Как я отмечал ранее, подавляющее большинство исламских финансовых трансакций предполагает не получение части прибыли, а рост стоимости основной суммы с заранее заданной рентабельностью. Принципами мудараба и мушарака пользуются, главным образом, для выполнения обязательств банков перед розничными клиентами. С другой стороны, организация подоходного оборота активов является делом куда более рискованной. Самым распространенным среди финансовых инструментов, которые применяются с этой целью, является структура с вложенной функцией роста стоимости, известная под названием мурабаха. Опять же, ее звучание отдаленно напоминает мне английский термин “repo”, что обозначает на Западе соглашение купли-выкупа. Те контракты, которые я лично подписывал с исламскими клиентами, все были соглашениями типа мурабаха.
Согласно договору мурабаха банк покупает своему клиенту, и от его имени, определенный актив. Передавая актив клиенту, банк начисляет к его цене надбавку, которую клиент платит с обусловленным отсрочкой. “Надбавлена стоимость” перепродуваного актива весьма напоминает западные манипуляции по “внесение процента в цену актива” с целью ухода от налогообложения. Исламские банки подвергают себя беспрецедентном риска в течение срока пребывания в них актива, заказанного для другого. Банк находится между заказчиком и поставщиком, но в случае затруднений окажется “крайним”. В строгой форме мурабаха банки предоставляют заказчикам определенную гарантию качества заказанного для них товара. В зависимости от вида актива, он передается клиенту на условиях немедленной или отсроченной оплаты. Как видим, услуги, предоставляемые исламские банки, существенно отличаются от простого, привычного нам, заем денег.
Между прочим, многие исламских финансовых организаций для расчета надбавок для фирм с небольшими объемами прибыли используют ставку LIBOR. Ли это мусульманским принципам? Большинство участников рынка, похоже, считают, что да. Соответственно, LIBOR является наиболее распространенным критерием оценки будущих сделок.