• Главная
  • Образование
  • Общество
  • Природа
  • Медицина
  • История
  • География
  • Экономика и финансы
Сборник рефератов
Сборник рефератов » История » Духовная жизнь в Украине 1917-1920 годов

Духовная жизнь в Украине 1917-1920 годов

20-е годы были временем небывалого подъема украинской культуры. Украинская революция 1917-1920 гг дала толчок пробуждению национального самосознания и духовному возрождению, которое, несмотря на идеологические ограничения, развивалось и в последующие годы. Определенной степени способствовала этому политика украинизации.
В Украине развернулась кампания по ликвидации неграмотности. В 1923 г. создано общество ” Долой неграмотность “, которое возглавлял председатель ВУЦИК Г. Петровский. В течение 20 – х годов количество неграмотных сократилась с 76 до 43 % взрослого населения. В течение следующего десятилетия неграмотность была практически ликвидирована.
Образование стало ареной широкомасштабных экспериментов. Университеты были реорганизованы в институты народного образования (ИНО). Обучение в них было платное, но дети бедных рабочих и крестьян (то есть подавляющее большинство студентов) освобождались от платы. В 1925 г. действовало около 18 тыс. школ, 145 техникумов, 35 институтов и 30 рабфаков.
Распространению грамотности и успехам образования способствовала украинизация, которая открывала массам украинского доступ к знаниям с помощью родного языка. Она также побудила интеллигенцию к сотрудничеству с властью, к участию в образовательной и научной деятельности. Много сделали для развития образования наркомы Григорий Гринько (1920-1923), Александр Шумский (1924-1926) и Николай Скрипник (1927-1933).

Духовная жизнь

Духовная жизнь

Украинская наука во многих областях вышла на мировой уровень. Ее главным центром стала Всеукраинская академия наук (ВУАН). Основанная еще в 1918 г. правительством Скоропадского Академия имела три секции: историко – филологическое, физико-математическое и социально – экономическую. Наиболее плодотворно работала историко – филолоиична секция, где ведущую роль играл Михаил Грушевский. В 1924 г. он вернулся из-за границы и был избран академиком ВУАН, а в 1929 г. – академиком АН СССР. Членами секции были историки Дмитрий Багалей, Михаил Слабченко, Александр Оглоблин, Осип Гермайзе, Дмитрий Яворницкий, литературоведы Сергей Ефремов и Владимир Перетц, этнограф Андрей Лобода, филолог и востоковед Агафангел Крымский, искусствовед Алексей Новицкий. Ведущим изданием украиноведческих студий стал журнал ” Украина “. Грушевский продолжал работу над главным трудом своей жизни – многотомной ” Историей Украины – Руси “. В физико – математической секции работали ученые с мировыми именами – математики Дмитрий Граве и Николай Крылов, химики Владимир Кистяковский и Лев Писаржевский, в социально -экономической секции – Константин Вобла, который начал изучение экономической географии Украины, статистик и демограф Михаил Птуха, историк права Николай Василенко. Действительными членами ВУАН стали основатель украинской школы физиологии растений Евгений Вотчал, ботаник Александр Фомин, биолог Николай Кащенко, геолог Павел Тутковский. Президентами Академии были выдающийся естествоиспытатель Владимир Вернадский (1919-1922), ботаник Владимир Липский (1922-1928), микробиолог и эпидемиолог Данило Заболотный (1928 – 1929).
В это же время формируется и марксистская историческая школа под эгидой Украинского института марксизма- ленинизма в Харькове. Ее лидером был Матвей Яворский, галичанин по происхождению, стремился дать марксистскую интерпретацию истории Украины. Пока марксизм сравнительно мирно сосуществовал с беспартийной наукой.
Бурное развитие украинской литературы в 20- е годы дал основание исследователям сравнивать его с эпохой Возрождения. Особенность этого времени –
разнообразие литературных направлений, возникновение и распад многочисленных писательских групп. Некоторые из них находились под влиянием Пролеткульта – советской литературно – художественной. И просветительской организации, для которой было характерно нигилистическое отношение к ” буржуазной ” культуры прошлого. В Харькове возникли массовые писательские организации: ” Плуг ” (1922-1932) – союз крестьянских писателей, в которую входили Сергей Пилипенко, Петр Панч, Андрей Головко и др.., И “Гарт ” (1923-1925) – союз пролетарских писателей, которую возглавляли Василий Эллан – Голубой, Николай Волновой, Владимир Сосюра.
Существовали также группы ” непролетарских ” писателей: неоклассики (Николай Зеров, Максим Рыльский, Михаил Драй -Хмара), символисты (Павел Тычина, Дмитрий Загул, Юрий Меженко), футуристы (Михаил Семенко, Гео Шкурупий).
В Киеве 1924 образовалась литературная группа “Звено “, впоследствии переименованная в МАРС (Мастерскую революционного слова). Она объединяла Григория Косынку, Валериана Пидмогильного, Евгения Плужника и других писателей.
В 1925 г. после распада ” Гарта ” возникла Вольная академия пролетарской литературы (ВАПЛИТЕ). В нее вошли писатели, которые стали гордостью украинской литературы Павло Тычина, Бажан, Владимир Сосюра,
Юрий Смолич, Юрий Яновский, Петр Панч. Идейным лидером ВАПЛИТЕ был Волновой, первым президентом – Михаил Яловой (Юлиан Шпол).
Это была эпоха относительно свободного развития литературы и искусства, когда создали свои лучшие прозаические произведения М. Волновой В.Пидмогильный, Г. Косынка, Ю. Яновский. Широкую известность завоевал юморист Остап Вишня. На 20 -е годы приходится расцвет творчества П. Тычины и М. Рыльского, рядом с ними творила целая плеяда талантливых поэтов: М. Зеров, М. Драй -Хмара, П. Филипович, Е. Плужник, В. Сосюра, М. Бажан, Т. Осьмачка. Среди драматургов ведущее место занимал Н. Кулиш. Лесь Курбас и его труппа ” Березиль” творили новый украинский театр. А. Довженко получил мировое признание своими фильмами “Звенигора”, ” Арсенал “, “Земля”.
Однако уже в середине 20- х годов появились первые симптомы будущей трагедии украинской культуры. После выступления Хвылевого и его призыву к ориентации на европейскую, а не на русскую культуру, руководство КП (б) У начало обвинять деятелей ВАПЛИТЕ в буржуазном национализме и приложило усилия для укрепления идеологического контроля над культурой. В 1927 была создана Всеукраинская союз пролетарских писателей, где уже чувствовалось партийный контроль. А в конце 20- х годов украинская интеллигенция понесла первые репрессий.
Еще 1 января 1919 Директория провозгласила автокефалию Украинской православной церкви, однако война помешала ее созданию. Все Украинская православная церковный совет (существовала с 1917 г.) 11 октября 1921 созвала Всеукраинский православный церковный собор в Киеве, который утвердил автокефалию и избрал Василия Липковского митрополитом Украинской автокефальной православной церкви.
Новая церковь быстро росла. В 1927 она была 34 епископы, почти 11 тыс. священников, 2800 приходов и 6-7 млн прихожан. Однако большинство верующих осталась в лоне Русской православной церкви. Служба в УАПЦ. Правилась украинском языке вместо церковнославянского. Были отменены традиционные рясы, длинные волосы и бороды. Епископам разрешалось жениться. Управление церковью было демократичным, чем в РПЦ. Важной чертой УАПЦ была соборноправнисть, есть активная роль мирян в управлении церковью.
Патриарх Московский и всея Руси Тихон объявил УАПЦ незаконной, поэтому зарубежные патриархи отказались ее признать. Зато к ней присоединились православные Украинской из диаспоры.
УАПЦ критически относилась к советской власти, вызвав этим на себя преследования. Сначала власти пытались разложить церковь изнутри, поддерживая раскольнические церковные организации. В 1924 г. появилась ” Деятельное Христова церковь” (ДХЦ), председателем которой стал М. Мороз, а центром – Михайловский монастырь в Киеве. Впоследствии ей передали некоторые храмы УАПЦ, но ДХЦ оказалась бессильной и ликвидировалась 1927 В 1925 г. возникла ” Соборно – епископальная церковь” под руководством Феофила Булдовского. Она, как и УАПЦ, отстаивала украинскую церковную независимость, но была лояльной к советской власти.
Одновременно развернулась широкая ” атеистическая пропаганда “, которая сводилась к высмеивание религии и богохульства, что оскорбляло и отталкивало верующих. Многие храмы были закрыты и даже разрушены. Во второй половине 20- х годов было разогнано монахов Киево – Печерской лавры, а игумена Гермогена Голубинского арестованы. Саму Лавру вскоре превратили в антирелигиозный музей.
В конце 20- х годов власть перешла в открытое наступление на УАПЦ. На украинские приходы были наложены крайне тяжелые налоги. Ограничивалась свобода передвижения епископов. В октябре 1927 г. 2-й Всеукраинский церковный собор под давлением Государственного политического управления (наследника ЧК) отстранил митрополита Василия Литовского, который сразу был арестован по обвинению в украинском национализме. Новым митрополитом стал Николай Борецкий. Церковь существовала еще некоторое время, но судьба ее уже была решена.


Загрузка...

Похожие материалы:

  1. Правобережная Украина и западноукраинские земли в XVIII в.
  2. Киевская Русь при Ярославе Мудром
  3. Метаморфические горные породы
  4. ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА (1914-1918 гг.) НАЧАЛО ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
Оценка статьи:
1 звезда2 зведы3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Загрузка...
Теги: литература и искусство, образование и наука, Украинская автокефальная православная церковь

Загрузка...

Навигация

  • Главная
  • Образование
  • Общество
  • Природа
  • Медицина
  • История
  • География
  • Экономика и финансы

Наши партнеры

1) Образовательные материалы для школьников и студентов;
2) Рефераты для студентов и школьников
3) реферати і лекції на українській мові.


При использовании материала ссылка на сайт обязательна. © 2013 Все права защищены