Очевидно также, что любые реформирования ведомственной науки без вывода ее из-под административного контроля обречены на неудачу. Только после введения новой организационной структуры, с выделением исследовательских групп (лабораторий, отделов), можно сдвинуть с места процесс реформ. Вероятно, будут иметь место случаи формализации этого процесса, даже объединение всего института в рамках одного отдела. Вторым фактором должен стать регламентация административно-хозяйственного персонала с соблюдением определенных норм: не более 20-30% от штатного состава института. Кроме того, необходимо стимулировать (налогово и финансово — через фонды) создание научно-инновационных инкубаторов.
Особенно важным представляется сохранить те положительные импульсы достигнутых изменений общественного сознания, которые стали двигателем «оранжевой революции» и достичь цели развития украинского общества — обеспечить повышение экономического уровня государства и благосостояния граждан благодаря созданию условий для продвижения отечественных наукоемких товаров и услуг на мировые рынки. Поэтому для ННС актуальной становится реализация общей цели — обеспечить интеллектуальными и кадровыми ресурсами процессы общественной трансформации. Осуществить это можно только путем проведения реформирования ННС на основе начатого стратегического планирования развития ИиР в Украине, внедрение коммуникативной модели управления общественными изменениями, предполагает широкую поддержку в обществе, а также внедрение системы постоянных консультаций со всеми участниками научно-технологической деятельности: политиками, учеными, чиновниками, предпринимателями и неправительственными общественными организациями.
Реализация этой цели возможна при достижении следующих целей:
1) создание в Украине современного рынка интеллектуальных услуг;
2) обеспечение возможности граждан успешно работать в конкурентной среде с использованием самых современных достижений науки и техники;
3) обеспечение экономической независимости отечественных научных организаций и отдельных исследователей, создание условий для их собственного развития;
4) стимулирование развития отечественного научно-технического потенциала через участие в процессах международной кооперации, в том числе в европейском научном пространстве.
Выполнение этих мероприятий потребует соответствующих изменений стратегических направлений государственной научно-технической политики, определяющими из которых должны стать такие.
- Переход от политики сохранения к политике обновления научно-технологического потенциала.
- Переход от политики пассивного наблюдения к политике активного получения передовых позиций в мире на основе новых открытий, внедрение «ноу-хау», научных идей через поддержания соответствующих ИиР коммерческого направления, промышленных наукоемких инноваций.
- Переход от модели «затратной науки» модели реальной «коммерциализации научных знаний». Признание интеллектуальной собственности как основы реального роста экономики позволит перейти от чисто потребления к продаже продуктов интеллектуального труда, ввести в хозяйственный оборот объекты интеллектуальной собственности, создать основу устойчивого развития Украины в XXI веке.