Пожалуй, наиболее изучаемые на сегодня формой раввинов литературы является рассказы раввинов. Эти рассказы традиционно принимали за чистую монету и использовали как исторические источники, из которых получали информацию о конкретных раввинов и различные события (см., Напр., Негг 1971; Safrai 1971), но Нойснер (Neusner 1980, 1987) отметил литературной природе и идеологической функции раввинов рассказов (см. также Gafni 1982). «История мудреца» служит как средство, передает сообщение, а именно, различные аспекты мировоззрения и образа жизни конкретного рабе (Neusner 1992). Шесть самых известных «историй мудрецов», приведенных в Вавилонском Талмуде, было не так давно проанализированы Джефри Л. Рубинштейн (Rubenstein 1999), который показал, что они представляют собой причудливо построены повествования, в формировании которых значительную роль сыграли анонимные редакторы ТВ. В своем нынешнем виде эти истории освещают ценности стамаим [мн. от стам \ авторы анонимных частей Талмуда — прим. ред \ и культуры вавилонской раввинской академии.
Одной из разновидностей «историй мудрецов» является так называемая хрия, apophthegma [греческий термин, буквально означает «то, что произносится вслух»], или повествовательная история (притча) (см. Hezser 1993: 288-291; 1996, а также приведенную там литературу). Эта первоначально эллинистическая литературная форма представляет собой рассказ, который постепенно ведет к кульминационной развязки в виде впечатляющего «выражения» или поступка, приписывается протагонисту. Такие истории рассказывали о эллинистических философов из почти всех тогдашних философских школ; они также появляются в Евангелиях и более поздних монастырских сборниках (например Apophthegmata Patrum / «Высказывания Отцов» /). Хрия должна была быть важным средством пропаганды мировоззрения и образа жизни маргинальных фигур с кружками последователей — ученых, святых и философов, — и передавались такие рассказы, видимо, учениками этих мудрецов. В них мудрость и образцовая поведение учителей противопоставляется ценностям и обычаям остального общества. Эти истории выполняли одновременно этическую и эпидейктическом функции: они повышали репутацию учителя и передавали его учение следующим поколениям.
Специфически Галахические форме рассказа является казуальная история, или Маасэ (см. Goldberg 1999). Вообще она очень сжатой и может рассматриваться как абстракция какого-то дела, когда изложенной подробнее. Тех, кто передавал и редактировал эти истории, больше всего интересовали решения по делам, приведенные в конце. Казуальные истории в трактатах Бавот в ТВ изучал Сеґал (Segal 1990), а в трактатах Бавот в е — Гецсер (Hezser 1993). Прецеденты и судебные постановления также относятся к наиболее часто используемых литературных форм, в которых по античной эпохи передавались традиции римского права (см. Hezser 1998: 583 ff.). Свое «Sitz im Leben» они находили в юридических консультациях, которые оказывали раввины и специалисты из римского права.
Теги: евреи, иудаизм, культура, литература евреев, цивилизация