• Главная
  • Образование
  • Общество
  • Природа
  • Медицина
  • История
  • География
  • Экономика и финансы
Сборник рефератов
Сборник рефератов » История » Галицко – волынское государство

Галицко – волынское государство

Галицко – Волынское государство не отставало от соседей, а во многих случаях стала родиной новых творческих достижений. Княжеству принадлежит почетное место в формировании украинской культуры, в укреплении ее связей с культурами других народов. На протяжении веков в тяжелые времена господства иностранных государств украинские деятели литературы, искусства, образования обращались к наследию прошлых эпох, в том числе и до суток Галицко – Волынского княжества. Воспоминание о его былом величии поддерживал дух освободительной борьбы украинского народа.

(1350-1430) начал колонизацию Причерноморье. Воспользовавшись междоусобицами монголов, он распространил свою власть даже на Крым. Украинской построили систему южных замков на Днепре (Иванов город), Днестре (Каравул, Белгород, Чорногород), Черном море (Качибей, или Хаджибей, на территории нынешней Одессы), поселков, таможен. Качибей стал крупнейшим центром торговли хлебом с Византией. Но со смертью Витовта южная политика Литвы упадок, замки и поселки остались без военной поддержки, а все Причерноморья надолго стало Диким полем.

Такой поворот событий обусловила Кревская уния. Литвы с Польшей 1385 Как Литву, так и Польшу заставили к ней внешние обстоятельства. Польша чувствовала постоянное давление немцев на западе и севере, одновременно осознавая большие возможности для экспансии на восток, на просторы бывшей Руси. Тогдашний обладатель Литвы Ягайло (1348-1434) также искал внешней поддержки в борьбе со своими родственниками за трон.

Опасным соперником Ягайло был Витовт. Выходя с польской королевой Ядвигой, Ягайло пообещал обратить в католицизм всю Литву (ее часть уже была православной), самому стать католиком и “на вечные времена присоединить свои земли литовские и русские к Короне “. Литовские паны изначально подписали присяжные грамоты на верность Ягайло и Польши, и уже скоро осознали, что полякам говорится о ликвидации Литвы как отдельного государства, так решительно выступили против ” позорной неволи”. Оппозиция добилась провозглашения Витовта великим князем литовским 1392 Однако военная мощь Витовта была подорвана поражением украинского – литовско – белорусского войска от татар на Ворскле 1399 Он вынужден был заключить соглашение с Ягайло и признать его своим сюзереном.

Особенно враждебно к польских планов отнеслись украинские и белорусские паны, которые до пользовались равными государственными и общественными правами, а их вера везде встречала должное уважение. Уже Кревская уния предоставила боярам – католикам особые привилегии, а Городельская уния 1413 сравняла литовскую шляхту римского обряда с польской, и вовсе не вспоминала православную. Витовт, выступив поборником независимости Литвы, все-таки опирался только на литовских панов, поэтому украинские и белорусские вельможи вынуждены были искать другого предводителя.

Галицко - волынское государство

Галицко – волынское государство

Лицом, с которым украинские и белорусские бояре, и литовская оппозиция, связывали свои надежды, стал брат Ягайло Свидригайло (1355-1452), человек талантлив, яркая личность, однако неумелый политик, слишком страстный и зажигательный, что нанесло большой вред не только ему лично, но и украинскому делу. Свидригайло с молодых лет боролся против Ягайло и Витовта, опираясь то на немцев, то на московитов, за что Ягайло на 10 лет сослал его в Кременца. Там князь сошелся с украинским господами, которые в дальнейшем активно поддерживали все его планы.

После смерти Витовта литовские паны заставили Ягайло отдать великокняжеский трон Свидригайлова. Став великим князем, Свидригайло потребовал возвращения Литве Подолья, захваченного поляками сразу после смерти Витовта, и при поддержке украинских господ (Федька Несвижский, Богдана Рогатинского и др..) Начал войну против Польши. Свидригайлова войска осадили Смотрич, получили Збараж, Олесько, Кременец. Летом 1431 Ягайло с большим польским войском напал на Волынь, получил Владимир и подошел в Луцк. Благодаря хорошей железе и умелым действиям воеводы Юрши Луцк долгое время удачно отражал все штурмы поляков, а войско Свидригайло даже достаточно глубоко заходило в Галичину и Холмщину.

В конце между Литвой и Польшей было заключено перемирие, по которому западное Подолье с Каменец, Бакотой, Скалой, Червоногородом отошло к Польше, а восточное с Винницей и Брацлавом – в Литву. Волынь, которую пытались захватить поляки, в дальнейшем осталась под Литвой. Но среди литовских вельмож, недовольных усилением влияния украинской и белорусской знати в литовской политике, возникла поддержана поляками заговор против Свидригайло, и великим князем провозгласили Жигмонта, сына Кейстута. Вся Литва пошла по Жигмонт, а белорусские и украинские земли поддержали Свидригайло. Чтобы ослабить позицию Свидригайло, Ягайло и Жигмонт 1432 и

1434 обещали православным уравнять их в правах с католиками, что, конечно, повлияло на часть православных. Но наибольший удар украинскому делу, как и белорусской, нанесла неудачная битва под Вилькомиром 1435 Свидригайло, в войске которого были немцы, украинские и белорусские полки, потерпел сокрушительное поражение, много шляхты погибли, а 42 князья попали в плен. Белорусские города подверглись Жигмонт, и Свидригайло отступил на Волынь. Конце и волынские бояре потеряли веру в победу Свидригайло и осенью 1438, опасаясь, чтобы не попасть под власть Польши, подвергли Волынь Жигмонт. И Жигмонт, всемерно преследовал украинской и белорусское господа, не успел насладиться победой. Русские князья организовали заговор и 1440 убили в Троцкому замка (Тракай). Проявлением определенных уступок украинской знати было то, что хотя Свидригайло после убийства Жигмонта и не сделали снова великим князем (им стал Казимир Ягайлович), но оставили ему Волынское княжество, Киевское княжество отдали сыну Владимира Ольгердовича Александру, или Олелько, который уже считался его наследственным обладателем – ” Отчич “. Около 1454 киевский престол унаследовал его сын Семен и княжил в Киеве до своей смерти 1470 Семен Олелькович был последним князем, потому что после него Киевщина стала обычной литовской провинцией, во главе которой стояли литовские наместники. Так же и Волынь после смерти Свидригайло (1452) потеряла свою автономию и получила литовских наместников.

Ликвидация Волынского, а особенно Киевского (которое, несмотря татарскую руину, все-таки считалось стольным), княжеств, вызвала большое возмущение в Украине и заставила украинских господ искать нового союзника. Таким союзником для Украины могло стать Большое Московское княжество. Московия благодаря победам над татарами и централизаторским процессам в XV в. приобретала все больший авторитет и начала распространять свою территорию на все стороны, а особенно стремилась присоединить к себе древние земли Киевского государства. Среди господствующих слоев Московии в XIV -XV вв. возникла теория наследственности “Москвы от Киевской Руси, которая распространилась и среди украинской знати, особенно под влиянием антиукраинской политики литовских правителей.

Недовольные ограничениями своей роли в жизни страны украинские князья начали переходить на сторону Москвы. Эти процессы начались в 1470-1480 – х гг на севере Украины, в Черниговской. Первыми перешли в Москву князья Одоевские, Воротынский, Мосальские и др.. В 1481 г. украинские и белорусские князья даже организовали заговор, чтобы захватить литовский великокняжеский стол. Среди претендентов было три Ольгердовичи, которые имели на это все основания – Михаил Олелькович, Иван Гольшанский и Федор Бельский. Но заговор был раскрыт, и только Бельский успел бежать в Москву, а головы Олельковича и Гольшанского упали под топором палача. Неизвестно, насколько широким был круг заговорщиков, но тяготение к православной Москвы в последние десятилетия XV в. усилилось. Мелкие князья черниговской династии, подверглись в свое время Литве, сохранили за собой право свободного “отъезда ” к другому обладателя. Так, с изменением внутренней политики великих князей литовских они начали массово переходить в Москву. Литва пыталась сдержать этот процесс, а Москва использовала его как повод для вооруженной интервенции и захватила всю Сиверщину с Черниговом, Путивлем, Стародубом, Новгородом – Северским. Война за Сиверщину продолжалась с перерывами от 1501 до 1514 г., и по заключенному в конце миром Москва закрепила за собой еще и Смоленск и значительную часть Белой Руси.

Последнее отчаянным вспышкой национальной борьбы украинских и белорусских князей стало восстание под предводительством князя Михаила Глинского. Этот князь, молодости выехав в Западную Европу, получил там хорошее образование, а при дворах императора Максимилиана и князя Саксонии Альбрехта – славу и боевой опыт. В конце XV в. он вернулся в Украину, к родовому Глинская на Полтавщине, и отправился на двор тогдашнего обладателя Литвы Александра, где благодаря своим способностям и опыту скоро постиг высокого положения. Это позволило Глинскому вопреки воле литовской знати добиться для своих земляков руководящих должностей и, конечно, новых поместий. Но 1505 Александр неожиданно умер в молодом возрасте, и литовские вельможи с помощью нового обладателя Жигмонта начали преследовать Глинского и его выдвиженцев. Тогда Глинский решил отстаивать свои права силой, опираясь также на поддержку Москвы и Крыма. Очевидно, он собирался оторвать от Литвы хотя бы часть украинских земель и создать независимое княжество под московской превосходством, однако союзники украинского князя не выполнили своих обещаний, НЕ решилось на решительный шаг и местное боярство. И когда из Польши двинулось королевское войско Жигмонта, а из Литвы – литовское под руководством литовского гетмана Константина Острожского, Глинский вынужден был отступить к Московии.

Польша окончательно захватила Галичину только 1387 Ягайло, один из создателей унии Литвы с Польшей, в Галичине выступил сторонником польской колонизации. Он широко предоставлял польским вельможам и более мелкой шляхте земли, когда-то принадлежащие галицким боярам. Если раньше немецкое право господствовало только в крупных городах, включая незначительную часть населения, то теперь в Галичину хлынул сплошной поток колонистов, преимущественно поляков и немцев, как католики имели исключительные права на участие в городском самоуправлении, в занятиях ремеслами и торговлей. Магдебургское право получали маленькие города, а порой и села. Украинской в украинских городах становились бы незваными гостями, ютились по пригородам ” партачами ” (нецеховимы ремесленниками), которые сбывали свои изделия под угрозой штрафов и конфискаций.

Еще вчера православный, Ягайло взялся ревностно поддерживать католическую церковь. Как пишет польский хронист Ян Длугош, Ягайло, переезжая 1412 через Перемышль, чтобы похвастаться перед католическими духовными своим рвением, велел отобрать у православных Кафедральную церковь, выбросить из гробниц похороненных здесь древних князей перемышльских и посвятить церковь на костел. Латинские бискупства, кроме Львова, Перемышля и Холма, учреждаются и в новоприсоединенных землях – в Луцке, Каменце, Киеве.

В XV в. завоевания украинских земель происходило еще по линии колонизации и экономического использования. Но уже в 30- х годах, когда польское панство закрепилось в Украине, создается сплошная система эксплуатации этих земель. Ведущие слои польского общества, опираясь на всемерную поддержку государственной власти и католической церкви, пытались подорвать силы, способные сопротивляться их политике – денационализировать украинских господ, ослабить мещанство, разрушить православную церковь.

Едва ли не первым проявлением Этой государственной политики стало введение 1434 в русских провинциях польского права, организация польского административного и судебного устройства, шляхетского самоуправления. В Галичине было образовано три воеводства: Русское (Львовской, Галицкой, Перемышльской, Холмской и Сяницькои земель), Белзское (с буськ уездом), Подольское (Западное Подолье). Каждая земля получила земский и гродский суд, а кроме того гродские суды введены и в больших городах – Буске, Самборе, Стрые, Коломые, Теребовле, Городке, Красноставе, Скале, Летичеве, Жидачеве, Пшеворский. Помимо того устанавливались местные сеймики шляхты и Люблинский коронный трибунал.

Одним из союзников украинской стало православное Молдавское княжество, которое за господство Стефана Великого добилось полной независимости от Турции. Близкие украинским по вере, культурой и искусством молдавские румыны владели частью украинских земель (современной Буковины) и были не прочь присоединить к Молдавии еще и Покутья. Поэтому украинское движение на Подолье и Углу на переломе XV и XVI вв. значительной степени опирался на молдавскую помощь или хотя бы сочувствие.

Самый выступление в этих краях произошло 1490 – 1492 годов и связан с именем “какого-то Мухи с Валахии “, который поднял покутских крестьян и мелкую украинской шляхте, собрал девятитысячных войско и начал громить имения польской шляхты. Муха дошел до Галича и двинулся за Днестр, на Рогатин. Напуганная безумно польская шляхта взывала о помощи к королю, тот объявил посполитое движение, пригласил даже прусских рыцарей для борьбы с повстанцами. Но во время переправы Мухи через Днестр польском военные удалось нанести повстанцам удара. В крестьянском военные возникла паника, значительное количество восставших потонуло в Днестре, часть бросилась стороны. Муха части своего войска вынужден был отступить в Молдавию. За несколько лет он снова попытался поднять Покутья, но погиб из-за измены.

Поддержкой украинской шляхты пользовался и • молдавский господарь Богдан во время похода на Галичину 1509 После неудачи много шляхтичей вместе с Богданом отошли к Молдавии. Эти попытки украинского освободительного движения не удались по нескольким причинам: Молдавия должна слишком мало сил для борьбы с Польшей, украинские силы в Галичине угнетенные были еще тяжелее, чем в Литве, не имели опыта вооруженной борьбы. Галичане пошли другим путем.

Национальное движение в Галиции консолидировался в первые десятилетия XVI в. на попытках восстановить православную иерархию (с середины XV в. Галицкая митрополия была незанятой и ею руководили галицкий староста и львовский католический архиепископ). Главной движущей силой этого движения стали львовские православные мещане. Десятилетиями составляли они грош к деньгам, оплачивали юристов и писарей, искали при королевском дворе влиятельных вельмож. По подсчетам Грушевского, восстановления владычества стоило львовянам 450 волов. 1 от 1539 во Львове снова поселился православный владыка Макарий Тучапский (умер 1549), что способствовало оживлению национально – религиозного движения.

Поражение в войне с Москвой, постоянная угроза со стороны украинской знати, а также страшная внешняя опасность на южных границах со стороны татар еще больше активизировали усилия сторонников унии с Польшей. На Их сторону стали и мелкие литовские бояре, недовольные большой зависимостью от вельмож. Среди поборников государственной независимости Литвы осталась небольшая группа литовской и украинской знати. К тому же за унию решительно высказался и король Жигмонт (Сигизмунд) II Август (1548-1572). В 1569 г. он созвал общий сейм в Люблине. Польская шляхта выступила с проектом полной инкорпорации литовских провинций в Польшу, что вызвало резкий протест литовцев (с украинским и белорусами), и сейм затянулся на несколько месяцев. Чтобы склонить на свою сторону литовских депутатов, король в это время предоставил некоторые привилегии шляхте Волыни, Киевщины и Подолья, а непокорным пригрозил суровыми репрессиями. В конце уния, имела огромное значение для Польши, Литвы, Белоруссии и Украины, было заключено. Литва сохранила за собой право на свои государственный герб и печать, законодательство, министров, войско, финансы и администрацию. Зато общими становились обладатель, сейм и сенат, монета, внешняя политика, право землевладения на территории всего государства. Впрочем течение сейма был очень драматичным, литовские послы, протестуя против унии, покинули его, и акт унии был подписан без них. Дольше противились унии украинские князья – Александр Черторийский, Константин Вишневецкий, Богдан Корецкий и Константин Острожский. Но, несмотря на сильное сопротивление, Польше удалось захватить от Литвы Волынь, Подляшье и Киевскую. Литва сохранила за собой небольшую часть украинских земель – Брестскую землю и Пинский уезд.

Во главе колонизаторского похода в Галичину, впоследствии на Волынь, Киевщину, Брацлавщину, а после Люблинской унии и на Левобережье стали польские магнаты. Потоцкие, Жолкевские, Калиновски, Замойские, Сотрясении, Язловецкие, Конецпольские занимали огромные пространства малозалюдненои земли или сгоняли или подчиняли себе мелких владельцев. Таким образом в Украине образовывались крупные латифундии, настоящие провинции, неограниченная власть в которых принадлежала этим ” короленятам “, поскольку именно они были там воеводами, старостами, каштелянами. На службу в магнатов облаками сунула мелкая шляхта из Польши, становясь арендаторами, экономами, начальниками надворного войска.

И под Польшей украинская сообщество не прекращала постоянного сопротивления денационализацийним процессам и религиозной скорбях. Правда, Люблинская уния ухудшила общую ситуацию в Украине, но, как заметил Крип’якевич, ” при всех негативных последствиях дала по крайней мере одну пользу, что все украинские земли были связывающие в одно целое “, между ними не стало границы, следовательно, свободно могли развиваться общероссийские процессы.

Два века пребывания в составе Литовско -Русского государства имели положительное значение для населения Украины. Ибо хотя национально – политическую жизнь и не могло развернуться во всей полноте, Великое Литовское княжество все же развилось на основе традиций Киевской Руси. Фактическая власть на украинских землях принадлежала украинскому господам – потомкам русских князей и бояр, они оказали значительное влияние на политику Литвы. Литовский статут, сборник законов государства, базировался на законах Киевской Руси. Все делопроизводство и судопроизводство велось ” русской ” (украинский – белорусской) языке, украинский характер сохранили и города, управление в которых также мало национальный характер. Православная церковь, тесно связана с жизнью общества, долго занимала в Великом княжестве ведущее положение и успешно противостояла католицизму, проникавший в Литву.

Все эти обстоятельства давали украинским основания считать, что они живут в собственном государстве, что они равны другим народам. Эта уверенность своих сил давала им возможность становиться на защиту своих прав, порой прибегая к открытым выступлениям против обладателей, а вместе обязывала и к защите этого государства от внешних врагов, начиная от Грюнвальдской битвы 1410 и в ожесточенной борьбе с татарами под предводительством М. Глинского и К. Острожского в конце XV и в XVI в.

Непрерывные от Киевской и Галицкой Руси традиции государственности развились впоследствии в идеологии казачества. После Люблинской унии Украины потерпела мощной польской экспансии. Организованной государстве с агрессивной шляхтой, образованным и состоятельным мещанством, церковью, твердо и неуступчиво проводила свою политику, украинское общество могло противопоставить слишком слабые силы. Но, как отмечает Крип’якевич, “настолько сильны были основы древней культуры, что, опираясь на них, украинское гражданство сумело организовать отпор против польского наступления и в своих соревнованиях выявило чрезвычайную творческую энергию “.

Аналогичной была ситуация на Буковине и Закарпатье, которые в XIII -XIV вв. попали под власть Молдавии и Венгрии. Здесь фактором, способствовавшим сохранению украинства, была церковь.

Вместе с тем следует заметить, что уния в 1569 г. имела для Украины и определенное положительное значение: впервые за долгое время украинские земли объединились в одной, хотя и враждебной украинской, государстве. Оживились связи между отдельными украинскими краями, ускорилась колонизация Поднепровья, крестьяне Цолисся, Подолье и Волыни заселяли и осваивали богатейшие степные пространства (в XVI в. Волынь была людных частью Украины). Киев и Львов постепенно становились всеукраинскими центрами духовности и культуры. Дальнейшее национальный подъем было бы не совсем логично, если бы в конце XV в. в недрах украинского общества не зародилась сила, которая определила пути борьбы за независимость – украинское казачество.


Загрузка...

Похожие материалы:

  1. Культурные процессы в Украине в 20-е годы 20 века
  2. Филипп Орлик и конституция Украины
  3. Формирования многопартийности в Украине
  4. Послевоенные договоры 20-х pp. xx в. Вашингтонская конференция 1921-1922 pp. (12 ноября 1921 – 6 февраля 1922)
Оценка статьи:
1 звезда2 зведы3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Загрузка...
Теги: восстание Мухи, восстания Глинского, Галицкий, Кревская уния, Люблинская уния, С. Выдрыгайло, украинское казачество

Загрузка...

Навигация

  • Главная
  • Образование
  • Общество
  • Природа
  • Медицина
  • История
  • География
  • Экономика и финансы

Наши партнеры

1) Образовательные материалы для школьников и студентов;
2) Рефераты для студентов и школьников
3) реферати і лекції на українській мові.


При использовании материала ссылка на сайт обязательна. © 2013 Все права защищены