Давайте обратим внимание, каким образом происходят инновации в другой сфере бизнеса – изготовлении программного обеспечения. Во многом финансовые инновации будут очень похожими. Обе сферы нуждаются не столько капиталовложений, сколько идея-вложений. Однако даже если, например, в компаниях Apple или Netscape, появляются какие-то
интересные идеи, то их до недавнего времени почти невозможно было должным образом запатентовать. Программу еще можно защитить паролем, но первоначальную идею, которая приведет к ее созданию, – нет. Так Apple разработала графические интерфейсы для пользователей (англ. – Graphical user interface, GUI) задолго до того, как Microsoft предложил свои “Windows“, электронные таблицы “SuperCalc” и “Lotus 123” предшествовали “Microsoft Excel”, a “Word Perfect” занимал значительную долю рынка текстовых редакторов, еще когда “Microsoft Word” даже не появился. Компания, разрабатывающая и придумывает не обязательно доминирует на рынке программного обеспечения.
То же наблюдаем и на рынке финансовых инструментов. В конце 80-х испанские банки начали платить проценты из чековых счетов. Кампания была рекламируемая милитарной лексикой под общим названием “guerra de supercuentas” – “война против сверхбольших счетов“. Общественность знала, что “войной против сверхсчетов” руководит Banco Santander, хотя первым платить проценты клиентам текущих счетов начал Barclays Bank, что его обороты в Испании незначительны. Но кто же мог запатентовать идею залога с фиксированным процентом?
В Соединенных Штатах инструменты такого типа уже можно запатентовать. Можно даже получить патент на способ ведения бизнеса, включающий в себя разработку, маркетинг и внедрение определенных финансовых методик. Таким образом, при условии полного и четкого формулирования идей, авторские права их разработчиков будут защищены. Я сам только прохожу процесс патентования двух моих финансовых схем, следовательно пока судить о надежности защищенности моих идей еще не могу.