Решения Венского конгресса закрепили политическую раздробленность Германии и Италии. Такое положение вещей не могло удовлетворить их народы. В истории Германии и Италии 1815-1847 гг стали периодом формирования предпосылок для объединения этих стран в 50 – 60 – х годов XIX в.
Большинство немецких политиков и общественных деятелей рассчитывали, что после победы над Наполеоном их народ наконец получит государственное единство. Но эти надежды не оправдались. Созданный по решению Венского конгресса Германский союз существовал только на бумаге, не имел общего законодательства, правительства, вооруженных сил и т.п.. Два главные соперники за ведущую роль в нем, Австрия и Пруссия, вошли в союз лишь частично. Восточные части этих государств оставались за его пределами. Союзный сейм, который под председательством представителя Австрии собирался во Франкфурте – на – Майне, реальной власти не имел. К тому же его авторитет в государствах Германского союза уменьшало то, что голоса в сейме были распределены так, что за Австрией всегда оставалась гарантированное большинство. Каждое из государств союза имела своего монарха, правительство, армию, таможенные тарифы, денежную и судебную системы. В большинстве немецких государств власть монархов имела абсолютный характер, а их подданные не имели политических и гражданских прав.
В период наполеоновских завоеваний в немецких государствах были проведены реформы, которые способствовали уничтожению старых порядков. Так, в Пруссии на основе выкупа крестьянами феодальных повинностей было отменено крепостную зависимость. Стало развиваться городское самоуправление. Знать лишили привилегий на получение офицерских должностей.
В сельском хозяйстве сохранялось немало остатков крепостничества, которые мешали его развития. Промышленная революция в Германии началась только в 30 – х гг XIX в. На ее развертывания негативно влияли отсутствие единого рынка свободной рабочей силы и наличие таможенных границ между германскими государствами. Наибольших успехов промышленное производство достигло в трех регионах: Рейнско – Вестфальскому, Силезии и Саксонии. Развитию промышленности способствовало использование машин и внедрение технических изобретений. В 1822 г. во всей Германии работали только две паровые машины, в 1847 г. – около тысячи. Среди отраслей промышленности ведущими были угольная, металлургическая и текстильная.
Самым торгово – промышленным центром Германии в конце 40- х годов XIX в. стала столица Пруссии – Берлин. Здесь были сосредоточены две трети машиностроительных и ситцевибивних предприятий Пруссии, наряду с мануфактурами действовали первые фабрики. В 1846 г. из 400 тыс. берлинцев 70 тыс. человек работали наемными рабочими на больших мануфактурах и фабриках. Однако их положение было очень тяжелым: низкая заработная плата, рабочий день длился 14-15 часов.
В 1835 г. в Германии построили первую железную длиной 6 км. Это было на десять лет позже, чем в Великобритании, и на пять лет позже, чем во Франции.
В 1818 г. Пруссия начала заключать с другими немецкими государствами соглашения об установлении единого таможенного границы. В 1834 г. 18 немецких государств объединились в новый Таможенный союз, участники которого отменялась пошлина на товары, перевозимые через их границы. Ведущую роль в союзе играла Пруссия. Создание союза способствовало становлению в Германии единого национального рынка.