Скульптура. Если раньше скульптуру в основном связывали с культовыми потребностями, то в начале XIX в. она начала служить и светским запросам.
В тесной взаимосвязи с архитектурой развивалось парковое строительство, что приводило потребность в садово – парковой скульптуре. В связи с распространением исторического мировосприятия развивалась монументальная скульптура. Произведения этого жанра запечатлевали исторические события, военные победы, выдающихся деятелей. Так, на Контрактовой площади Киева был установлен композицию – аллегорию «Самсон раздирает пасть льву». Владимирскую горку в 1853 г. украсил бронзовый памятник князю Киевской Руси Владимиру.
Значительный вклад в развитие русской и украинской скульптуры сделал Иван Мартос – уроженец г. Ичня, на Черниговщине, выходец из казацкой семьи, ректор Петербургской академии искусств с 1814 Современники называли его «Фидием XIX века». Иван Мартос принадлежит к числу лучших представителей мировой скульптуры и по праву считается создателем стиля классицизма в этом виде искусства. Его произведения сыграли значительную роль в художественном процессе Украины. Примером творческого наследия И. Мартоса является надгробие К. Разумовскому в Батурине, памятник первому градоначальнику Одессы А.-Е. Ришелье. Известным скульптором в Галичине И. Ичрасуцькиы, скульптурами которого украшены дома Львова.
Живопись развивалась в бытовом, историческом, пейзажном, портретном направлениях. Решающее влияние на украинский живопись этого периода имела Петербургская академия искусств. В начале XIX в. Украинской изобразительное искусство вступило в новую фазу развития, его главными чертами стали реализм и демократизация.
Ведущее место в этом процессе занял портретный жанр. Определяющими чертами тогдашнего портрета стало выявление индивидуальных черт характера, внешности. эмоционального состояния. В жанре портрета в первые десятилетия XIX в. работали Д. Левицкий, В. Боровиковский, М. Иванов, В. Тропинин, сохраняя черты, присущие украинскому портретной школе.
Дмитрий Левицькпй не забывал о своих корнях. Прожив в Петербурге полвека, художник на картинах и официальных документах подписывался: «Свободный малоросс Левицькпй». Хранил национальный характер в своем творчестве также В. Боровиковский.
Выпускники Петербургской академии искусств К. Павлов, А. Мокрицкий, Сошенко, Г. Васько, Д. Безперчий, А. Горонович и другие прославились произведениями, которые характеризовали реалистическое направление украинской живописи и стали ценными экспонатами многих музеев мира.
Василий Троп иней – сын крепостного – создал в Украине лучшие свои полотна: «Портрет украинского», «Молодой украинский крестьянин», «Девушка с Подолья», «Пряля» и др..
Произведения винницкого художника крепостного Ивана Заседателя характеризуются уверенным владением академической мастерством, глубоким проникновением в образ. Его героини привлекают не идеализацией, а душевным спокойствием и чистотой, поэтичностью чувств.
В течение первой половины XIX в. в Украине творила плеяда талантливых художников – педагогов. Одним из них был преподаватель рисования Нежинского лицея Капитон Павлов, которого высоко ценил Т. Шевченко. Для его портретов характерна поэтизация среды человеческого бытия. Особое место в его творчестве принадлежит детским портретам. 11а мнению критиков, именно в них отразилась присущая украинской души сентиментально – поэтическая натура.
Известным портретистом был Аполлон Мокрнцький, создавший галерею портретов своих выдающихся современников – Н. Гоголя, Е. Гребенки, А. Кольцова и др..
Демократизм, доброта и мягкость присущи работам Ивана Сошеика. Наиболее известные среди них: «Женский портрет». «Портрет старушки Чалого». Художник много работал как пейзажист. Свои картины он часто дополнял непринужденными жизненными сценками: «Пейзаж с крестьянами», «Продажа сена на Днепре», «Мальчики – рыбаки» и др.. Выдающимся представителем реализма в Западной Украине стал украинский художник Лука Долинский. Уроженец Белой Церкви, он при поддержке митрополита Л. Шептицкого окончил Венскую академию искусств и навсегда поселился во Львове. Долинский украсил много церквей Галичины. Найвидатниншмы работами художника стали росписи и иконы для собора Святого Юра во Львове и Успенского собора в Почаевской лавре.
Тарас Шевченко как художник завершил романтический период, начатый Д. Левицким и В. Боровиковским. Его путь в искусстве – характерный для художника – крепостного.
Однако Шевченко повезло учиться в Петербургской академии искусств благодаря заботе представителей передовой интеллигенции Российской империи. Одаренный юноша был одним из самых талантливых учеников К. Брюллова, награжден серебряной медалью Академии за выдающиеся успехи в учебе («Цыганка – ворожка», 1841). Тарас Шевченко направил украинскую художественную школу в русло реализма и национальной определенности. Эти черты прежде присущи образа «Екатерины». Шевченко сделал большой вклад в развитие портретного (более 150 работ), исторического, бытового и пейзажного жанров живописи и графики.
Особое значение он придавал гравюре. Именно за успехи в этом жанре художественного искусства Т. Шевченко получил звание академика.
Тарас Шевченко или не первый из художников, который в украинской живописи обратился к тем из украинской истории: «Дары в Чигирине», «Смерть Богдана Хмельницкого» и др..
Заметное место в наследии художника принадлежит пейзажам. В цикле «Живописная Украина» он раскрыл всю любовь к своему народу и родному краю. На его полотнах отражены покой и уют («На пасеке») элегичность и романтизм («Аскольдова могила», «Богданова церковь в Субогови»); величественная красота нерушимого покоя («Дустанова могила») драматизм («Пожар в степи»).