Женщины из низших слоев общества подвергались все трудности, которые сопровождали жизнь народа при переходе к капиталистическим отношениям. Они выполняли свою работу в домашнем хозяйстве, пока мужчины были на заработках. Нередко нищета отрывали от дома и гнали и женщин на заработки.
Женщины из высших слоев течение второй половины XIX в. получили возможность приобретать квалификацию и среднее и неполное высшее образование. Постепенно они вливались в общественно-политическую работу и привлекали внимание к женской судьбе, становились на защиту своих обездоленных сестер. Такие возможности женщинам прежде предоставляла литература. Первой среди них была Мария Вилинская-Маркович (Марко Вовчок). Она превратила литературу в средство борьбы с остатками крепостничества, рабского положения женщины. Свое слово в защиту женщин и вообще демократических идеалов подняли писательницы второй половины XIX в.: Анна Барвинок (А. Кулиш), Мария Загорная (Гринченко), Днепровская Чайка (Людмила Василевская), Валерия О’Коннор-Вилинская, Любовь Яновская, Григорий Григоренко (Александра Судовщикова-Косач), Христина Алчевская, Ольга Петровна (Драгоманова-Косач), Леся Украинский (Лариса Косач).
С появлением и развитием любительского, а затем и профессионального театра для женщин открылось новое поле деятельности. Одни поддерживали театр финансово, другие становились актрисами первых театров. Среди них М. Садовская-Барилотти, Г. Затыркевич, Л. Линницким, М. Заньковецкая,
Что могла сделать женщина для национального дела, показывал творческий путь Марии Заньковецкой. Празднование 25-летия ее театральной труда превратилось в триумф. Для многих Украинских М. Заньковецкая стала олицетворением Украины. Только зачитывания юбилейных приветствий длилось более двух часов. Зал не мог вместить всех прибывших. Все пространство вокруг театра и прилегающие улицы заполнил народ. Напуганная большим скоплением людей, полиция начала аресты. По мнению киевской полиции, юбилей превратился в демонстрацию мощи украинского движения.
В течение второй половины XIX в. женщины начали движение за право на получение высшего образования. Основание высших женских курсов инициировала Евдокия Гогоцкой. Однако консерваторы считали, что образование пагубно скажется на кротостью женской характера, По мнению полиции, такие курсы насаждали бы дух революционности и украинофила среди молодежи. Несмотря на все препятствия, в 1879 женщины добились открытия двухлетних высших женских курсов. В 80-е годы XIX в. они действовали в Киеве, Харькове и Одессе. Отдельные женщины занялись научной работой. Это прежде всего Софья Ковалевская, родом с Полтавщины. Она – первая женщина-математик в Российской империи: член-корреспондент Петербургской АН, профессор Стокгольмского университета. Автор произведений «Борьба за счастье», «Воспоминания о детстве», «нигилистка» и др..
Систематически собирала и изучала вышивки Пелагия Бартош-Литвин. Александра Ставровецкий-Ефименко написала много работ по истории Украины.
Образованные женщины участвовали в преодолении неграмотности народа. Активной поборницею воскресных школ стала известная харьковская деятель и педагог Христина Алчевская.
В 1862 г. она основала воскресную женскую школу, которая действовала более полувека. Педагогическая работа принесла X. Алчевский международное признание. В 1899 г. она представляла учителей для взрослых на международной выставке в Париже. В И904 г. была отмечена за свою педагогическую работу на Международном женском конгрессе в Берлине.
Одновременно с педагогической работой X. Алчевска занималась общественной и культурной деятельностью. Она одной из первых начала организовывать в Украине общественные концерты в честь культурных событий и деятелей. На эти концерты X. Алчевска и ее подруги обязательно приходили в украинской одежде.