Очень интересной в коммуникационном плане было общество «Просвита», возникшее в 1868 г.. Во Львове и в начале действовала на территории Галичины (до времен Второй мировой войны). Именно в этом регионе деятельность данной институции дала лучшие плоды. «Просвита» выдавала популярные брошюры, книги, журналы, организовывала библиотеки, самодеятельные театральные труппы и тому подобное. Она выступала организатором различных мероприятий (памятных вечеров, концертов, спектаклей), которые имели коммуникативный эффект. Несмотря на такую черновую и казалось бы «примитивную» работу, «Просвита» сыграла очень важную роль в развитии украинского символического мира, способствуя организации и консолидации украинской нации.
В период «перестройки» произошло восстановление «Просвещения» (первоначально в виде Общества украинского языка им. Т. Шевченко, а потом уже под своей аутентичной названием). Однако, к сожалению, это восстановление не оказалось удачным. Как руководство, так и члены данного общества не имели ни четкого видения перспектив своей деятельности, ни понимания новых коммуникативных реалий. Они в основном «зациклились» на просветительских пропагандистских методах, которые в то время могло не вчерашний, а позавчерашний днем. Даже наладить эффективную издательскую деятельность, распространение печатной продукции это общество так и не смогло, не говоря уже об использовании высоких коммуникативных технологий.
Если бы руководство «Просвещения» с самого начала мало перспективный план действий, который учитывал новые коммуникативные реалии, ориентировалось на использование радио, телевидения, а затем и сети Интернет, выступило организатором литературных конкурсов, песенных фестивалей, других коммуникационных мероприятий, эта организация могла бы стать важным фактором развития современного украинского символического мира.
И это вполне реально, ведь «Просвита» в начале 1990-х годов отмечалась массовостью, имела достаточно развитую сеть, положительный имидж, ее члены были депутатами Верховной Рады, которые могли лоббировать просветительские интересы. В конце концов «Просвита» имела поддержку со стороны государственных структур. Однако возможности данного общества не были реализованы. На это были разные причины, но в основном субъективные.
Украинцы оказались в странной ситуации. С одной стороны, в конце 1991г. Они наконец получили свое государство. Однако это государство оказалось «не совсем их». Она практически не проявляла достаточной заботы в плане формирования их символического мира. Кое в чем здесь это государство было даже «хуже» чем Украинская советская псевдогосударство. Все же в советское время существовала разветвленная русскоязычная пресса, казалось немало литературы на украинском языке, существовал также заметный «Украинский сегмент» в электронных СМИ.
С другой стороны, Украинцы «розхолодилися», не создали достаточно мощных и действенных коммуникативных структур. Следствием этого стало то, что они «сдали» на откуп другим информационное пространство своего государства.
Теги: багаж знаний, гуманитарная политика, Наука, православие, религия, реферат, социология, Страна, Украина, церковь