Эйфория, вызванная окончанием «холодной войны», омрачилась 2 августа 1990, когда иракские войска вторглись на территорию Кувейта. Оккупация Кувейта и опасность, которую она таила для Саудовской Аравии и мелких государств Персидского залива, ставила под угрозу жизненные интересы США, поскольку Соединенные Штаты, как и весь западный мир, почти полностью зависели от нефтяных поставок из этого региона.
Президент Буш строго осудил акцию Багдада, призвав Ирак немедленно и безусловно вывести свои войска. Внеочередная сессия Совета безопасности ООН единогласно проголосовал за осуждение агрессивной политики Ирака и одобрила требование о прекращении огня и отвода иракских войск с территории Кувейта.
Впоследствии, в августе, Ирак провозгласил аннексию Кувейта, потребовав закрытия всех посольств в этой стране, и стал брать заложниками американских и британских граждан на кувейтской территории. 8 августа Президент Буш выступил по телевидению с сообщением о размещении американских вооруженных сил на Ближнем Востоке. Усилиями президента было создана чрезвычайная военно-политическую коалицию, в которую вошли силы из стран Азии, Европы и Африки, а также Ближнего Востока.
За период, прошедший со дня вторжения иракских войск на территорию Кувейта, Совет Безопасности ООН принял 12 резолюций, содержащих осуждение агрессии Ирака и оповещения о наложении на эту страну экономические санкции. Двенадцатая резолюция, принятая 29 ноября, одобрила применение военной силы странами-членами ООН, если иракские солдаты не покинут Кувейт до 15 января 1991 года. Новый характер американо-советских отношений создал необходимые условия для того, чтобы акция ООН смогла эффективно прекратить иракскую агрессию. Без согласия между двумя сверхдержавами ООН никогда не смогла бы санкционировать военной акции против Ирака.
Члены Конгресса публично призвали Президента Буша и мировое сообщество принять необходимые меры для разрешения кризиса в Персидском заливе мирным путем. Но вопрос приобрел конституционного содержания: согласно тексту Конституции США, право объявлять войну имеет законодательная ветвь власти. Однако во второй половине двадцатого века Соединенные Штаты неоднократно участвовали в вооруженных конфликтах без санкции Конгресса: наиболее красноречивый пример — Вьетнам. Некоторые конгрессмены утверждали, что прежде чем вступить в войну, Буш должен заручиться поддержкой законодательного органа. Другие же доказывали, что дело Конгресса — определять, где, когда и при каких обстоятельствах Соединенным Штатам принадлежит вступать в войну, однако он не может брать на себя ответственность за объявление войны.
12 января, за три дня до истечения установленного ООН срока, Конгресс предоставил Президенту Бушу желанные им полномочия — широкие полномочия военного характера, которые делегировались президенту США за последние полвека.
Война началась почти через 24 часа после окончания срока, определенного ООН. Войска США, Великобритании, Франции, Италии, Саудовской Аравии, Кувейта провели успешную операцию по освобождению захваченных территорий, нанеся Ираке сокрушительный воздушного удара. Кампания, в которой первую скрипку играли ВВС США, длилась чуть дольше месяца. После воздушной атаки на территорию Ирака и Кувейта высадились моторизованные и десантные войска. Имея полное преимущество в скорости, мобильности и огневой мощи, войска союзников одержали убедительную победу над агрессором в сухопутной операции, которая длилась всего 100 часов.
Соединенные Штаты и их союзники достигли цели, хотя победа оказалась относительной. Саддам Хусейн оставался у власти, грубо подавляя восставших курдов на севере и шиитов на юге. Вплоть до ноября 1991 года не угасали сотни факелов из нефтяных скважин Кувейта, которые намеренно подожгли иракцы. Кроме этого, Саддам всеми силами пытался воспрепятствовать допуска инспекторов ООН, которые, согласно революцией Совета Безопасности, принимали участие в выявлении и обезвреживании оружия массового поражения, таилась в иракских арсеналах, других ядерных объектов, а также многочисленных запасов химического оружия.
Дополнительным эффектом стало то, что Соединенным Штатам удалось убедить арабские страны, Израиль и делегацию Палестины начать прямые переговоры с целью решения сложного комплекса вопросов, которые смогли бы в перспективе привести к стабильному миру на Ближнем Востоке. Переговоры начались в столице Испании Мадриде 30 октября 1991. Они, в свою очередь, привели к тайной встречи в Норвегии, 13 сентября 1993 завершилась подписанием в Белом Доме исторического соглашения между Израилем и Организацией освобождения Палестины.