25 июля 1687. был созван военный совет, на котором гетманом Украины избран иван Мазепа. Он И заступил. Самойловича, которого царское правительство арестовал и выслал в Сибирь.
Гетман И. Мазепа принял присягу на верность царю и подписал составленные накануне Статьи.
Иван Мазепа — выдающийся политический и культурный деятель Украины. Его гетманом (1687 – 1709 гг.) — это время возрождения Украины, эпоха политического, экономического и культурного развития. Но в то же время Иван Мазепа — один из наиболее противоречивых Деятелей Украины.
Он сделал очень много для развития культуры, образованности Украины. Поддерживал художников материально, и они рисовали со своего “отца и благотворителя” портрета.
Впрочем, сегодня мы не имеем ни одного достоверного портрета этого выдающегося человека, мецената украинской культуры.
На собственные средства он построил и реставрировал много храмов, способствовал утверждению православия. И почти два века имя национального борца украинского народа проклинали каждый год на Пасху во всех церквях Российской империи, пытаясь вычеркнуть его из исторической памяти украинского народа (это проклятие было торжественно снято 10 июля 1918. за гетмана П. Скоропадского).
Историки в разные времена по-разному оценивали деятельность И. Мазепы. Одни называли его “предателем русского народа”, другие – “предателем украинского народа”, “великим преступником”, “запроданцем”, “карьеристом” и тому подобное.
Зарубежные историки наблюдали его борцом за свободную независимую Украину. В наше время много украинских историков возвращаются к изучению этой незаурядной личности.
Что же это за человек, чем заслужил он большое внимание, восхищение, а одновременно— проклятие?
Новый гетман был сыном украинского шляхтича из Белоцерковщины. Учился в Киевской коллегии, потом в иезуитской школе, затем продолжил обучение в Западной Европе.
Смолоду служил при дворе Яна II Казимира, выполнял дипломатические поручения. Погодя И. Мазепа оставил королевский двор и вернулся в Украину.
В 1669. пошел на службу к правобережного гетмана П. Дорошенко — сначала в личную охрану гетмана, впоследствии — на дипломатическую работу,
В 1676 г. по дороге в Крым попал в руки И. Сера, который подарил его левобережному гетману И. Самойловичу, а тот переслал в Москву.
Впрочем вместо Сибири И. Мазепа получил протекцию и поступил на службу к И. Самойловича.
Сначала был воспитателем сыновей И. Самойловича, служил в Переяславском полку, где отличился мужеством и военным талантом, за что был избран генеральным есаулом.
В 1687. стал гетманом благодаря ярким личным качествам, образованности и высокой культуре, дипломатическим способностям, высокому авторитету, которого заслужил у казаков и казацкой старшины.
Все, с кем он встречался, были очарованы им, — “и гордые польские магнаты, и московские бояре, и запорожцы, и элегантные французы”.
С каждым он мог говорить на языке своего собеседника, ведь знал немало иностранных языков (польский, латинский, італійськую
немецкий, французский, татарский и др), умел красиво говорить, но умел и молчать, и слушать других. Хорошо знал западную литературу, искусство, военное дело. Имел огромную библиотеку, редкую литературу, равной которой не было в Украине. Писал стихи, играл на кобзе. Некоторые из его стихов стали народными песнями. Ему приписывают авторство народной песни “Горе той чайке, горе той племяннице…”.
Вот внешний вид И. Мазепы: “Вид суровый, глаза блестящие, руки тонкие и белые, как у женщины, хотя тело его крепкое, гордая голова, длинные свисающие усы. Величество, чувство достоинства и строгость” (Из книги И. Борщака “Мазепа — человек и исторический деятель”)
Он создал сильную власть с суровой дисциплиной ради высших интересов государства. После Бы. Хмельницкого И. Мазепа впервые поставил личность гетмана на уровень государственного монарха, и поэтому в Украине говорили, что “от Богдана до Ивана не было гетмана”.
И. Мазепа опирался на казацкую старшину, духозенство, которое прославлявшего его политику и его лично. К сожалению, не принимал во внимание крестьян и рядовых казаков, и они в решительный момент не поддержали своего гетмана, хотя и ненавидели Москву.
Он любил власть. Свою власть И. Мазепа отождествлял с могуществом государства и защищал ее от любых посягательств со стороны запорожцев, которые боролись за свою автономность, и от той части старшины, которая писала на него доносы царю.
Он знал силу денег и собрал большие богатства, но не был скупым, а стал крупным меценатом. Давал деньги на церкви, больницы, школы, типографии, делал подарки старшине, задабривал московских чиновников. Часто бросал фразу: “Москва деньги любит”. Французский посол в свое время писал:”. Мазепа везде имел своих людей”
В политике использовал два принципа, что их сформулировал философ Макиавелли:
1. Уметь менять шкуру лиса, что делает засаду, на шкуру льва, что заставляет трепетать всех.
2. Тайна — это душа дела.
Он принадлежал к тем людям, что умеют молчать или говорить — и ничего не сказать.
Расцвет Украины И. Мазепа связывал с обретением независимости.
Он стремился объединить в едином государстве все украинские земли Левобережья, Правобережья, Запорожья, Слобожанщину, построить в Украине сословное государство европейского образца с сохранением традиционного казацкого устройства, сделать Украину великой и сильной европейской державой, освободить народ из-под гнета московского царя.
Французский посол писал:”. Мазепа хотел освободить свою нацию от ига и стать ЕЕ первым обладателем”.
Царь Петр i уничтожал казачество, что и стало причиной решения И. Мазепы вступить в союз со шведским королем Карлом XII, чтобы вырваться из-под власти России. Петр говорил, что “И попытка. Мазепы сделать в Украине независимое государство может взбаламутить весь казачий народ, с которым предки царя не могли дать себе совета”.
После поражения под Полтавой (1709 г.) шведский король Карл XII и И. Мазепа бежали на турецкую территорию, поселились в Бендерах. И. Мазепа был низложен с гетманства, заочно присужден к виселице, проклят всенародно.
Турецкий султан не выдал И. Мазепу, хотя Петр И предлагал ему 300 тыс. талеров (10% годового дохода Московского государства).
И. Мазепа тяжело заболел, не вставал с кровати.
Чувствуя приближение смерти, он исповедался, распорядился своим имуществом, приказал сжечь документы, принадлежащие ему.
Умер 21 сентября (2 октября) 1709. в с. Варница близ Бендер.
Его хоронили с большими почестями и торжественно. Много снаряженную гроб везло шесть белых лошадей, отпевание состоялось в небольшой сельской церкви. Похоронен в церкви св. Юрия в г. Галаце.
После смерти И. Мазепы о нем ходили среди народа разные слухи:
• одни поговаривать, что он умер от яда, который дал ему поп грек;
• другие — что И. Мазепа не умер, а добрался до Киева и был монахом Киево-Печерской лавры.
По некотором времени турки раскопали его Могилу, потому что надеялись найти там золото. Надгробная плита сохранилась.
Гетману И. Мазепе посвящена поэмы, драмы, музыкальные произведения, его сравнивают с киевским князем Владимиром Великим, о нем написано много исторических произведений.
“Может и не весь он чист, как Христос, может и не один грех на его душе, но все же его имя среди борцов, а не среди тех, кто за кусок колбасы продал и родной край, и народ, и его свободу” (Из книги Гната Хоткевича “Гетман Иван Мазепа”).
О мятежного гетмана его соратник по борьбе, гетман запорожский в изгнании Пилип Орлик сказал так: “Он пренебрег всем, что было самого дорогого в жизни, пренебрег и самой жизнью, чтобы преподнести свою Отчизну и освободить ее от московского царя”.
В независимой Украине имя. Мазепы возвращается из небытия. Он стал для нас героем, образцом борьбы за национальные интересы. Его именем называют улицы, соборы.
Коломакские статьи 1687.
(Новый договор. Мазепы с Москвой)
Состояли из 22 пунктов.
1. Гетман не имел права увольнять с должностей генеральную старшину без разрешения царя.
2. Старшинам запрещалось избирать гетмана.
3. Для постоянного контроля за гетманским правительством должна была предстать московская застава в гетманской столице — Батурине.
В Батурине размещался полк московских стрельцов.
4. Этот полк должен быть в охране гетмана.
5. Гетману запрещалось иметь дипломатические сношения с другими государствами.
6. На южных границах были строить крепостные укрепления (запорожцы восприняли это как посягательство на их территории).
7. В декларативной форме подтверждали гетьмансько-старшинские права и привилегии и хранили 30-тысячный реестр.
8. Казацкая верхушка должна способствовать украинско-российским бракам.
9. Московские воеводы, как и первое, находились в Киеве, Чернигове, Переяславе, Нежине, Остре.
10. Устанавливалось “государево жалование”:
гетману — 1 тыс. золотых красных дукатов (дукат равнялся 10 злотых);
военном обозному и писарю — по 1 тыс. злотых;
военным судьям — по 300 злотых;
полковнику — 500 злотых.
11. Отмечалось, что московские воеводы не имели права вмешиваться в украинские дела.
Выводы
• Коломакские статьи фиксировали автономию Украины в очень ограниченном виде. Они законодательно утверждали всяческие запреты, ограничивали экономическую, социальную и внешнюю политику Украины.
• За счет ограничения гетманской власти ухудшились позиции казацкой старшины.
• В Коломацких статьях утверждалось, что Гетманщина является лишь частью “самодержавной державы”.