Данные, использованные в публикации, были взяты из различных источников, таких, как коммерческие отчеты, интервью с представителями фармацевтических компаний, правительственных кругов, с различными отраслевыми экспертами, а также с наших собственных исследований. Они имеют значительные отличия и поэтому могут не быть абсолютно достоверными, однако являются достаточно точными, чтобы проиллюстрировать нынешнюю ситуацию в данных странах и в фармацевтической промышленности этих стран.
ПЕРЕЧЕНЬ АББРЕВИАТУР
ВВП Валовой внутренний продукт
ЕС Европейский Союз
НИОКР Научные исследования и конструкторские разработки
СНГ Содружество Независимых Государств
CADREAC соглашение о сотрудничестве организаций, регулирующих сферу лекарственных средств стран-членов Европейского Союза
ECU Валюта Европейского Союза (ЭКЮ)
GDP Надлежащая дистрибьюторская практика
GMP Надлежащая производственная практика
NCE Новая химическая субстанция
PIC Конвенция по фармацевтического контроля
Уровень расходов на здравоохранение в процентах от ВВП впечатляет низким в тех странах, где ВВП на душу населения является самым низким. Высокий уровень расходов в процентах от ВВП – в Германии, составляет 11,5%, следующее место занимает Польша – 7,5%, затем Казахстан – 3% и дальше Украина – лишь 2%.
Расходы на медикаменты в процентах от расходов на здравоохранение в Украине, Германии и Польши находятся в пределах 15-20, что характерно для стран Западной Европы. Процент от расходов на здравоохранение, что выделяется на медикаменты, является чрезвычайно высоким в Казахстане – 54, но вряд ли это правдоподобным, учитывая соответствующее количество врачей и больничных коек на душу населения.
Украина тратит на здравоохранение и медикаменты меньше денег, чем другие три страны, как в абсолютных, так и в относительных величинах. Как совокупные расходы на душу населения, так и расходы в процентах от ВВП ниже, чем в любой другой стране из тех, что сравниваются. Это означает, что здравоохранение в Украине менее приоритетное направление, чем в других странах, является тревожным знаком, поскольку абсолютный уровень расходов настолько ниже, чем соответствующие уровни в Германии и США, что базовые потребности населения в охране здоровья никак не могут довольствоваться на соответствующем уровне. Падение в абсолютных величинах понятно, поскольку уменьшается ВВП на душу населения. Однако значительное уменьшение уровня расходов на здравоохранение по сравнению, чем падение ВВП, становится чрезвычайно тяжелым бременем для населения. Уровень расходов действительно настолько низким, что население вынуждено почти полностью самостоятельно финансировать свои потребности по здравоохранению.
ИНФРАСТРУКТУРА СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Средняя продолжительность жизни и детская смертность непосредственно связаны с уровнем жизни. Наибольшая средняя продолжительность жизни зарегистрирована в Германии, составляет 73/80 лет для мужчин / женщин, далее Польша – 68/77 лет, потом Украина – 62/73 лет и, наконец, Казахстан – 55/65 лет соответственно. То же самое касается и детской смертности: в Казахстане она примерно в 5 раз выше, в Украине – в 3 раза выше, в Польше – в 2 раза выше, чем в Германии. Меньшая продолжительность жизни и высокий уровень детской смертности в Казахстане по сравнению с Украиной является в основном результатом высокого уровня загрязненности окружающей среды в Казахстане вследствие добычи полезных ископаемых, ядерных испытаний и космических исследований.
Основные причины смерти во всех 4 странах подобны: примерно половина смертей вызваны заболеваниями системы кровообращения, примерно 20% – злокачественными новообразованиями и примерно 5% – респираторными заболеваниями. Следует отметить относительно высокий уровень смертности, обусловленной несчастными случаями, травмами и отравлениями в Украине и Казахстане.
Количество врачей и больничных коек на 1000 населения является самой высокой в Украине и низкой в Польше. Общее количество аптек является самой высокой в Германии, следующие места занимают Украина, Польша и Казахстан. Однако абсолютное количество врачей, больничных коек и аптек не является показателем уровня здравоохранения, ведь в Польше, Украине и Казахстане в разной степени не хватает средств для финансирования зарплаты, медикаментов и оборудования.
Система здравоохранения через недостаточный уровень финансирования не способна обеспечить достаточные финансовые ресурсы врачам для адекватного лечения пациентов. Существуют также значительные различия в системе социального обеспечения, а также в системе компенсации медицинских услуг. В Польше и в Украине, как правило, пациенты должны платить самостоятельно за лечение и медикаменты, и лишь отдельные группы населения получают медицинское лечение бесплатно или по сниженной стоимости. В Казахстане была введена медицинская система страхования, также в состоянии разработки находится система компенсаций. Обязательная система страхования здоровья была также введена в Польше..
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Германия имеет высокоразвитую фармацевтическую промышленность, а Польша находится на пути к развитию такой же. Такая промышленность включает классические химические компании, биотехнологические предприятия и небольшие высокоспециализированные исследовательские центры, которые производят небольшое количество достаточно сложной продукции. Предприятия в других двух странах ограничиваются только производством и их деятельность все еще тесно связана с классической химией.
Фармацевтическая промышленность Украины и Польши имеет следующие характеристики: сравнительно малые предприятия, продукция которых не соответствует стандартам GMP / GDP, минимальная деятельность по научно-исследовательских конструкторских разработок (НИОКР), преимущество генериков и малый оборот на работника. Производство фармацевтической продукции Польше есть в 3-4 раза более развитым, чем производство Украина, тогда как производство лекарств в Казахстане является совсем незначительным. В Казахстане есть лишь несколько предприятий, производящих лекарственные средства; их основная деятельность – это производство низкотехнического больничного оборудования и снабжения. Однако отсутствие современной фармацевтической промышленности, которая была бы способна отвечать потребностям населения, отражается в отрицательном торговом балансе во всех трех странах.
Ведущие украинские и польские фармацевтические компании-производители по сравнению с немецкими компаниями являются относительно малыми (по объемам производства и продаж). По этой причине им трудно основывать собственные отделы для НИОКР. Разработка новой химической субстанции стоит примерно 400-600 млн долларов США и для того, чтобы получить приемлемый уровень возврата инвестиций, такие новые химические субстанции нужно продавать по всему миру или по меньшей мере на трех крупнейших рынках (США, Европа, Япония). Фармацевтические предприятия в трех бывших коммунистических странах не имеют ни средств на разработку таких лекарств, ни возможности торговать ими в разных странах мира.
Невозможность разрабатывать новые лекарства вместе с общей неспособностью населения платить за такие дорогие лекарства является причиной того, что генерики занимают чрезвычайно большую долю на рынке, а также того, что преимущественно на генериках базируется отечественное производство. Генерики основном является дешевой продукцией, так как затраты на НИОКР отсутствуют и расходы на маркетинг незначительны. Поскольку спрос зависит от цены, эта продукция имеет относительно небольшой уровень прибыли, ограничивает возможность производителей генериков вкладывать инвестиции и следить за научным прогрессом.
Другой характеристикой Польши, Украины и Казахстана производство, не соответствует стандартам GMP и GDP. Хотя правительства Польши и Украины ввели стандарты GMP, есть лишь несколько фармацевтических компаний, которые хотя бы частично соответствуют европейским стандартам GMP. Подсчитано, что для приведения фармацевтической промышленности каждой страны к стандартам GMP нужно 5-10 млрд долларов США и достижения амбициозной цели займет примерно 10 лет.
Наиболее значимые данные по фармацевтической промышленности суммированы в табл. 3 Для сравнения добавляются некоторые основные данные о 20 ведущих международных фармацевтических компаний (табл. 4), которые свидетельствуют, что оборот только одной из 20 ведущих компаний значительно превышает по стоимости весь фармацевтический рынок Украины и Казахстана!
РЫНОК ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ
Фармацевтические рынки США и Германии составляют 84 и 32 млрд долларов США соответственно. По сравнению с ними, рынки других стран очень маленькие: рынок Польши – примерно 3,3 млрд долларов США, рынки Украины и Казахстана – 1 и 0,4 млрд долларов США соответственно. Однако в то время как фармацевтический рынок Польши быстро растет, предполагается, что фармацевтический рынок Украины сократится. Но рыночный потенциал Украины и Казахстана является очень высоким, поскольку скрытая и неудовлетворенная потребность населения в лекарствах в этих странах очень высокой
Рынки трех сравниваемых стран характеризуются недостаточностью средств для снабжения населения необходимых лекарственных средств надлежащего качества по доступным ценам и в необходимых объемах, преимуществом генериков параллельно с отсутствием современных лекарств, а также средств для инвестиций в НИОКР и в введения GMP / GDP, а также преимуществом средств самолечения . Поскольку отечественное производство фармацевтической продукции в Польше, Украине и Казахстане недостаточно, чтобы удовлетворить потребности населения, то иностранные фармацевтические компании занимают больший сегмент рынка по стоимости.
За недостаточности средств для системы здравоохранения в Польше, Украине и Казахстане предполагается что доля рынка средств самолечения / безрецептурных лекарств увеличится в год на 10 процентов. И наоборот, рыночная доля рецептурных лекарств, а также лекарств, продаваемых исключительно через аптеки, уменьшится. Кроме того, регулирование цен будет в будущем еще более ограничительным, поскольку даже в «богатых» западных странах расходы на здравоохранение становятся недопустимо большими.
ИМПОРТ / ЭКСПОРТ
В Польше, Украине и Казахстане отечественное производство может удовлетворить лишь часть потребностей населения в лекарственных средствах, результатом чего является необходимость импортировать значительные объемы медикаментов из зарубежных стран. Таким образом, все три сравниваемые страны имеют значительный торговый дефицит с фармацевтической продукции.
Значительную долю дефицита вызывает импорт сырья, так как большинство (до 70 процентов) необходимого сырья для отечественного производства лекарств нужно импортировать. Зависимость украинской фармацевтической промышленности от импортного сырья делает ее чувствительной к колебаниям валютного курса.
Украина имеет относительно высокий уровень экспорта, что составляет примерно 40% отечественной продукции по стоимости, тогда как Казахстан должен импортировать примерно 97% продукции и имеет лишь незначительную долю экспорта лекарственных средств. Польша экспортирует менее половины своего производства, однако по стоимости это в три раза больше, чем Украина (табл. 6). Однако Польша также импортирует в пять раз больше, чем Украина, по стоимости. Зависимость экспорта Украины от стран СНГ является вторым слабым местом через растущую конкуренцию со стороны России.
Неудивительно, что торговый баланс стран СНГ с ЕС составляет примерно 625 млн долларов США: экспорт из ЕС достигает 631 млн долларов США, тогда как экспорт в ЕС составлял лишь 6 млн долларов США, менее 1% импорта.