Отечественное законодательство, регламентирующее процессы в сфере свободы совести и религиозных организаций, по своему гуманистическим пафосом и наличием ограничительных санкций, видимо, не имеет никакого аналога на европейском континенте. Декларируя принцип жесткого отделения церкви от государства, оно провозглашает автономность обоих учреждений, равенство между собой всех без исключения конфессий, предоставляет им широкие возможности для реализации собственных интересов, не закрепляет за одной из них каких-либо привилегий. В Конституции Украины сказано: «Каждый имеет право на свободу мировоззрения и вероисповедания. Это право включает свободу исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, беспрепятственно отправлять единолично или коллективно религиозные культы и ритуальные обряды, вести религиозную деятельность… Церковь и религиозные организации отделены от государства… Никакая религия не может быть признана государством как обязанность «язкова».
Так, в Украине юридически санкционированный третий (по только приведенной типологизацией) Тип государственно-церковных отношений, но в практической плоскости встречается немало присущего четвертом разновидности. Поэтому в отношении нашего государства можно говорить, что в ней имеет место переход от модели «отделения церкви от государства» к модели «отделения церкви и государства».
Подобная эволюция сама в целом согласуется с демократическими ценностями украинского общества. Однако она не совсем гармонизируется с украинской культурно-исторической традиции. Последняя формировалась под определяющим влиянием по крайней мере двух мощных религиозных потоков — православного и греко-католического. Но ни Конституция Украины, ни Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях» не отражают их заслуг и вклада в дело освободительной борьбы украинского народа, национального государства. Почему наши государственники, когда дело доходит до конкретных практических шагов, «закрывают глаза» на те страницы национальной истории, которых со всей очевидностью отражена ведущая роль религиозно-церковного фактора в формировании жизненного ландшафта государства.