Оценивая такой поворот, украинские политические силы, находившиеся уже в эмиграции, отмечали: с конца XVIII века, когда Россия завоевала Крым, идет ” величественный процесс мирного обрабатывания украинской плугом украинских земель, утраченных украинским народом в бою под напором Кочевых азиатских орд ” (Цав в Варшаве: Ф. 380. – Оп. 2. – Спр. – 95 – Арк. 13).
Процесс этот, подчеркивалось далее, не может считаться уже законченным, а национальные отношения на отдельных землях уже устоявшимися. Одновременно с видзисканням когда-то потерянных нами земель идет не менее важный процесс их этнического исцеления, связывания территориально – географического в целом полуденно – восточном фронте Украины. Поскольку главным противником в осуществлении национально – государственных задач Украины является Россия, то твердое опоры Украины на Черное море для нее вопросом победы или поражения, жизни или смерти.
Только твердо опершись на Черное море, может войти Украины в систему международной политики, стать ее неотъемлемым фактором. Только причерноморская Украина не останется в борьбе с Россией один на один, сможет получить солидную международную помощь, в противном случае ее ждет судьба бессильной игрушки в мелкой игре мелких международных комбинаций. Значение Крыма в закреплении Украины над Черным морем более всякого сомнения.
По мнению автора этой записки, только крайней недозрелые украинской политической мысли можно объяснить тот факт, что в III Универсале Центральной Рады, который очертил территорию Украинской Народной Республики, нашлась фраза о том, что в Украине входит Таврия ” без Крыма “. Эта фраза, вставленная в Универсал Украинской революционным парламентом – Центральной Радой, в течение всего нескольких месяцев натворила много бед. Опираясь на нее уже во время Брестских переговоров, турки трактовали Крым как res nullins и заявили на него свои претензии. Только отсутствие между государствами Центрального союза сердечного согласия по восточноевропейских Дела и желание Германии самой завернуть больше польз в свои руки не довели до оккупации Крыма турками. Однако попытка Украины оружием занять после большевиков полуостров привела к ультимативного устранения немцами дивизии Натиева из Крыма и образования там бутафорской республики под руководством генерала Сулькевича.
Выдворение украинского войска кайзеровцев из Крыма лишило Украину возможности освободить от большевиков Кубань и установить с ней государственно – политические связи. В дальнейшем это повлекло за собой овладение территорий Северного Кавказа враждебными Украине концепциями деникинщины и врангеливщины.
Потеряв Крым, Украина потеряла Черноморский флот, потому поражение центральноевропейских государств в Первой мировой войне и выход немцев из Украины механически привели к тому, что причерноморские территорию захватили белые и красные русские и полного отрезали ее от Европы. С тех пор украинская дело утратило широкое международное значение и сошла к посредственной в борьбе между Россией и государствами, образовавшимися на ее бывших западных окраине – нах – Польшей и Румынией.
Большевики же, овладев наконец основные территорию Украины, очень хорошо понимали значение Крыму и других причерноморских украинских зе – мель для широкого умижнароднення украинской проблемы. Отодвинуть Украину этнически и политически от Черного моря – вот главная цель образования большевиками Крымской Автономной Советской Социалистической Республики и Северо – Кавказского края, с украинским большинством вошел не в состав УССР, а РФССР. Не для чего другого образуются многочисленные административные единицы для меньшинств на черноморском побережье, молдавская автономия, проектируется еврейская. В РФССР украинского не имели элементарных культурно – национальных прав, а в пределах УССР на всякого неукраинца большевики хукалы и дули. Была причина так заботиться, когда дело шло о том, чтобы оторвать от Украины одну из основ ее жизни – Черное море (там же. – Арк. 14).
Крымские татары в этой российско – украинской борьбе за обладание берегов Черного моря не играли вообще активной роли, однако вносили в нее определенные бесполезные осложнения. Татары служили, так сказать, кулисами, по которым время от времени скрывались настоящие авторы борьбы. Как уже подчеркивалось, в 1918 году турки выдвинули свои претензии на полуостров в соответствии с прежней принадлежности Крымского ханства к Османской империи и по просьбе определенных политических групп крымских татар. Россияне, за татарами в Крыму не признавали государственно – территориальных прав, в споре за полуостров всегда выдвигали против притязаний украинского свой любимый аргумент, мол, Россия отвоевала Крым не в украинском, а у татар. К тому же украинского на полуострове исчезающая меньшинство, и поэтому крымская дело может решаться между русскими и татарами, а украинского в ней – нельзя… Россияне, которые сами никогда не уважали права других меньшинств, здесь стали в позу благородных защитников татар от украинского империализма.
Но не только Турция или Россия пытались оттянуть себе Крым, были еще и другие государства, которые хотели бы распространить процесс парцелляции украинской государственной территории. Время от времени лянсувалася на международном почве дело образования отдельной Крымского государства, время от времени закулисные факторы пытались получить какой-то аут, что усложнил бы положение Украины на Черном море.
Сами же татары во всей этой чужой политической игре не имели какой-то одной постоянной линии. В 1917 году в период борьбы против российского Временного правительства татары шли в стороне украинской против русских. Отказ Украины от Крыма и занятия его большевиками зимой 1917 – 1918 годов привели к ориентации татар на Турцию, единоверному с ними, а также тогда победную…
Период Сулькевича и Деникина привел к соглашению буржуазных татарских верхов с россиянами. В тогдашнем большевистском раю татарское население организовано молчало, благоденствовала и… вымирало. Висланець крымского Курултая, что никогда не только не занимал фактической политической власти на полуострове, но и не ставил себе целью ее достичь. Сейдамет почти один среди всей крымской эмиграции пытался различными международными комбинациями поставить крымскотатарский дело на почву международного признания. Однажды он предлагал Польше занять протекторат над Крымом, другой – украинскому правительству, чтобы тот признал независимость Крыма – взамен этого Сейдамет хотел представлять украинское дело в мусульманском мире…
На самом деле Сейдамет имел понимание с турецким правительством по инкорпорации полуострова в Турцию и готовил политическую опинию мира к мысли о Крыме как rec nullins, которой в подходящий момент смог бы воспользоваться сильнее, которым, как надеялся Сейдамет, будет именно Турция.
Притязания многих политических факторов, чтобы Правительство Украины в разных формах признал Крым как нечто отдельное от Украины, чтобы признал его самостоятельным, независимым политическим организмом, чтобы признал право говорить от имени всего Крыма татарам – все это было направлено к тому, чтобы ослабить нравственную позицию Украины в крымском вопросе. Именно так утверждалась бы заново бывшая формула об Украине ” без Крыма “. Роковую фразу III Универсала Украинской политика пыталась сбивать утверждению, что фраза эта была возможна именно в то время, когда Украина еще не декларировала свое отделение от России и мыслилась как федеративное часть Всероссийской республики, в которой на соответствующих правах входила бы и крымскотатарский автономия, а потому эта фраза не накладывает никаких обязанностей на Украину как самостоятельное государство.
Когда Правительство самостоятельной Украинского Государства в любой форме счел Крымом отдельность, то тем самым он подтвердил бы фразу III Универсала, предоставил бы ей значение абсолютного. И попытки заставить высказать фразу о ” признании независимости Крыма” были направлены исключительно к украинскому правительству, поскольку в политических кругах мира Украина уже трактовали как государство, занимать северное побережье Черного моря и выбросит оттуда российские влияния.
Надеяться же от россиян на любое признание отдельности Крыму – было делом вполне нереальной учитывая их менталитет, а кроме того, в этом не было никакого смысла, поскольку здесь вместо русских к первому слову должна была прийти Украины. Так заинтересованы факторы использовали тяжелое положение украинского дела для виторгування долгосрочные деклараций от украинских правительственных кругов в изгнании. Если бы Правительство УНР в изгнании как единственный законный правовое и политическое представитель украинского народа согласился бы признать самостоятельность Крыма, даже говорить от его имени крымским татарам, их Курултая, Сейдаметсви, то до четырех тогдашних претендентов на украинские земли, продолжается в документе, добавился бы п пятый, который стоит за крымскими татарами, – Турция. Кроме того, что такая ситуация чрезвычайно затруднило бы международное положение Правительства УНР, она бы в соответствующий момент возрождения украинской государственности привела бы к ряду международных конфликтов, поскольку репрезентация Сейдаметом украинских интересов в Турции оставалась вопросом проблематичным.
Нельзя обойти вниманием и то большое стратегическое значение, которое имеет Крым для Украины. Поскольку она должна твердо опираться на все черноморское побережье, и порты его должны быть постоянно открытыми окнами в Европу, то Украине необходимо иметь сильный военный флот, который смог бы защищать не только ее территорию, но и интересы на этом море.
Роль Крыма в обороне Украины обусловлена его природно- географическим положением. Полуостров расположен в центре Черного моря, замыкая полностью доступ к восточному побережью Азовского моря, он не допускает к неожиданному нападению на пока совсем беззащитны Одессу, Николаев и Херсон. Кроме того, Крым имеет Севастопольскую бухту, единственно пригодную на Черном море для пребывания большого эскадры, которая может выходить отсюда на все стороны кратчайшему маршруту. Ни Новороссийска бухта с ее открытым для северо -восточных ветров рейдом, ни Одесская, Николаевская и Херсонская бухты с мелким и трудно доступным фарватером полностью не пригодны для базы украинского флота по причине своего окраинного положения на море. Именно поэтому без твердого занятие Крыма доступ Украины к Черному морю в устьях Днепра и Днестра может считаться совсем смутное. Еще более неопределенным при таких обстоятельствах представляется обладание Украиной Кубани. Сообщение Украины с Северным Кавказом через низовья Дона очень удобно для вражеского удара со стороны Царицына – Камышина. А борьба Деникина с большевиками дала достаточно яркие примеры того, которое далеко идущие значение имеет успех противника в этом направлении. При широком фронтовые украинских -российской борьбы от Днепра до Волги обеспечения как тылу, так и связи с Северным Кавказом может только предоставить твердое занятие Крыма.
Исходя из этих соображений, правительственные факторы УНР на будущее должны были сделать для себя следующие выводы:
” 1. Отречение в III Универсале Центральной Рады Украины по правам в Крым должен считаться роковую ошибку, которую необходимо стараться вытереть с политической памяти мира.
2. Ошибку эту, там, где следует, необходимо выяснять тогдашним обстоятельствам принадлежности Украины к федеративной России и считать не имеющие никакого обязывающего значиння для Самостоятельного Украинского Государства.
3. Всякие акты, утверждавшие бы самостоятельное против Украины положение Крыма, должны считаться вредными и для Правительства УНР недопустимыми.
4. Правительство УНР не должен входить в любые пертрактации и заключать которые стало понимание, поскольку бы сим утверждалось НЕ внутриукраинское, а международное значиння крымскотатарской дела.
5. Крымские татары не могут, будучи этнически екстериторияльною меньшинством, быть политическим контрагентом дела целого Крыма. Равно не имеет жадных управлений, кроме культурно – национальных, татарский Курултай, поскольку в его состав совсем не входило нетатарского населения, что составляет 3 /4 людности Крыма, и поскольку Курултай никогда не полнил жадных государственно – политических функций.
6. П. Сейдамет которой представитель татарского курултая имеет уже передавнений мандат, который в дополнение не может иметь правного значиння для репрезентации целого Крыма. Когда п. Сейдамет предпринимает любые политические шаги в имени целого Крыма, то это является политической авантюрой и самозванством, что унижает не только господина Сейдамета, но и всех входящих с ним в которые любой пертрактации. Такие пертрактации и их последствия ни к чему не обязывают п. Сейдамета которой лица безответственной, однако обязывают сторону ответственную, каждое слово которой, сказанное при любых обстоятельствах, имеет завсегда свой политический вес.
7. Правительство УНР которой представитель украинского народа без ущербы его государственно -политических и национальных интересов может вести переговоры и заключать понимание внутригосударственного, а не международного значиння с представителями крымских татар только по обеспечению культурно – национальной жизни татар в пределах Украинского Государства. Всякие попытки с чьей любой стороны повести, прикрываясь татарами, дело отрыв Крыма от Украины Правительство УНР должен самым решительным образом парализовать.
8. Правительство УНР должен не допускать жадных неясностей в крымской деле на международном форуме и утвердить к себе в этом деле полное довирря со стороны украинского гражданства как в эмиграции, так и в крае.
9. Учитывая, что в момент обновления украинской государственности могут быть попытки с чьей любой стороны отрыв Крыма от Украины, – Правительство УНР должен заранее продумать и подготовить плян диплематични и оружной акции.
10. На московскую дезукраинизацийну политику в Крыму Украинская Государство должно в свое время среагировать пляномирною засельчою акцией, о подготовке к которой следует уже подумать.
11. Курортное значиння Крыма требует заблаговременного пидготовання кадра людей, смогли бы перевести организацию учреждений, за помощью которых можно было бы перевести заметную реституции здоровля украинского народа, взорванного большевистским господством с его последствиями – голодом, туберкулезом и венерическими болезнями.
12. Плян строения украинской морской силы должно базироваться на предпосилци занятие Украине Черного моря.
13. Занятие Украине Крыма – основа для занятия Украине Кубани и целого Северного Кавказа.
14. Крым может быть предметом спора только между Украиной и Россией, и спор сей может ришатися только оружием, которые стало словесные дискуссии в сей деле с русскими вполне лишние ” (там же. – Арк. 18 – 19).
Таким образом, украинские государственники, которые вынуждены были оказаться в изгнании, снимали крымского вопроса с повестки дня.