Вертикаль государственной безопасности в системе диктатуры большевистских вождей (1917-1938 гг.)
В статье исследуется функционирование органов государственной безопасности в системе партийно-государственного управления в 1917-1938 гг.
Ключевые слова: органы государственной безопасности, диктатура, большевизм.
Нельзя ставить знак равенства между советскими органами государственной безопасности, как это теперь часто делается, и спецслужбами. Термин «спецслужба» во всех своих модификациях, вплоть до тайной полиции, является приемлемым во всех политических системах, которые создают подобные структуры с целью высокопрофессиональной борьбы с внутренними или внешними врагами. Спецслужбы входили составной частью в советскую систему государственной безопасности, но не были тождественны ей. Система государственной безопасности представляла собой репрессивную властную вертикаль, органично совмещенную с двумя другими вертикалями — диктаторской компартийной и управленческой советской. Создателем такой системы власти был. Ленин. Дважды он назвал эту политическую систему государством-коммуной, поскольку она должна была создать «под себя» коммунистический социально-экономический фундамент. Затем, однако, она фигурировала в его трудах как привычное для всех нас словосочетание «советская власть».
В. Ленин прибыл из Швейцарии в Петроград в апреле 1917 г. с планом действий, который предусматривал установление диктатуры партии большевиков. Этот план сформировался у него десятилетием ранее, во время революции 1905-1907 pp. Тогда, как и в 1917 p., в России появились советы рабочих депутатов как форма самоорганизации народных низов. Во время мировой войны социальная база наиболее радикальных элементов российского общества расширилась за счет советов солдатских депутатов. Солдатами царской армии были, прежде всего, крестьяне. В мирных условиях они представляли собой наименее организованную общественную прослойку. Зато, в 1917 г. это была наиболее организованная и вооруженная часть общества.
Все политические партии видели перспективу выхода из революции в созыве Учредительного собрания, которые должны были разработать конституцию и сформировать правительство. В. Ленин, в отличие от других политических деятелей, появился в революционный Петроград с другим лозунгом: «Вся власть — Советам!». Это лозунг безошибочно подтверждает наличие у вождя большевиков плана установление однопартийной системы под прикрытием выдвинутого К. Марксом и Ф. Энгельсом в «Манифесте Коммунистической партии» лозунга диктатуры пролетариата.
Классы или нации — это объективно существующие, но аморфные сообщества, лишенные внутреннего членения и неспособны на последовательные и осмысленные действия. Представить себе класс, который осуществляет диктатуру, могли лишь молодые и неопытные немецкие коммунисты, какими были К. Маркс и Ф. Энгельс, когда создавали свой «Манифест». Тем временем, В. Ленин увидел ту звено между классом как безструктурною сообществом и собственной партией большевиков, что позволяло сосредоточить всю полноту государственной власти в его руках, не считаясь ни с лидерами других политических партий, ни с тем пролетариатом, который якобы осуществлял диктатуру. Это были советы рабочих и солдатских депутатов.
Партия большевиков строилась на принципах «демократического централизма», то есть с безусловным подчинением низших структурных звеньев высшим. В. Ленин поставил перед ней в 1917 г. задание проникнуть в советы рабочих и солдатских депутатов, вытеснить из них представителей других партий и завоевать за них политическую власть. Більшовизація советов превращала их в клон его собственной партии. Создавалась властная конструкция, которая состояла из двух вертикалей: партийной, осуществлявшей диктатуру, и советской, что пользовалась всей полнотой административной власти. Советская вертикаль формировалась на контролируемых парткомами выборах и вполне подчинялась партийной в каждом своем звене. Тем не менее, двуединая властная конструкция была названа «советской властью». В осуществлении диктатуры вожди не зависели от волеизъявления тех слоев населения, за которыми признали право голоса.
Советская вертикаль власти подчинялась партийной благодаря строгой дисциплине, поддерживаемой не только уставом, но и органами государственной безопасности. В разные времена они назывались по-разному, но всегда выполняли функцию принуждения. Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК в русской аббревиатуре) была создана В. Лениным через шесть недель после установления советской власти в виде отдельной властной вертикали.
ВЧК и ее территориальный отдел — Всеукраинская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и должностными преступлениями (ВУЧК) были главным проводником политики, направленной на подавление, в том числе средствами террора, какого-либо сопротивления политическому режиму. В системе власти ВУЧК, ее отделы в губерниях и воинские части (Отдельный корпус ВУЧК) занимали особое место.
Формально органы ЧК входили в состав наркомата внутренних дел, но прямо не подчинялись последнему. Губернские ЧК считались отделами губисполкомов, но тоже не подчинялись им. Фактическое подчинение осуществлялось только по ведомственной линии — до ВЧК включительно. Следовательно, эти органы были своего рода государством в государстве. Используя их, ЦК РКП(б) осуществлял параллельный партийном контроль за ситуацией на периферии.
Во время гражданской войны органы ЧК были главной ударной силой в борьбе с контрреволюцией в тылу, то есть подавляли любую оппозицию государственной монополии партии на власть. Эта функция осталась основной и в мирное время. Разница заключалась в том, что она распространилась и на экономическую сферу. Ведь партия осуществляла не только политическую, но и экономическую диктатуру. Руководитель ВЧК Ф. Дзержинский был назначен по совместительству с апреля 1921 г. на должность наркома путей сообщения, а в 1924 г. оставил этот наркомат, чтобы возглавить более важный — Высший совет народного хозяйства СССР.
Компартийная и советская вертикали власти насквозь прошивали народную толщу, используя для этого коммунистов, комсомольцев, государственных служащих и мелких функционеров, членов различных обществ. Чекистская вертикаль не желала отставать. Все началось с вполне гласного обращения-призыва ВЧК: каждый коммунист должен стать информатором. Впервые оно прозвучало в августе 1920 г.
Обращение к коммунистам оказались неэффективными, поскольку в обществе весьма презрительно относились к філерської работы с дореволюционных времен. Поэтому чекисты обращались за помощью к партийных комитетов. Вот образец ходатайства, адресованного Запорожской губЧК в губпартком 22 сентября 1921г.: «По намеченному плану осведомление каждый член партии, где бы он не был — на предприятиях, заводах, учреждениях, кварталах и т. п. как города, так и уезда, должен параллельно со своей прямой работой, как обязательное правило, выполнять в порядке совместительства обязанности чекиста, будучи информатором, уполномоченным куста, и безотказно подчиняясь, выполняя предписания и задания соответствующих уполномоченных ЧК в рамках их работы».
Весной 1921 г. в профсоюзах были образованы чекистские группы, на которые возлагалась обязанность разоблачать мелкие злоупотребления на производстве (хозяйственные руководители и ранее находились в поле зрения органов ЧК). Эти группы состояли из профсоюзных работников тачекістів и пользовались достаточно широкими полномочиями. Они могли применять различные меры наказания — от пропагандистских (лишение на определенный срок избирательных прав или объявление выговора на общем собрании) в таких неприглядных, как арест. Например, профспілково-чекистская группа харьковского завода Гельферих-Саде в 1921 г. рассмотрела 15 дел ідаласанкцію на арест 18 рабочих по обвинению в кражах.
Хотя новая экономическая политика сопровождалась существенной либерализацией хозяйственной жизни, государство не собиралась терять контроль над «командными высотами» производства, подкрепленный всей гаммой силовых средств вплоть до террора. В письме Л. Каменеву в марте 1922 г. В. Ленин замечал: было бы огромной ошибкой думать, что нэп положил конец террору. «Мы еще вернемся к террору и к террору экономическому», — продолжил он.
Через два с половиной месяца, в письме к наркому юстиции Д. Курского председатель российского Совнаркома уделил пристальное внимание проблеме теоретического обоснования средств террора. Считая обещания устранить террор самообманом или обманом, он требовал от наркома разработки и обоснования соответствующих юридических норм. В письме подчеркивалась необходимость «открыто выставить принципиальное и политически правдивое (а не только юридически-узкое) положение, что мотивирует суть и оправдание террора, его необходимость, его пределы».
Подавить отдельные проявления оппозиционных настроений или прямые выступления протидержавної власти — это еще пол дела. Главная задача чекистов партийное руководство видело в недопущении самой мысли об оппозиции власти среди граждан. Террор против тех, кто не желал подчеркивать лояльности политическому режиму, действительно нуждался в открытости и даже самой широкой популяризации.
Начиная с 1921 p., в Украине почти ежегодно устраивались показательные судебные процессы. Организован в мае 1928 г. процесс над технической интеллигенцией Донбасса («шахтинское дело») побил все рекорды по масштабам популяризации средствами прессы, кино — и радіопропаганди. Ссылаясь именно на «шахтинську дело», И. Сталин на пленуме ЦК ВКП(б) в июле 1928 г. обосновал тезис об обострении классовой борьбы по мере продвижения страны к социализму. Пропагандистские органы постарались превратить ее в стереотип, над которым не стоит задумываться.
Становление коммунистической спецслужбы в советской Украине
Загрузка...