Утверждение украинского национального самосознания в Западной Украине было процессом тяжелым и медленным. Западное общество в конце XVIII – первой половине XIX в. был аграрный, традиционный и провинциальный. В нем, за исключением духовенства, не было социальных слоев, способных воспринять идею народности, а затем национальную идею. После того как в XVI – XVII в. Украинская шляхта почти полностью спольщилась и окатоличилась, роль духовного лидера в украинском крестьянской среде стало играть духовенство. Однако по материальным и культурным уровнем, по широте мировоззрения украинский сельский священник мало чем отличался от своих прихожан. Ему не хватало ни знаний, ни времени, ни духовных сил, чтобы задумываться над положением своего народа, его историей, настоящим и будущим.
Это произошло из-за подавлено положение греко-католических священников, которых польские шляхтичи заставляли отрабатывать барщину. Хотя общины и выделяли своим духовникам немного больше земли, а крестьяне платили за крестины, венчания и похороны, все эти доходы обычно тратились на богословское образование для сыновей и приданое для дочерей.
Реформы, проведенные Габсбургами, создали украинским духовенству прочные предпосылки для социально – экономического укрепления и духовно-культурного развития. Однако рост материального и повышение образовательного уровня духовенства отделяло его от простого крестьянства.
Особенно это сказывалось на потомках сельских священников, которые получали образование в городах. Пока эти дети росли и воспитывались в родном селе, то вели естественно, разговаривали на родном языке. Попав в город, они страдали от комплекса неполноценности и переходили с «языка пастухов» на язык «высокой культуры». Вплоть до конца XIX в. даже в семьях русских патриотов разговаривали на польском, немецком, венгерском языках. Украинский же общались только со своими невежественными прихожанами. И все-таки связи с народом сделали свое дело. Часть духовенства осознавала, что своим лучшим положением итоге обязан подавленном, нуждающемуся народа. У священников формировался моральный долг перед крестьянами, с которыми они росли, общались, знали их душу. Молодые священники пытались улучшить нищенское положение народа, вырвать его из тьмы невежества, защитить достоинство, высоко оценить чувства и мысли, высказанные на родном языке, возвеличить украинскую культуру. На образованных украинского имели вылил примеры культурного развития польского и особенно чешского народов.
Одной из причин общественного прозрения и вызревания идеи народности в среде украинского духовенства стало распространение западноевропейских идей, которые заложили новые мировоззренческие основы под здание украинской национальной идеи. В конце XVIII – начале XIX в. это были идеи просветительства. Они вдохновляли греко-католических священников на просветительскую деятельность: развитие школ, образование народа. Эти люди верили, что знания, которые надо давать народу на понятном ему языке, превратят мир на началах добра, справедливости и гуманизма, гармонизируют его
отношения с властью. Однако украинские просветители считали главным двигателем преобразований не народ, а образованных австрийских монархов, которые с помощью имперского чиновничества обеспечат процветание и порядок во всей империи, в том числе в земле.
В начале XIX в. в культурном и интеллектуальном жизни Европы господствовал романтизм. Он был проявлением духовного сопротивления сухости и однообразия существующего имперского порядка. Романтизм воспевал эмоциональность, разнообразие, спонтанность, непринужденность и естественность. Восточную Европу быстро пленили взгляды немецкого философа Й.-Г. Гердера, призвал отбросить «высокую культуру», что забыла о живой личности, оставить однообразие имперских дворов и аристократии и искать источники вдохновения в самобытной культуре простых людей. Под его влиянием восточноевропейская интеллигенция услышала в песнях своего народа больше мелодичности, чем в пышных барочных композициях, увидела в крестьянских обычаях больше изящества, чем в придворных манерах, а в народных пословицах больше мудрости, чем в книгах философов.