нового типа – независимого университета “Киево – Могилянская академия»(языковой режим – украинский и английский языки), где начали учиться 200 первокурсников.
Несколько новых научных институтов создан в системе Национальной академии наук Украины: Археографическая комиссия Института истории АН Украины переросла в Институт украинской археографии им. М. Грушевского (с двумя филиалами – во Львове и Днепропетровске), открыт Институт украинского языка, Институт востоковедения им. А. Крымского, Институт мировой экономики и международных отношений, Институт социологических исследований, Институт народоведения. Как учебное и научное учреждение 1992 при Киевском университете создан Институт украиноведения (10 кафедр, аспирантура, докторантура, гуманитарный лицей).
После 24 августа 1991 г., запрета Компартии Украины и перехода инициативы в Верховную Раду правительственные факторы основное внимание уделили наиболее многочисленная в Украине церкви – УПЦ Московского патриархата с целью добиться ее автокефалии. Это дало бы возможность сделать ее церковью с очевидной протекции государства. Главная ставка сделана на лицо митрополита Филарета, который занимал митрополичий престол в Киеве с 1966 г., имел широкие личные связи и зарекомендовал себя как борец против греко – католиков и автокефалистов.
В ноябре 1991 г. митрополит Филарет созвал собор епископов Украины, который принял обратиться к Московскому патриарху с просьбой предоставить автокефалию УПЦ. Сработал центристский принцип церковного устройства и отдельные епископы не решились выступить против своего руководителя. Но тут в игру активно включилась Москва. Поняв, что митрополит филарет стал на позиции тесного сотрудничества с правительственными факторами и направляется к огосударствления УПЦ, Московский патриархат во главе с Алексием II пошел в решительное наступление. В марте 1992 архиерейский собор РПЦ в Москве устроил над Филаретом фактически суд и заставил дать согласие покинуть Киевскую кафедру. Вернувшись в Киев, Филарет публично отказался от этого обещания. Москва пошла на последний шаг – Филарета лишили сана, а уже в мае под непосредственным руководством Московской патриархии в Харькове был созван Собор епископов УПЦ.
Вместо Филарета Киевским митрополитом избран митрополита Ростовского Владимира (Сабодана). Воспользовавшись оппозиционностью части епископов, Москва продемонстрировала миру, чего на самом деле стоит автокефалия УПЦ – “самостоятельной и независимой в управлении”.
Правительственные круги потерпели поражение в церковной политике – украинский епископат подтвердил свое верноподданичество Москве, а Москва в соответствии перечеркнула надежды на постижение автокефалии.
Однако митрополит Филарет не остался без официальной поддержки. В июне 1992 в Киеве состоялся собор УАПЦ, где сторонники митрополита Филарета объединились с УАПЦ, без согласия и благословения Мстислава образовав Украинскую православную церковь – Киевский патриархат (УПЦ – КП). Мстислава избран патриархом, а его заместителем – митрополита Филарета. Поскольку Мстислав жил в Америке, фактическим руководителем УПЦ КП стал митрополит Филарет.
Произошли изменения и в официальном руководстве религиозными объединениями со стороны государства. Руководителем Совета по делам религий вместо М. Колесника стал историк, преподаватель Духовной академии А. Зинченко, сторонник автокефалии. При содействии со стороны Совета по делам религий УПЦ – КП, выйдя за пределы Галичины, начала распространяться на Волыни и Киевщине. Новые приходы УПЦ КП появлялись в связи с переходом священников вместе с верными из подчинения Московского патриархата в Киевский.
Та часть клира УАПЦ не согласилась с таким решением церковного вопроса в Украине. Поэтому при поддержке Мстислава противники Филарета создали новую УАПЦ. После смерти Мстислава летом 1993 г. власти прилагала значительные усилия, тщетно пытаясь объединить все три направления православия Украины. На своих соборах УАПЦ избрал патриархом известного деятеля автокефалии Владимира Ярему, принявшего имя Дмитрий, а патриархом УПЦ КП стал митрополит Владимир (Василий Романюк). То же время митрополит Филарет остался на должности заместителя патриарха. Московский патриархат продолжает держать в своих руках главные святыни украинского народа – Киево – Печерскую и Почаевскую лавры.
Накануне выборов 1994 г. в поисках поддержки Кравчук встретился с митрополитом УПЦ МП Владимиром (Сабодан), что свидетельствует возможном окончании безоглядной поддержки УПЦ – КП. А после победы Л. Кучмы начались кардинальные изменения: новый Президент одним из первых своих указов ликвидировал Совет по делам религий, а ее функции передал вновь Министерству по делам национальностей, миграции и культов. Несмотря на провозглашенную равноправие всех христианских конфессий в Украине симпатии Президента Л. Кучмы, Председателя Верховной Рады Александра Мороза, остались на стороне УПЦ Московского патриархата.
Особенно обострились отношения между государством и УПЦ – КП в июле 1995 г. в связи с похоронами патриарха Киевского и всея Руси – Украины Владимира (Романюка). Власти не разрешили, несмотря притязания церкви, похоронить патриарха на территории св. Софии Киевской, а предложенные места: в Выдубицком монастыре, Владимирском соборе и на Байковом кладбище не устраивали руководство церкви. При самовольного захоронения патриарха у ворот колокольни св. Софии дошло до столкновения с охранниками общественного порядка, имело негативный резонанс по всему миру. В настоящее время официальным руководителем УПЦ – КП является местоблюститель патриаршего престола митрополит Филарет.
Концепция явного протектората УПЦ – КП во время президентства Л. Кравчука означала защиту этой церкви от других не только православных, но и неправославных конкурентов. Поэтому правительственная политика возгордился неопределенной, а наглядным примером этого является отсутствие до сих пор представительства Украины в Ватикане. Вместе с тем украинское руководство проявляло полную пассивность относительно стремлений греко – католиков к признанию Папой римским греко – католипького патриархата. А все это привело по тому, что правительственная политика, сдерживая распространение УГКЦ, способствовала экспансии римско – католической церкви в Украине, особенно в Житомирской и ПОДОЛЬЕ, где открыты сотни костелов, ведется умела пропаганда и против православных, и против греко – католиков.
Курс на огосударствление УПЦ – КП диктовал и политику по различным течений протестантов и нетрадиционных церквей. В совете пытался усамостийниты их центры и достиг здесь некоторого успеха, хотя и находился под давлением со стороны поддерживаемого православного клира, который пытался помешать влияниям Запада. Одновременно в Украине начали распространяться секты евангелистов, баптистов, проникать РУН – вера, такие нетрадиционные для Украины религии, как кришнаизм, буддизм, а также различные группировки сатанинского направления. Осенью 1993 секта “Белого братства”, большинство членов которого прибыла из России, даже попыталась захватить Софийский собор. Несмотря на то по законодательству Украины внесены соответствующие изменения, деятельность чужеземных миссионеров продолжается, они свободно покупают время на радио и телевидении для проповеди своих взглядов.
Объединение основных христианских церквей в единую церковь теоретически проработаны. Митрополит Андрей Шептицкий и патриарх Иосиф Слепой разработали идеологию УГКЦ как национальной церкви. Основываясь на принципах киевских митрополитов XVII в. Иосифа Велямина Русского и Петра Могилы которые ориентировали развитие украинского христианства на синтез восточного и западного обрядов, эта идеология учитывала ситуацию XX в. Способом достижения этой идеи является объединение греко – католиков и православных в едином патриархате. Но ее реализация – дело будущего.
Маловероятно объединения в ближайшем будущем и трех православных церквей. Церковная политика Москвы преследует далеко замыслы, совпадает с менталитетом россиян и надеждами на политическое объединение Украины с Россией. А поскольку здесь преследуются также политические цели, Москва будет прилагать все усилия, чтобы не допустить автокефалии православной церкви в Украине, формула Москвы: сначала объединитесь, а затем просите у нас автокефалии, могла бы быть приемлема только при одном условии – если бы автокефалию имела предоставлять не Москва, а восточные патриархи. Но Московский патриархат будет прилагать все усилия, чтобы не выпустить Украину из сферы своего влияния, которого он постиг нечестным путем 1686
Но несмотря на все трудности и распри на межконфессиональном уровне, законодательство Украины демократическим и соответствует европейскому опыту, причем разнообразие конфессий в нашей стране далеко шире, чем у наших соседей. Возможно, это обусловлено определенной толерантностью, которая заложена, в менталитете украинского. Сегодня в Украине действует более 80 религиозных структур различных направлений, значительно активизировали свою деятельность различные протестантские группировки, нетрадиционные для Украины восточные секты. Основные христианские церкви по состоянию на начало 1995 имели такое количество общин:
Украинская православная церковь (Московский патриархат) – 6132
Украинская православная церковь (Киевский патриархат) – 1753, Украинская автокефальная православная церковь – 616, Украинская греко – католическая церковь – 3032: Римско – католическая церковь – 651. Среди христианских церквей протестантского направления многочисленны: Союз евангельских христиан – 1420; Союз христиан евангельской веры (пятидесятников) – 680.
Количество религиозных объединений других видов не превышает одной сотни. С возвращением на свою историческую родину в Крым крымских татар на территории полуострова активно распространяется мусульманство.
Одной из главных причин недоразумений на религиозной почве является имущественный фактор. Это касается прежде всего возвращение отчужденного когда – то имущества, спор за храмы. Однако в последнее время эти проблемы в Украине начали довольно успешно решаться и напряжение межконфессиональных распрей понемногу спад ас.