• Главная
  • Образование
  • Общество
  • Природа
  • Медицина
  • История
  • География
  • Экономика и финансы
Сборник рефератов
Сборник рефератов » История » Церковь и духовенство на Руси

Церковь и духовенство на Руси

Все земли Русского государства – были одной митрополией “руськой”, под рукой константинопольского патриарха, конечно, не спрашивая ни князей, ни епископов русских, присылал на Русь своих кандидатов на митрополита – наиболее Греков. Но уже Ярослав сделал по своему: взял и поставил митрополитом Русина – Илариона. Сто лет позже так же сделал Изяслав Мстиславич, но остальные митрополитов все время посвящает и присылает патриарх константинопольский. Когда же, после татарского погрома, Суздальские князья переманили к себе и митрополита из Киева, то Галицко-Волынские князья добились того, что дано им своего особного митрополита – Нифонта (правда, не на долго).
К упадку Киева, к русской (в Киеве) митрополии принадлежало до 16 епископских кафедр: Переяславская, Черниговская, белгородская, юривська, владимирская (на Волыни), луцкая, перемиска, галицкий, Угровск (холмская), Туровская – все украинские и не украинские : новгородская, Полоцка, Смоленска, ростовская, владимирская (на Клязьме) и рязанская. Особняком была еще Тмутороканский (после изобретения Татар исчезла юривська, а Переяславская соединенная с сарайского в Орде). Епископа вибиралы на соборе епископов, а рукополагал митрополит. Митрополией правил митрополит с епископским собором, а епархией – епископ “крылось” (общиной городских священников). Епископы, или вообще церковь, должны были заботиться о “людях церковных”, что кормились при церкви или были в госпиталях и гостиница, принадлежащие к церкви. Церковные люди были, кроме причта: просвирня, игумен, игуменья, расстриженного монахи, лекарь (госпитальный), рабы, данные на церковь или пущены на волю “за душу” (по спасения души), калеки, вдовы, и еще “изгои”: попов сын, не умеет грамоты, выкупленный раб, разрушен купец. Интересно, что епископы должны были следить, хороша мера и вес в городе.
О приходе не много знаем. Видим диаконов (вероятно только по большим церквях), дьяков, пономарей и просвирни (в Византии такого правительства не было).
Откуда бралось духовенство? Когда Владимир крестил Русь; то духовенство было понемногу свое, ибо христианами были на Руси и перед тем, а затем греческое, привезенное из Корсуня и с Царьграда, вместе с митрополитом. Но и тех и других было мало, то Владимир начал забираты от родителей детей силой и отдавать в науку на попов – “матери же плакали по детям, как по мертвых, – говорит летописец – потому что еще не утвердились в вере”. Так же делал и Ярослав: он тоже набирав детей в науку, но уже не кого попало, а “оть старостъ и поповыхъ дътей”, аж 300 душ. Уже во второй половине XI в. Священников на Руси хватало, хотя церквей было уже очень много (в самом Киеве насчитывают не одну сотню – очевидно, домовые церкви в бояр). Бояре, желая иметь своего священника, часто давали в науку своих рабов и они и по висвяченню оставались рабами. А что духовенство так множилось, то это потому, что от них не требовали большой науки: чтобы был грамотный. А чтобы знать, как одправу в церкви делать, то кандидат Хаживал долго до кафедрального церковь на службу и там под присмотром “старейшего” учился. Посвящали на священника время кого-нибудь, кто только имел охоту, а это еще и потому, что с того был немалый доход для епископа: по рукоположения платилось ему 7 гривен, а то и более. Поэтому неудивительно, что одного епископа Суздальского сбросили за то, что без надобности многих из приходов, чтобы большие доходы мать: “умножила бяше церковь грабить попы”, – как говорит летописец.
Духовное занятия передавалось от отца к сыну: попов сын так же выходит на попа, а как же не вышел, а не умел грамоте, то становился “изгоем”. Конечно же тогда, как и многие позднее на Украине, попу дети медленно приучались дома: сначала за пономаря, потом за благодарность и наконец выходил на священника. Очень часто попова семья имела все церковные должности: отец был священником, один сын – пономарем, второй – дьяком, а кто-то из семьи – по просвирни. Так по селам.
Визначнийши церкви и монастыре имели от князя “десятину” (десятая часть его доходов), кроме того от князей и богатых людей – маетности: села и хуторе с людьми. Правда, церковные имения в те времена ни были велики, потому что вообще тогда не было еще крупных частных (частного) имений. Плата за церковные требы была уже тогда большая, когда напр. за сорокоуст платилось 8 гривен (около 200 рублей на наши деньги!), но это только по городам, а по селам наиболее платили хлебом.
Татарская власть для церкви была очень благосклонна: Татары не брали налогов ни с духовенства с их семьей, ни с земель и имуществ церковных и церковных подданных. Кто пренебрежет русскую веру, того Татары казнили.
Кроме православных церквей, по крупных торговых городах были еще общины и церкви римско-католические, особенно с XIII века, когда начали работать монахи ордена Доминиканцев и францисканцев.
Но епископа католического на самой Руси не было еще даже в XIV веке.


Загрузка...

Похожие материалы:

  1. Украина в 60-90-е гг XIX в.
  2. Украина в условиях утверждения тоталитаризма (конец 20- х – 30-е гг)
  3. Скифы и Скифия
  4. Галицко – волынское государство
Оценка статьи:
1 звезда2 зведы3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Загрузка...

Загрузка...

Навигация

  • Главная
  • Образование
  • Общество
  • Природа
  • Медицина
  • История
  • География
  • Экономика и финансы

Наши партнеры

1) Образовательные материалы для школьников и студентов;
2) Рефераты для студентов и школьников
3) реферати і лекції на українській мові.


При использовании материала ссылка на сайт обязательна. © 2013 Все права защищены