• Главная
  • Образование
  • Общество
  • Природа
  • Медицина
  • История
  • География
  • Экономика и финансы
Сборник рефератов
Сборник рефератов » История » Формирования многопартийности в Украине

Формирования многопартийности в Украине

Нарастание политической активности масс во второй половине 80 – х годов выдвинуло вопрос о создании организации, которая возглавила бы стихийный национально  – демократическое движение. В 1988 г. в Украине действовал ряд самодеятельных (так называемых неформальных) объединений, но ни одно из них не могло претендовать на лидерство. В среде «неформалов»созрела идея создать массовое движение вроде прибалтийских народных фронтов. Широкую поддержку эта идея нашла во Львове, где с инициативой создания Демократического фронта поддержки перестройки выступили различные силы  – Общество украинского языка, культурно  – просветительское Общество Льва, Украинский Хельсинский союз, горком комсомола. Идея получила одобрение на массовых митингах. Были попытки создания народного фронта и в других регионах («Народный союз содействия перестройке «в Киеве, “Народный фронт Украины содействия перестройке «в Винницкой и Хмельницкой), но эти организации не стали массовыми.

 

Осенью 1988 г. идея создания народного фронта обсуждалась в Союзе писателей Украины. Здесь возникла инициативная группа содействия перестройке. Подобная группа была создана в Институте литературы им. Т.Шевченко АН УССР. Впоследствии они объединились. 31 января 1989 общее собрание Киевской писательской организации одобрили предложенный инициаторами проект программы Народного руха Украины (НРУ). После этого писателей, участвовавших в разработке проекта (Ивана Драча, Юрия Мушкетика, Дмитрия Павлычко, Бориса Олийныка и других), пригласили в ЦК Компартии Украины, где попытались убедить в нецелесообразности создания НРУ. Но большинство (за исключением Б. Олейника) стояла на своем. По решению пленума СПУ 16 февраля 1989 проект Проирамы Народного движения Украины за перестройку был опубликован в «Литературной Украине “.

 

Этот проект был менее радикальным по сравнению с программами народных фронтов Прибалтики. В нем отмечалось, что «Движение признает руководящую роль Коммунистической партии в социалистическом обществе и представляет собой соединительное звено между перестроек ними идеями партии и инициативой самых широких народных масс”. Основной целью Движения провозглашалось “содействие партии в создании и функционировании такого демократического механизма, который служил бы развитию общества, основанного на настоящем народовластии и сбалансированной экономике”. Одной из задач в экономической сфере считалось «преобразования экономики Украинской ССР в действительно социалистическую… ”

Формирования многопартийности в Украине

Формирования многопартийности в Украине

 

Однако несмотря на умеренный характер основных положений проекта, компартийные органы, напуганные демократическими и самостийницкими процессами в Прибалтике, инспирировали против него кампанию острой критики. Особенно резко осуждалась идея экономического суверенитета республики, в которой видели линию, направленную на демонтаж единого народнохозяйственного комплекса СССР. Требовалось дать строгую оценку тем коммунистам, которые поддерживали инициаторов Движения. Некоторые партийные комитеты приняли решение о несовместимости членства в КПСС с участием в ячейках НРУ. Все это толкало сторонников Движения к переходу в открытую оппозицию к КПУ.

 

Весной 1989 г. начали возникать местные ячейки Руха. их созданию способствовало пробуждения активности масс на выборах в Верховный Совет СССР в марте – мае 1989 г. 7 мая было основано Львовскую региональную организацию НРУ, а в начале июля  – Киевскую.

 

В конце лета 1989 г. Движение объединял около 280 тыс. членов. 8 – 10 сентября в Киеве состоялся его учредительный съезд. Он принял Программу и Устав организации, в котором отмечалось, что «Народный Рух Украины за перестройку  – массовый общественно  – политическое движение республики, возник как проявление народной инициативы за коренное обновление общества”. Программа провозглашала главной мстою «построение в Украине демократического и гуманного общества, в котором будет достигнуто подлинного народовластия, благосостояния народа и условий для достойной жизни человека, возрождения и всестороннего развития украинской нации, обеспечение национально  – культурных потребностей всех этнических групп республики и создание суверенного украинского государства, которая будет строить свои отношения с другими республиками СССР на основании нового Союзного Договора “. Тезис о признании руководящей роли КПСС из программы исчезла, зато появилось новая формулировка: “Движение поддерживает принципы радикального обновления общества, провозглашенные XXVII съездом КПСС, XIX Всесоюзной партконференции Первым съездом народных депутатов СССР “, Программа, принятая учредительным съездом, была значительно радикальнее за проект, опубликованный 16 февраля 1989 Однако и в ней Движение все еще выступал за «обновленное социалистическое общество”.

 

Председателем НРУ единогласно избрали поэта Ивана Драча. Секретариат Руха возглавил Михаил Горынь. В руководящие органы вошли также Сергей Конев, Владимир Черняк, Владимир Яворивский, Вилен Мартиросян и другие.

 

За год, прошедший между первым и вторым съездами, Движение добился значительных успехов. На выборах в Верховную Раду Украины в марте – мае 1990 г. Демократический блок, стержнем которого был Движение, получил около четверти мандатов. Одновременно на базе Движения начали образовываться новые политические партии.

 

На собрании уже не было реверансов в сторону КПСС, социализма, нового союзного договора. Цель была сформулирована четко: выход Украины из СССР, отстранение КПСС от власти. «Только полный суверенитет украинского народа, полностью независимое Украинское государство соответствуют современному развитию мировой цивилизации “,  – заявил в своем докладе председатель Руха Иван Драч. Были сформулированы ближайшие задачи: создание условий для проведения выборов в Советы всех уровней на многопартийной основе, всенародных выборов Президента Украины, формирование коалиционного правительства народного доверия.

 

Собрание избрало Центральный провод Руха: председатель Руха Иван Драч, первый заместитель председателя, председатель Политического совета Михаил Горынь, до Провода вошли также Николай Поровский, Иван Заец, Лариса Скорик, Сергей Головатый и др..

 

В деятельности Движения было немало ошибок. Некоторые его деятели проявляли нетерпимость к другим точкам зрения, даже прибегали к экстремизму. Размножены в средствах массовой информации их высказывания порождали настороженное отношение к Движению части населения, особенно в восточных и южных областях Украины. Но в целом влияние Движения неуклонно рос. Он превратился в реальную силу, которая находилась в непримиримой оппозиции к КПСС и последовательно выступала за полную независимость Украины.

 

В конце 1989  – в начале 1990 г. на базе «неформальных «организаций и Движения начали образовываться новые политические партии, оппозиционные КПСС. Этому процессу способствовало изменение ст. 6 Конституции СССР, с которой были изъяты слова о «руководящей и направляющей «роли КПСС (март 1990 г.) В сентябре того же года Президиум Верховного Совета Украины приняла постановление «О порядке регистрации общественных объединений “, чем открыла дверь к многопартийности, а регистрация 5 декабря в Министерстве юстиции Украинской республиканской партии поставила эту многопартийность на практическую почву.

 

Учредительный съезд УРП, которая возникла на базе Украинского Хельсинского союза, состоялся 29 – 30 апреля 1990 в Киеве. 495 делегатов представляли 2300 членов УГС от 32 филиалов почти из всех областей Украины. Съезд принял программу СРП, провозгласившей главной целью создания Украинского независимого государства, утвердил Устав партии. Председателем партии был избран Левко Лукьяненко, за плечами которого 27 лет заключения по политическим статьям. Заместителями председателя стали Степан Хмара из Львовской области и Григорий Гребенюк из Донецкой. Съезд избрал Совет партии в составе 75 человек.

 

СРП  – определенно антикоммунистическая партия. Против КПСС была направлена ​​программное требование запрета деятельности политических организаций, руководящие центры которых находятся за пределами Украины и которые одновременно стремятся к власти в Украине. УРП требовала также национализации собственности КПСС в республике. Партия заявила, что признает только мирные средства достижения своей цели, как парламентские, так и внепарламентские  – до акций гражданского неповиновения. В программу СРП были включены требования демонополизации производства, перехода к рыночной экономике, приоритета экологии над экономикой, приведение законов Украинского государства в соответствие с международными нормами права, выхода Украины из военной системы СССР, создание профессиональной армии, провозглашения Украины безъядерной зоной.

 

На II съезде УРП (1 – 2 июня 1991 г.) чуть не произошел раскол между сторонниками умеренной линии Левка Лукьяненко, который выступал за парламентские методы борьбы, предполагал возможность сотрудничества с «суверен  – коммунистами «и радикально настроенными делегатами во руководством Степана Хмары, который отвергал любую возможность сотрудничества с коммунистами, призвал оппозицию немедленно покинуть Верховную Раду и поднимать народ на «мирную демократическую революцию “. Большинство делегатов поддержало Л. Лукьяненко, который был переизбран председателем СРП. Заместителями стали С. Хмара и А. Павлишин из Львова. Раскола удалось избежать, но противостояние сторонников Л. Лукьяненко и С. Облака сохранилось.

 

По политическим спектром справа от УРП расположились образованы в 1989  – 1990 гг украинское национальное партия, Украинская христианско  – демократическая партия, Украинская народно  – демократическая партия, Всеукраинское политическое объединение «Государственная самостоятельность Украины “. Пользуясь традиционным делением на «левых «”и «правых “, УНП, УНДП, УХДП и ДСУ можно отнести к праворадикальных партий. Для них характерен непримиримый антикоммунизм и радикальный национализм. Однако все эти партии оставались малочисленными и не имели заметного влияния. Это побудило некоторые из них к консолидации.

 

1 июля 1990 в Киеве состоялась I сессия Украинской межпартийной ассамблеи (УМА). В ней приняли участие представители 17 организаций, в том числе четырех партий: УНП, УНДП, Украинской крестьянской демократической партии (УСДП) и Республиканской партии Украины. Ассамблея пыталась воплотить в жизнь так называемый конгрессный путь к независимости, который предусматривал бойкот существующих государственных структур как колониальных, создание гражданских комитетов и регистрацию граждан Украинской Народной Республики. Сторонники этого пути считали, что когда зарегистрируется более 50 % населения УССР, это даст основание для созыва Национального конгресса граждан Украины, который станет парламентом независимого государства, отстранив от власти Верховный Совет УССР. Возглавил УМА лидер УНП Григорий Приходько.

 

Межпартийная ассамблея не стала широким объединением политических партий. Влиятельные оппозиционные организации  – Движение, УРП и другие  – скептически отнеслись к этой идее. Однако УМА развернула широкую деятельность по регистрации граждан УНР (на август 1991 было зарегистрировано около 5 млн. человек). Впоследствии УНДП, УСДП и УНП вышли из УМА, подвергнув острой критике «революционный национализм «ее руководства. Ведущую роль в организации стали играть национал  – радикалы из правого крыла Союза независимой украинской молодежи (СНУМ).

 

Межпартийная ассамблея продолжила деятельность под руководством Юрия Шухевича (сына командующего УПА), который вступил Г.Приходька. Весной 1991 г. УМА объединяла 10 небольших партий и общественно  – политических организаций крайнего правого направления.

 

В мае 1990 г. в Киеве на учредительном съезде Объединенной социал  – демократической партии Украины произошел раскол. «Правые “, которые были в большинстве, провозгласили себя Социал  – демократической партией Украины. Было заявлено, что члены СДПУ «не принимают традиционной социалистической идеи переустройства общества “, отвергают термин «демократический социализм “, решительно отрицают марксизм – ленинизм. Председателем совета партии избрали Андрея Павлишина, председателем правления  – Андрея Носенко. СДПУ так и не стала влиятельной партией. Впоследствии некоторые ее члены, в частности А. Павлишин, вышли из партии, присоединившись к Партии демократического возрождения Украины. На втором съезде (1991 г.) партию возглавил народный депутат Украины А. Сугоняко.

 

Фракция левых объявила о создании Объединенной социал  – демократической партии Украины. ОСДПУ базировалась на принципах демократического социализма, рассматривая его не как модель, а как процесс, при котором обеспечиваются демократические свободы и конкуренция различных форм собственности. Председателем совета ОСДПУ стал А. Алин. Влияние ОСДЦУ был еще меньше, чем СДПУ. Второй съезд (29 – С июня 1991 г.) избрал председателем партии народного депутата Украины В. Московку.

 

В июне 1990 г. в Киеве состоялся учредительный съезд Украинской крестьянской демократической партии. В проекте ее программы, который еще в марте 1990 г. опубликовала “Литературная Украина “, говорилось о “построении украинской народной государства демократического социализма “, о «обновленной федерации «советских республик. Но за время, истекшее до съезда, состоялась радикализация программных положений. В принятой съездом программе главной целью УСДП признано построение «независимого самостоятельного Украинского народного государства “, где «утвердятся различные формы собственности, рыночная экономика “. Подчеркивалось также, что УСДП является партией не только одного класса, а всего народа Украины. Называя себя крестьянской, партия только декларирует насущную необходимость решения аграрных проблем. Лидером партии стал писатель Сергей Плачинда.

 

В марте 1990 г. на заседании Большого Совета Движения несколько его руководителей (И. Драч, Д. Павлычко, Яворивский) заявили о своем выходе из КПСС и о формировании инициативного комитета для образования Демократической партии Украины. 14 мая инициативная группа приняла Манифест, подготовленный бывшим политзаключенным Ю. Бадзьо. Манифест провозгласил, что Демократическая партия закономерно прилегает к мировому социал  – демократического движения, продолжает традиции украинской социал  – демократии. Одновременно отмечалось, что категории «социализм «и «капитализм «устарели, отвергался марксизм.

 

Первый съезд ДемПУ состоялся в Киеве 15 – 16 декабря 1990 Съезд утвердил программные принципы и устав партии. Главной целью провозглашалось “достижение государственной независимости Украины и построение в ней демократического и гуманного общества”. В программных принципах подчеркивалось, что «путь к государственной самостоятельности невозможно без демонтажа самодержавия КПСС как инструмента колониального гнета и тоталитаризма, без выхода Украины из СССР “. ДемПУ поддержала идею превращения СССР в снг. В области экономики партия выступала за национализацию общесоюзной собственности, создания рыночной экономики, приватизации значительной части государственной собственности, в том числе земли, в социальной политике  – за создание государства, гарантирует социальную защищенность человека. Председателем Национального Совета ДемПУ был избран Юрий Бадзя.

 

28 – 30 сентября 1990 г. в Киеве состоялся учредительный съезд Партии зеленых Украины. Партия образовалась на базе экологической ассоциации «Зеленый мир “, существовавшей с октября 1989 Однако создание ПЗУ не означало трансформации «Зеленого мира «в партию, ассоциация продолжила свою деятельность.

 

Экономисты метко назвали нашу экономику «самоедская “, потому что она в основном сама потребляла то, что производила.

 

Экономика республики все острее чувствовала натиск низкодоходных и убыточных добывающих отраслей  – угольной, железорудной, черной металлургии. Инвестиции централизованно направлялись преимущественно на обеспечение ускоренного развития атомной энергетики, обновление военно  – промышленного комплекса, строительство малоэффективных водохозяйственных объектов и т.д..

 

Вследствие медленных темпов модернизации и реконструкции предприятий быстро старели основные фонды. В частности, в 1990 г. их износ в промышленности составляла около 50 %, в ​​том числе в химической и нефтехимической промышленности  – 55, в металлургии  – 60 %. Низким оставался уровень механизации и автоматизации производства. В конце 80 – х годов ручным трудом в промышленности было занято 34,5 % рабочих, в строительстве  – 55, а в сельском хозяйстве  – более 70 % крестьян.

 

Практически каждое украинское предприятие имело разветвленные производственные связи с партнерами в разных концах Советского Союза. Например, Львовскому автобусному заводу комплектующие детали поставляли 580 предприятий из 13 союзных и автономных республик. Украинская промышленность сознательно была поставлена ​​в зависимость от имперской распределительной системы.

 

Учитывая выгодное географическое положение, наличие транспортных артерий и рабочей силы и как бы предчувствуя возможную суверенизацию Украины, Москва «скачала «из республики почти все ее природные богатства  – нефть, газ, лес, руды, серу, значительную часть угля. Ежегодная добыча более миллиарда тонн полезных ископаемых сопровождался выбросом на поверхность 2,5 млрд. т горных пород, усугубляло и без того крайне сложную экологическую ситуацию.

Зависимость Украины от центра была закреплена в союзном финансовом законодательстве. Заложенный в нем принцип был прост: в союзный бюджет изымается основная масса доходов, а затем распределяется вне связи с удаленной суммой, результатами производственной деятельности и размерами потребления. Так, в 1990 г. только 36,2 % расходов государственного бюджета Украины покрывались собственными доходами, остальные  – перераспределением общесоюзных.

 

Тоталитарная советская система довела до полного упадка и сельское хозяйство Украины. О разрушениях села говорят следующие факты: Украина имела самый высокий в мире уровень распаханности сельскохозяйственных угодий  – 82 % (в США  – 16, в Европе  – 30, в СССР  – 37%). В общем, 1985 пашня занимала 57 % всей территории Украины, а в степной зоне  – 73, тогда как в СССР  – 10%. За счет эрозии республика ежегодно теряла почти 600 млн. т плодородной почвы. Вследствие истощения земли содержание гумуса в черноземах уменьшился с 17 до 3%. За годы колхозного хозяйствования испорчено 60 % черноземов, 10 млн. га пастбищ, 1 млн. га черноземов затоплены «морями «Днепра, от нерационального индустриального строительства Украины ежегодно теряла 100 тыс. га черноземов. Тысячи гектаров украинской земли отбирали нефте  – и газопроводы, высоковольтные магистрали, проложенные в западные страны. Центр за них получал твердую валюту, а Украина  – убытки. 90 % территории республики отравлен нитратами, отходами атомной и химической промышленности.

 

Систематическое обезлюдения села, низкая культура земледелия, некомпетентность значительной части руководящих кадров, слабое материально  – техническое обеспечение, отсутствие достаточных фондов воспроизводства производства, низкая производительность труда и фондоотдача  – вот выразительные признаки деградации сельского хозяйства. А к этому необходимо добавить еще и массовое разворовывание продукции, плохие условия ее хранения, значительные потери урожая. Треть выращенного не доходило от поля до потребителя.

Формирования многопартийности в Украине

Формирования многопартийности в Украине

 

Колхозно  – совхозная система, как показала жизнь, оказалась бесперспективной. Она была лишена движущих сил саморазвития.

 

Политический и экономический кризис не могла не сказаться на социальной сфере  – По состоянию на 1988 уровень жизни жителей Украины был значительно ниже не только по сравнению с Россией, но и с СССР в целом.

 

Среднемесячная заработная плата рабочих и служащих, руб Среднемесячная денежная оплата труда колхозников, руб. Общий объем розничного товарооборота государственной и кооперативной торговли на одного жителя, руб. так и осталось бумажной декларацией и многолетней мечтой. В 1991 г. только в городских поселениях более 2,5 млн. семей находилось на квартирном учете, в частности в самом Киеве 211 тыс.

 

Переписи населения, начиная с 1959 г., свидетельствуют постоянное ухудшение демографической ситуации в Украине. Так, в 1980 – 1990 гг естественный прирост населения снизился почти в пять раз. За рождаемостью 1990 республик; занимала последнее  – 15 – е место, по смертности вместе с Эстонией  – второе в СССР. Эти тенденции приобрели признаки закономерности и очень тревожными. Ведь они характеризуют не только народовидтворення, но и социально  – экономические, экологические, психологические, медицинские и другие условия. 80 % детей Украины  – больные. Чернобыльская катастрофа усугубила опасность массовых заболеваний. В городах с развитой химической промышленностью в каждых двух из трех детей наблюдалась аллергия. Каждый седьмой  – девятый ребенок появлялась на свет с врожденными пороками. До 30% детей шестилетнего возраста по состоянию здоровья не были готовы к обучению в школе. По продолжительности жизни в начале 90  – х годов Украина занимала 32 – е место в мире, а по уровню детской смертности  – одно из первых.

 

В течение последних десятилетий в Украине значительно ухудшилась экологическая ситуация. Объективно это повлекло наличие значительных топливных, минерально – сырьевых ресурсов, химического производства, атомной энергетики. Занимая менее 3 % территории СССР, республика производила почти пятую часть общественного продукта. Ориентация на тяжелую промышленность привела к загрязнению земли, воды и воздуха Украина в 10 раз большего, чем СССР в целом. Безграмотное, бесконтрольное использование ядохимикатов в сельском хозяйстве привело к заражению и отравления больших площадей, нанесло ущерб рекам, озерам, животному и растительному миру.

 

Особенно критическим было состояние воздушной среды. Ведь промышленные стационарные источники и автотранспорт ежегодно выбрасывали в атмосферу 17,5 млн. т вредных веществ, или по 336 кг токсичных соединений на одного жителя республики. Упомянутый показатель в Беларуси составлял 120 кг выбросов на человека, Молдове  – 110, Литве  – 70 кг. При этом уровень улавливания вредных отходов в Украине (75%) далек от мировых стандартов.

 

Очень обострилась проблема водообеспечения. Запасы воды в Украине достигают 97,3 км (в засушливые годы  – 66), использовалось  – 37, в том числе 17  – безвозвратно. Вследствие бесхозяйственности исчезло 20 тыс. рек, 800 сел лишены питьевой воды. Одновременно в водоемы ежегодно похоже 5 млн. т солей и 190 млн. м3 навозных стоков животноводческих ферм. Туда же сливалась почти половина ядохимикатов и удобрений с полей. Угроза нависла над Днепром: 65 % его годового стока использует промышленность (при допустимой границы в 20 %). Умирает Черное морс. В Азовском содержание болезнетворных бактерий увеличился в миллион раз.

 

Крайне осложнил ситуацию и возбудила неустойчивую экологическое равновесие Чернобыльская катастрофа. 26 апреля 1986 в 1 ч 23 мин произошла крупнейшая в истории человечества авария на атомной электростанции. Власти пытались засекретить эту трагедию: не было введено чрезвычайного положения, не предупрежденный жителей об опасности радиоактивного облучения. В Киеве даже состоялась первомайская демонстрация. Отсутствие информации, средств защиты привели к массовому заражению людей, особенно «ликвидаторов «катастрофы. На 15 августа 1984 поступило более семи тысяч сообщений о смерти спасателей, а всего «ликвидаторов «насчитывается 600 тыс. аварии на ЧАЭС выведены из оборота 5 млн. га земли, в том числе 3,5 млн. га угодий. Существенно загрязнена радионуклидами древняя украинская земля. Значительная часть Полесья стала непригодной для проживания на века.

 

Глобальная социально  – экономический кризис советского общества поставила вопрос: как жить дальше ? что делать ? Сначала горбачевское руководство решило ограничиться «ремонтом “, «обновлением «советской системы. Предлагалось прибегнуть к интенсификации производства, широко использовать хозрасчет. Однако оздоровить экономику старыми директивными методами не удалось. В середине 1987 пришли к выводу о необходимости перестройки общества, в частности, перехода на экономические методы управления хозяйством. Очередную экономическую реформу назвали радикальной. В апреле 1988 г. Верховная Рада УССР приняла генеральную схему управления народным хозяйством. Было ликвидировано 14 министерств и ведомств, 103 республиканские органы управления, 83 организации среднего звена, почти половину управлений и отделов в аппарате министерств и ведомств. С мстою активизации интереса производителя к результатам труда началось внедрение таких форм хозяйствования, как бригадный и семейный подряд, предоставление земли в аренду, организация кооперативов и т.д.. Это частично способствовало раскрепощению человека, его инициативы и деловой активности. Но попытки осуществить «обновления»обанкротившейся системы без ломке старых командно  – административных структур, изменения форм собственности, внедрения рыночных отношений не давали желаемых результатов.

 

Уже в 1988 – 1989 гг стало очевидным, что перестройка тормозит, а “ускорение»привело к еще большему спаду производства. Старые производственно  – экономические связи разрушились, а новые «перестроечные «не начали функционировать. Это обусловило беспорядок в межотраслевых отношениях, осложнило экономические отношения между республиками, областями, предприятиями. В 1990 г. стагнация экономики переросла в тяжелый кризис. Товарный голод, тотальный дефицит усиливали социальное напряжение в обществе.

 

Недовольство рабочих ухудшением своего положения, отказом от политических и экономических реформ, усилением влияния мафиозных кланов и группировок, а главное  – отсутствием декларируемого права быть хозяином производства  – все это привело к забастовкам, первая мощная волна которых прокатилась Украине летом 1989 г. их инициаторами стали шахтеры. Забастовка охватила 182 шахты республики и длился 16 дней. Горняки Донбасса, Павлограда, красногрудые и Нововолынска, как и их коллеги из Кузбасса, Воркуты, Караганды, других угольных бассейнов СССР, решительно заявили о своих требованиях. Они выразили недоверие правящим кругам центра и республики. К шахтерам присоединились сотни тысяч рабочих других профессий, студенчество. Выступления шахтеров начались как типичный экономический забастовку, сопровождавшийся позже требованиями общеэкономическими (юридическая самостоятельность предприятий, плюрализм форм собственности и др.).. Эффективным средством давления на власть были длительные митинги бастующих перед горкомами КПУ и исполкомами Советов. Самоорганизация горняков оказалась в образовании 17 августа 1989 Региональной союза забастовочных комитетов Донбасса (РССКД).

 

Забастовки шахтеров вошли в историю перестройки как один из решающих ее моментов, как строгое предупреждение консервативным силам, не собирались осуществлять кардинальные изменения в обществе. Правительство вынуждено было заключить с бастующими соглашение, которым обязался удовлетворить их главные требования. Это было начало нового этапа демократизации общества.

 

Шахтеры Украины добились увеличения заработной платы, появился закон о пенсионном обеспечении. Но выступления рабочих имели и негативные последствия. Только в Донецкой области прямые убытки от летних забастовок 1989 составили почти 80 млн. руб. Не было добыто 1,69 млн. т угля. Ухудшилось финансовое положение шахтерских коллективов, сократился бюджет области.

 

Особенностью забастовочного движения следующего 1990 была его политизация и расширение сферы влияния. В частности, шахтеры начали налаживать контакты с национально  – демократическим движением. Июльский политический забастовку горняков поддержали около 60 % предприятий и организаций Тернополя, транспортники Киева, металлурга Горловки, рабочие Львова, а всего в республике  – 256 трудовых коллективов. Среди требований  – вывод парткомов с предприятий, национализация имущества КПСС, отставка правительства, деполитизация правоохранительных органов. В октябре забастовки с политическими требованиями охватили 360 предприятий Украины. В них приняло участие 180 тыс. человек, в том числе почти 45 тыс. студентов.

 

В марте 1991 г. по Украине прокатилась новая волна забастовок. Начали их снова шахтеры. Если забастовки 1989 возникли стихийно, то выступления марту – апрелю 1991 были организованы етрайккомамы с ультимативными политическими требованиями. Они охватили сотни предприятий и сотни тысяч рабочих. Кроме экономических из среды требований шахтеров  – предоставление Декларации о суверенитете Украины статуса конституционного закона, обеспечения реальной независимости всех республик СССР, отставка союзного и украинского правительств.

 

В июне 1991 г. в Киеве состоялся 1 съезд Всеукраинского объединения забастовочных комитетов (ВОСК). Предложение о создании на базе воска рабочей политической партии не нашла поддержки среди делегатов съезда. Его участники переименовали свою организацию на Всеукраинское объединение солидарности трудящихся (ВОСТ) и заявили о намерении добиваться разгосударствления и приватизации предприятий, передачи их в собственность, работающих. Съезд выдвинул также ряд политических: выход Украины из состава СССР, роспуск КПСС, КПУ и Верховного Совета РСФСР, подготовка нового закона о выборах и другие.

 

Забастовочные комитеты, в частности на востоке Украины, пришли к пониманию, что без изменения форм собственности рассчитывать на улучшение экономического положения. И, соответственно, выдвинули политические требования, основная из которых  – независимость Украины.

 

Забастовочная борьба конца 80  – х  – начале 90  – х годов разоблачила тщательно скрываемый исторический парадокс: «господствующий «рабочий класс, 1917 якобы установил свою диктатуру, через семь десятилетий решительно выступил против нее и ее выразителей в лице КПСС, Советов и других властных структур. Одновременно забастовки обнаружили противоречия между необходимостью коренного реформирования страны и неспособностью перелицованной консервативной бюрократии осуществить рыночные преобразования.

 

Экономический кризис неизбежно вела к кризису политической, которая и взорвалась в Украине осенью 1990

 

Непоследовательные и половинчатые реформы только углубили хозяйственный расстройство, вызвали рост социальной напряженности, а это в свою очередь вызвало политическую конфронтацию. Оппозиция в украинском парламенте обвинила правительство в том, что он не придерживается Декларации о государственном суверенитете, не принимает мер для вывода республики из кризиса.

1 октября 1990 открылась вторая сессия Верховного Совета УССР. Депутат С. Консв зачитал обращение Ассоциации демократических Советов народных депутатов и демократических блоков в Советах, в котором были сформулированы требования отставки Председателя Верховной Рады Л. Кравчука и Председателя Совета Министров В. Масола, отказа от подписания навязываемого М. Горбачевым нового союзного договора в любой форме, предоставления Декларации о государственном суверенитете Украины статуса конституционного акта, роспуска КПСС и национализации ее имущества и др.. ЗО сентября, I и 2 жовтйя в Киеве проходили массовые митинги и манифестации под лозунгами “Нет  – союзному договору ! “. Попытки организовать всеукраинский политический забастовка не получили массовой поддержки. Большинство Верховной вечевой отказалась рассматривать требования оппозиции.

 

В этот момент в борьбу включилась новая политическая сила  – студенты. 2 октября на площади Октябрьской революции в Киеве, которую оппозиция начала называть площадью Независимости, появился палаточный лагерь студентов, объявивших политическую голодовку. Они выдвинули требования отставки В. Масола, назначения новых выборов на основе многопартийности весной 1991 г., принятие постановления о национализации имущества КПСС и ВЛКСМ на территории Украины, отказа от подписания союзного договора, возвращения в Украину всех ее граждан, проходящих срочную военную службу по пределами республики. Голодовка длилась до 17 октября, в нем приняли участие сотни студентов. В поддержку голодающих состоялись студенческие голодовки, забастовки и манифестации в Киеве, Львове и других городах.

 

И парламентское большинство пошатнулась. 17 октября Верховная Рада приняла постановление, которая удовлетворяла основные требования студентов. Было решено провести

 

1985 референдум по вопросам доверия Верховной Раде УССР и по его результатам решить вопрос о проведении новых выборов на многопартийной основе до конца года (это решение так и не было выполнено); обеспечить прохождение срочной службы гражданами Украины вне республики только по их добровольному согласию; создать временную комиссию по проблеме национализации имущества КПСС и ВЛКСМ и рассмотреть этот вопрос на сессии; считать преждевременным заключения союзного договора до принятия новой Конституции республики; принять отставку В. Масола. С целью создания правовой основы для выполнения постановления предусматривалось до 30 ноября привести действующую Конституцию УССР в соответствие с положениями Декларации о государственном суверенитете Украины, принять ряд законов. Итак, борьба студентов закончилась победой. Но это был последний крупный успех оппозиции 1990

 

14 ноября Председателем Совета Министров УССР стал Витольд Фокин, который перед тем работал председателем Госплана УССР. По Фокина голосовала и большинство, и часть Народного совета. Однако примирение не состоялось.

 

В тот же день Верховная Рада дала согласие на привлечение к уголовной ответственности народного депутата СССР Степана Хмары  – активного деятеля крайней оппозиции. “За»голосовали 240 депутатов, что дало повод отныне называть коммунистическое большинство “группой 239 +1″. Облако был обвинен в насилии в отношении работника милиции полковника Григорьева. Оппозиция расценила инцидент как заранее спланированную провокацию. Арест С. Облака стал началом длительного кризиса в Верховной Раде.

 

Парламентское большинство отклонила идеи приватизации, которые Народный совет соревновалась включить в проекты законов «О собственности «и «О земле”. Опасаясь, что Народный совет путем бойкота может сорвать работу парламента, большинство добилась изменения регламента, которая позволяла принимать законы даже без наличия двух третей парламентариев. Некоторые ожидали, что оппозиция покинет Верховную Раду, но Народный совет осталась в парламенте, ограничившись заявлением, требовала освобождения С.Хмары или, как минимум, гласного ведения следствия и открытого судебного процесса с возможностью привлечь компетентных адвокатов, в том числе зарубежных. Лишь четверо членов радикального крыла оппозиции во главе с В. Чорновилом покинули сессионный зал «в признании недействительным сфабрикованного голосования 14 ноября и освобождения из – под ареста народного депутата Степана Хмары “. Только 5 апреля 1991 по ходатайству 169 народных депутатов Украины и под натиском забастовки шахтеров Верховный Суд УССР освободил Облако из – под стражи. Но недолго пришлось народному депутату пробыть на свободе. 12 апреля он был арестован в Донецке по обвинению в организации несанкционированных митингов. Этот инцидент вызвал новую парламентский кризис. После того как парламентское большинство не поддержало предложение Народного совета об отмене разрешения на арест С. Облака, последняя в знак протеста покинула партер и расположилась на балконе в качестве наблюдателя. Депутаты оппозиции вернулись на свои места только 9 мая, когда Верховный Суд УССР освободил С Облако на время судебного процесса. Суд над Облаком начался 14 мая и продолжался вплоть до провозглашения независимости Украины. Уголовное преследование Облака и его коллег было прекращено по амнистии 25 августа 1991

 

Демократизация общества в Украине происходила в условиях активного сопротивления коммунистической номенклатуры. Еще осенью 1990 консерваторы решили перейти в контрнаступление. 29 ноября внеочередная сессия Львовского областного Совета народных депутатов констатировала угрозу антидемократического переворота. С целью защиты от его последствий по инициативе НРУ и центристских партий на сессии образовался Комитет гражданского согласия.

 

Настоящую войну был решен против новой установленных памятников героям национально  – освободительной борьбы и павшим во второй мировой войне. Члены Студенческого братства Львова возле с. Ясеней Бродовского района раскопали большое количество останков погибших воинов дивизии «Галичина»и перезахоронили их на горе Жбыр неподалеку от села. На Моголи 26 мая 1991 был установлен памятник. С мая Львовский обком КПУ в шифротелеграми в адрес ЦК КПСС и ЦК КПУ просил обратить на этот факт внимание Министерства обороны СССР, правоохранительных органов и партийных средств массовой информации. А ночью 18 июня мощными взрывами памятник был уничтожен.

 

14 июня 1991 в с. Зашкив Жолковского района Львовской области на родине Евгения Коновальца был торжественно открыт его памятник и дом  – музей. Ночью 10 июля вооруженные автоматами диверсанты из замаскированными лицами заблокировали охранников памятника и под прикрытием автоматного огня взорвали его.

Формирования многопартийности в Украине

Формирования многопартийности в Украине

 

Такая же участь постигла и памятник Степану Бандере в его родном селе Старый Угринов Калушского района Ивано  – Франковщине. Взорванный впервые 30 декабря 1990 вскоре после установки он, только что открытый повторно, подвергся нападению вооруженных людей по аналогичному сценарию той же ночью 10 июля 1091 автоматные очереди был ранен один из охранников памятника члена СНУМ Василия Максимчука, другой избит, а памятник разрушен взрывчаткой.

 

Несколько раз обливали краской камень, заложенный на месте будущего памятника Степану Бандере в Дрогобыче, дважды сжигали могилы Василия Стуса, Юрия Литвина и Олексы Тихого в Киеве, выбивали окна в квартирах активистов Движения и СРП.

 

Сохраняя контроль над средствами массовой информации на большинстве территории Украины, партийные структуры прибегали к морально  – психологического давления и откровенных угроз, искажение исторических фактов и обилнизання преступлений режима, ограничения правдивого слова и закрытия популярных телепрограмм, дискредитации преобразований на западе республики и прямого саботажа экономических реформ.

 

Кроме опасности слева, стремление вернуть общество в коммунистическое «благоденствие «молодая демократия испытывала атак дело, со стороны людей, абсолютизировали национальное в противовес общечеловеческом, гуманистическом, механически переносили отжившие лозунги, идеи, формы и методы деятельности в новейшее время, на другой социальный грунт. Львовская областная Рада 1 июля 199 ] г. приняла заявление, в котором отметила, что действия правых радикалов дают почву для лживой тезиса о фашизации украинского общества в западном регионе и склонность его к национал  – тоталитаризма. Совет решительно отмежевалась от любых попыток “реанимации тоталитарных идеологий и вживленая соответствующих им политических структур в современную жизнь “.

 

«Суверенизация «союзных республик напугала имперскую бюрократию, благоденствие которой было неразрывно связано с существованием унитарного государства. С начале 1991 г. наблюдались попытки проимперских сил перейти в контрнаступление.

 

В январе 1991 г. весь мир всколыхнули события в Вильнюсе, где произошла попытка государственного переворота с помощью советских войск, в результате чего погибли 13 человек. 14 января Президиум Верховного Совета УССР заявила, что она поддерживает законно избранные органы государственной власти в республиках и стоит на позиции, что любые насильственные действия против национальной государственности со стороны политических партий, общественных и других группировок являются противозаконными… считает недопустимым использование на территории любой республики военной силы для решения внутриполитических и конфликтов без согласия законных органов власти республики ”. Еще решительнее вооруженное вмешательство в политическую борьбу в Литве осудила Народный совет. Близость позиций Народного совета, Президиума Верховного Совета и Председателя Верховной Рады Л. Кравчука в эти тревожные дни открыла путь к большему взаимопониманию между ними.

 

Опасность имперско  – коммунистического путча заставила демократические силы разных республик консолидироваться. 26 – 27 января 1991 по инициативе ПДВУ, Республиканской партии Российской Федерации и Объединенной демократической партии Беларуси в Харькове состоялась учредительная конференция межреспубликанского политического блока «Демократический конгресс»(ДК). В его состав вошли 42 партии и движения с 13 республик СССР. Демконгрес провозгласил главной задачей «мирную ликвидацию тоталитарного режима, демонтаж в цивилизованной форме имперских унитарных структур, создание суверенных демократических государств”. В «Совместной декларации «участники ДК предложили отбросить навязываемый центром проект союзного договора и приступить к подготовке же республиками договора о содружестве суверенных государств. Председателем Консультативного совета ДК избран один из лидеров ПДВУ А. Емца.

 

Активизировались сепаратистские силы в Украине. В южных областях действовал комитет «Демократического союза Новороссии и Бессарабии “. его руководитель О.Сурилов заявил о необходимости создания «независимой Республики Новороссии «на основе «новой этнической общности на юге Украины  – Новорос “. В Донбассе звучали предложения восстановить Донецко  – Криворожская республика, существовавшая в начале 1918 г. В Закарпатье Общество карпатских русинов пропагандировало взгляды о существовании особого народа  – подкарпатских русинов, который якобы не масс ничего общего с украинским. На этом основании общество требовало автономии для Закарпатья. В Крыму, где у власти оставались консервативные круги, состоялся референдум по восстановлению автономии. Крымские татары бойкотировали его, считая, что их национальные права проигнорированы. Однако 12 февраля 1991 Верховная Рада Украины приняла закон «О восстановлении Крымской Автономной Советской Социалистической Республики “. Сепаратистские тенденции использовались проимперскими силами для обоснования необходимости “единого и неделимого Союза”.

 

Стремясь сохранить унитарное государство, М. Горбачев решил опереться на «глас народа “. 17 марта 1991 г  – , согласно решению Верховного Совета СССР, в стране состоялся референдум по сохранению Советского Союза. Этому событию предшествовал бурное обсуждение в Верховной Раде УССР. При этом впервые оказались противоречия внутри «группы 239 +1 «между «суверен  – коммунистами “, возглавляемыми Л. Кравчуком и И. Плющ, и сторонниками неделимого Союза. В результате взаимодействия группы Кравчука с оппозицией было решено одновременно с всесоюзным референдумом провести республиканский опрос. Избирателям было предложено ответить на вопрос:

 

1. “Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности ? “(Всесоюзный бюллетень).

 

2. “Согласны ли Вы с тем, что Украина должна быть в составе Союза Советских Суверенных Государств на основе Декларации о государственном суверенитете Украины ? «(Республиканский бюллетень).

Кроме того, по решению «Галицкой ассамблеи»(совместной сессии трех областных Советов) во Львовской, Тернопольской и Ивано  – Франковской областях был еще третий бюллетень, который предлагал избирателям выразить свое отношение к полной независимости Украины.

 

Борьба вокруг референдума продемонстрировала отсутствие единства в рядах оппозиции. Народный совет, руководство Руха, ДемПУ, ПДВУ и другие призывали отвечать «нет»на вопрос союзного бюллетеня и “да»на вопрос республиканского. Зато СРП и провод Львовской краевой организации Руха призвали отвечать «нет»в обоих случаях и поддержать только галицкий бюллетень. УМА вообще объявила бойкот референдума.

 

Руководство КПУ сначала выступало в поддержку только союзного бюллетеня, но впоследствии изменило тактику, призвав ответить «да»на вопросы и союзного и республиканского бюллетеней.

Во всесоюзном референдуме и республиканском опросе 17 марта приняло участие 83,5 % избирателей, из которых 70,5 % проголосовали за сохранение СССР, а 80,2 % ответили “да»на вопрос республиканского бюллетеня. В трех западных областях вне конкуренции был «галицкий «бюллетень «Против «обновленной федерации «проголосовали Львовщина, Тернопольщина, Ивано  – Франковская и Киев. Большинство избирателей столицы предпочли республиканском бюллетеня.

 

Такой результат больше устраивал сторонников линии Кравчука, которые отныне могли ссылаться на волю 80% избирателей, проголосовавших за союз суверенных государств. Руководство КПУ тоже в основном была удовлетворена, отмечая 70% голосов, поданных за “обновленной федерации”. Однако результаты референдума в Галичине и Киеве свидетельствовали о постепенном изменении настроений населения республики в пользу независимости.

 

В течение апреля – июня Верховная Рада приняла ряд важных законов и постановлений. 18 апреля 1991 Фокин был избран премьер – министром СССР. Он предложил новую структуру правительства  – Кабинета Министров. В июне новый состав правительства был утвержден Верховной Радой, но некоторые кандидатуры оппозиции были отклонены.

 

В мае 1991 г. Верховная Рада обсуждала концепцию новой Конституции Украины. Проект, подготовленный конституционной комиссией во главе с Л. Кравчуком, по многим пунктам совпадал с позицией Народного совета: предполагалось, что Украина станет президентской республикой с двухпалатным парламентом, президента масс выбирать весь народ, предлагалась название государства  – Республика Украина, не упоминалось об обязанности «обязательна вхождения в состав Союза ССР. Парламентское большинство выступила с критикой проекта конституционной комиссии и выдвинула свой проект. Коммунисты настаивали на сохранении названия Украинская Советская Социалистическая Республика, советской системы государственного управления, на ограничении прав президента, на записи в конституции о вхождении УССР в состав СССР.

 

В начале июня 1991 парламент сделал очередной шаг к независимости, приняв постановление “О переходе в юрисдикцию Украинской ССР государственных предприятий и организаций союзного подчинения, расположенных на территории республики”.

 

Между тем в Ново – Огареве под Москвой проходили переговоры руководителей девяти республик, включая Украину, с Президентом СССР М. Горбачевым о содержании нового союзного договора  – так называемый “новоогаревский процесс”

 

23 апреля 1991 было подписано “Совместное заявление о неотложных мерах по стабилизации обстановки в стране и преодолению кризиса”. От УССР подпись поставил Премьер – министр В. Фокин. Заявление зафиксировала сближение позиций Президента СССР и лидеров республик, сделали взаимные уступки в вопросе о соотношении полномочий центра и республик. В мае между лидерами «девятки»продолжались консультации, в результате которых было в основном согласован текст союзного договора. Его предварительное подписание было назначено на 20 августа. Однако украинский парламент под влиянием Народного совета решил отложить рассмотрение проекта договора на осень. При этом решено было проанализировать его соответствие Декларации о государственном суверенитете Украины. Республика оказалась перед историческим выбором: стать независимым властителю остаться в составе “обновленной федерации”.


Загрузка...

Похожие материалы:

  1. Февральская буржуазно-демократическая революция и ситуация в Украине
  2. Политическое развитие и рабочее движение в мире конец XIX в. – Начало XX в.
  3. Влияние Интернационалов на рабочее движение второй половины XIX – начала XX в.
  4. Социал-демократическое и рабочее движения в Российской империи
Оценка статьи:
1 звезда2 зведы3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Загрузка...
Теги: возникновение политических партий, кризис экологии, народное движение, политическая борьба, провал экономической реформы, рабочее движение, сопротивление демократическим преобразованиям, социальной сферы

Загрузка...

Навигация

  • Главная
  • Образование
  • Общество
  • Природа
  • Медицина
  • История
  • География
  • Экономика и финансы

Наши партнеры

1) Образовательные материалы для школьников и студентов;
2) Рефераты для студентов и школьников
3) реферати і лекції на українській мові.


При использовании материала ссылка на сайт обязательна. © 2013 Все права защищены