События Июльской революции 1830 г. во Франции вызвали активизацию оппозиционных настроений в германских государствах. Так, 27 – 30 мая 1832 в Пфальце произошло «Гамбахське праздник» с участием почти 30 тыс. человек. Если в «Вартбурзькому святые» 1817 приняли участие только студенты и профессора, то в Гамбаху собрались предприниматели, ремесленники, рабочие, интеллигенция. В речах, звучали, выдвигались требования борьбы за демократические реформы и объединения Германии.
Вследствие преследований в период политической реакции немало немецких патриотов были вынуждены покинуть страну. В 1834 г. в Швейцарии возникло общество «Молодая Германия». Члены этой тайной организации своей целью считали борьбу за объединение Германии и создание республики. В программных документах общества выдвигались требования свободы печати и собраний, введение свободной предпринимательской и торговой деятельности, ликвидации остатков крепостничества. Осуществить это собирались путем революционного переворота с помощью группы заговорщиков, имевших отстранить от власти правительства германских государств. Высылка в 1836 г. немецких эмигрантов из Швейцарии привела к распаду «Молодой Германии».
Одной из самых известных фигур в национальном движении Германии 30- 40- х годов XIX в. был профессор – экономист Фридрих Лист (1789-1846). Пропагандируя идею объединения германских государств, он первым раскрыл взаимосвязь между развитием экономики и национальным объединением Германии.
По труду Фридриха ЛЮТА «национальная система политической экономии» – Система железных дорог и таможенный союз – это сиамские близнецы, рожденные вместе, физически неотрывны друг от друга, с одной душой и волей. Они взаимно поддерживают друг друга, соревнуются за одну большую цель, за объединение немецкого народа в единую культуру, богатую, мощную и несокрушимую нацию. Без таможенного союза система немецких железных дорог никогда не станет даже предметом обсуждения, а о ее построении не приходится. Только с помощью этой системы объединенная экономика немцев способна подняться на высоту национального величия, и только вследствие этого развития железнодорожная система покажет свои преимущества.
Ф. Лист считал, что экономические интересы являются отражением потребностей нации. На тогдашний мир ученый смотрел как на «мир наций», имеющие собственные интересы и действуют для достижения благоприятных условий для их удовлетворения. По мнению современных исследователей, Ф. Лист стал одним из основателей немецкого экономического национализма, усматривая в нем действенную силу для формирования нации и построения национального государства.