В течение первой половины XIX в. архитектурный стиль барокко вытеснялся классицизмом. На смену пышности, перегруженности декоративными элементами пришел сдержанный, скупой на украшения стиль классицизма. Признаками новой архитектуры были импозантность и официальная сухость. Внешняя сдержанность сочеталась с внутренней удобством, высокими потолками, хорошей вентиляцией, богатым освещением.
Классицизм распространился и па культовые сооружения. Среди них можно назвать 89- мет- ров колокольню Успенского собора в Харькове, построенную в 1821-1841 гг. в честь победы над Наполеоном. Преображенский собор в Белой Церкви, Покровский собор в Измаиле, Преображенскую церковь в с. Великий Бурлук Харьковской области.
Первая половина XIX в. стала триумфом градостроительного искусства. В центре города создавали главную площадь геометрически правильных форм, который окружали величественные административные здания. На пересечении центральных улиц и Вокруг храмов тоже были небольшие площади. От главного Майдана расходились основном прямоугольные кварталы. Хотя, учитывая особенности уже существующей застройки и ландшафта, архитекторы прибегали и к радиально-кольцевого и диагонального планирования.
Строительство административных, образовательных, общественных и частных сооружений вокруг площади осуществлялось по определенному плану, с соблюдением масштаба зданий их форм и стиля. Так постепенно формировались архитектурные ансамбли. Один из них – ансамбль Круглой площади – сформировался в Полтаве. Украшением Одессы стал ансамбль Приморского бульвара. из которого ведут гигантские лестницы к морю.
Архитектура все более приобретала таких черт тогдашнего мировоззрения, как историзм, романтическое увлечение прошлым. Пытаясь сохранить архитектурное наследие и не зная при этом истории архитектуры, зодчие часто додумывали образы древних сооружений. Так, например, произошло с Десятинной церковью в Киеве, построенной на древнем фундаменте в 1828-1842 гг, но она была очень далека от древнего оригинала.
Середина XIX в. – Время стилизованных реставраций. Архитектурные памятники тщательно изучали, учитывали аналогичные сооружения и восстанавливали или достраивали их, соблюдая определенного стиля. Так в Киеве 1851 -1852 гг. достроили колокольню Софийского собора.
Еще в начале XIX в. в Украине было запрещено строить оригинальные украинские храмы. Исконные украинской традиции строительства деревянных церквей хранились только народными мастерами Лемковщины, Бойковщины, Гуцульщины и Буковины. В Восточной Украине, за редким исключением, и деревянные, и каменные церкви возводили в стиле русской народной архитектуры Российская империя стремилась избавиться даже воспоминаний об украинских традициях церковного строительства.
С 30- х годов XIX в. православные храмы строились по официально утвержденным так называемым российско – византийским стилем. Примером этого стиля является Самсоновская церковь на поле Полтавской битвы, построена в 1852-1856 гг. Она обильно украшена пилястрами и кокошниками, увенчанная пятью слепыми шейками, на которых держатся цибулясти макушки.
Украшением городов становились сооружения культурного назначения и помещения учебных заведений. Это прежде всего здание оперного театра в Одессе, построенный в 1809 г. в античном стиле по проекту архитектора Ж. Тома де Томона. Первый Киевский театр спроектировал известный киевский архитектор, проработавший в городе 30 лет, – Андрей Меленский. По его проектам также сводные Николаевская
церковь- ротоида, Аскольдова могила и памятник в честь обновления в Киеве магдебургского права. По проекту в стиле классицизма были построены монументальное здание Киевского университета и Институт благородных девиц.
Продолжалась традиция дворцово – парковой архитектуры. Шедеврами первой половины XIX в. стали дворец и парк К. Разумовского в Батурине, дворец П. Галагана с лесопарком в с. Сокирница на Черниговщине. Мировую славу снискали дендрологические парки «Софиевка» в Умани и «Александрия» в Белой Церкви.
Жемчужинами высокого европейского искусства в Украине является садово – парковые ансамбли, построенные в конце XVIII – XIX в., Которые описаны в 10 – томном издании «Материалы к истории усадеб» Р. Афтанази. их художественные образы оставил нам известный художник П. Орда.
Почти два десятка таких дворцов, поместий и усадеб сохранилось до наших дней в Староконстантиновщине (Подолье). Из числа них выделяется дворцово – парковый ансамбль в с. Самчиках (древнее название – Замчикы) – «одном из самых красивых деревень в уезде», – по убеждению историка XIX в. М. Теодорович. Долгое время его владельцами были представители украинского благородного рода литовского происхождения – Чечели. Об одном из них – Дмитрия Чечеля – полковника войск гетмана Ивана Мазепы, который был командиром гетманской столицы Батурина при нападении московитов, писал Т. Шевченко в поэме «погреб»:»Как Батурин славный / / Москва ночью зажгла, / / Чечеля убила и малого, и старой / / в Сейме) потопила».
На западноукраинских землях центром развития архитектуры оставался Львов. В течение первой половины XIX в. новую величественную трехэтажное здание, построенное по проекту архитектора Ф. ПИтадлера, получил старейший в Украине Львовский университет. В стиле классицизма было построено помещение Института Оссолииеьких, ратуши на площади Рынок, городской театр. Сооружения в этом стиле были возведены также в Дрогобыче, Ужгороде, Черновцах.