Главной особенностью исламского банковского дела является, конечно, отсутствие процентных начислений, однако встречаются и другие социальные и этические требования для наиболее «чистых» и «ревностных» мусульман — например справедливое распределение доходов и богатства и ухода инвестиций в нежелательные сферы бизнеса.
Кое-кто утверждает, что запрет риба у мусульман напоминает антилихварский законы Запада или штрафные санкции за излишества в обложении процентом. Такой взгляд исключает из анализа откровенных ростовщиков, концентрируясь, в свою очередь, на современных исламских банкирах. Отличается также отношение к процентам, начисленным на пассивные инвестиции вроде облигаций и банковских депозитов, и процентов, полученных из продуктивных производственных займов. Однако для удобства различения между видами процентных начислений на практике не проводится. Все виды процентов, независимо от их трактовки на Западе, в мусульманском мире объявляются харам.
Существует аспект исламского банковского бизнеса, который одновременно является для западных партнеров и более, и менее комфортным: Коран различает ростовщичество и торговлю и, соответственно, бизнесмены-мусульмане переживают, главным образом, о возврате основной суммы займа и способность заемщика отдать ее. Различия между займами под проценты и торговлей предоставляет разнообразным исламским финансовым инструментам ориентации на получение «надбавок», отсрочки платежей или системы платежных скидок, комиссионные от «финансовой торговли» и различные типы лизинговых сделок, которые хорошо стыкуются с балансами западных банков. С этой точки зрения, создание кредитных линий на Востоке не является уж столь сложным. С другой стороны, принцип «выплаты по возможности» делает заимствования исламским партнерам вещью не совсем комфортной. Особое внимание поэтому следует уделять понятию «возможности выплат» и предыдущем выяснению причин, которые приводят к «невозможности» выполнять взятые обязательства. Как же заемщик, который не в состоянии платить, может продолжать торговать?
Как правило, в жестко размеченному мире исламских денежных трансакций покупка товаров банком В у поставщика С выливается в задержку их банком до оплаты заказа клиентом А — окончательного потребителя заказанных товаров. Соответственно, и А, заказывая нужные ему товары в С одновременно ищет финансирование от банка В. Такие операции напоминают западный лизинг или соглашения по найму-продажи. Впрочем, строго говоря, конечный заказчик А не обязан выкупать товары в банке В, который может остаться с ненужными ему продуктами С на руках.
В Иране, вся банковская система которая жестко исламизированных, воплощение беспроцентных моделей в вопросах финансирования активов продвигается куда медленнее, чем внедрение депозитных схем. Используется только половина имеющихся в частном секторе ресурсов, и те, главным образом, задействованные в краткосрочных коммерческих и торговых операциях. В Пакистане, банковская система которого является двойной, также наблюдаем концентрацию активов на краткосрочных, а не долгосрочных кредитных линиях. В целом же, медленное продвижение оборота активов является скорее следствием недостаточной квалификации банковского персонала этих стран. Я бы сказал даже, что дело только в элементарном нежелании рисковать. Исламские займа куда более рискованны, чем наши, которые традиционно защищены начислением процентов. Это, конечно, делает финансовый бизнес с исламскими странами делом весьма специфической. Помните их принцип: без прибыли — но и без боли. Даже такие крупные финансовые центры исламского мира демонстрируют сравнительно незначительные ставки долевого участия в прибылях и расходах (37% и 13%, соответственно, для Ирана и Пакистана).
Теги: банк, банковское дело ислама, Иран, Исламские финансы инструменты, Пакистан, харам, экономика ислама