Географическая характеристика транспорта мира базируется на анализе целого ряда важных показателей. Протяженность мировой транспортной сети со второй половины XX в. увеличилась в полтора раза. Значительно выросла протяженность трубопроводов! (В -1 раза) и воздушных путей (в 2,5 раза). Длина эксплуатационных внутренних водных путей и железных дорог даже сократилась. Обеспеченность транспортными путями рассчитывают на единицу территории. В среднем в мире па и 100 км суши (без Антарктиды) приходится около 30 км транспортных путей. Во многих странах Европы этот показатель в 10 раз выше, а в странах Африки он не превышает 1 км.
Конфигурация транспортной сети зависит от величины и формы территории, природных условий, особенностей исторического развития, размещения населения и хозяйства. Моноцентричнии конфигурация характерна для стран, которые имеют один главный экономический центр (Париж во Франции, Буэнос-Айрес в Аргентине). Полицентрический тип сложился в тех странах, где исторически сформировалось несколько подобных центров (Германия, Польша). Линейный тны характерен для стран с вытянутой территорией (Чили, Куба, Норвегия).
«Колониальный тип» характерен для бывших колониальных территорий. В этих странах дороги строились для вывоза производимого сырья в метрополии. Поэтому транспортные пути прокладывали из внутренних районов к побережью.
Экономическими показателями работы транспорта является грузооборот, измеряемый в тонно-километрах (т-км). и пассажирооборот – в пассажиро-километров (пасс-км), представляют собой произведение объема перевозок (в т или пасс.) на расстояние (в км). По грузообороту лидируют морской, железнодорожный, автомобильный, воздушный транспорт, а по пассажирообороту – автомобильный, железнодорожный, воздушный, морской. В странах «третьего мира» и ныне определенную роль играют гужевой, вьючный и другие виды транспорта.